г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А56-59509/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Комолова Д.С. по доверенности от 02.09.2019
от заинтересованного лица: Борисова Ю.А. по доверенности от 11.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31669/2019) ООО "Корт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2019 по делу N А56-59509/2019, принятое
по заявлению ООО "Корт"
к Комитет по строительству
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Корт" (ОГРН: 1027807577676, адрес: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 12, лит. Б, оф. 104; далее - Общество, ООО "Корт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по строительству (ОГРН: 1027810279397, адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76; далее - Комитет, ответчик) далее - Комитет) от 17.05.2019 N 1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.10.2019 суд первой инстанции изменил постановление Комитета по строительству от 17.05.2019 N 1 в части размера назначенного штрафа, снизив штраф до 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Корт" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что для расчета норматива безубыточности необходимы результаты работы Общества за три последних года работы с извлечением прибыли. При этом договор долевого участия зарегистрирован 20.01.2017, следовательно, применение в данном случае норматива безубыточности некорректно, поскольку прошло не более одного отчетного года с момента заключения договора при факте отсутствия прибыли.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в период с 11.09.2018 по 08.10.2018 Комитетом, как уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, связанная с несоответствием показателя норматива безубыточности, отраженного в отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за IV квартал 2017 года (далее - Отчетность застройщика), обязательным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (далее - Постановление от 21.04.2006 N 233), и заключением о проверке Отчетности застройщика от 10.05.2018.
По результатам проверки составлен акт от 08.10.2018 N 24/95, в соответствии с которым выявлены нарушения пункта 3 Постановления от 21.04.2006 N233 (действовавшего до 27.03.2019) в отношении норматива безубыточности Общества равного нулю, при установленном законодательством значении норматива безубыточности - не менее 1.
09.10.2018 Комитетом по строительству вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства на территории Санкт-Петербурга (далее - Предписание), в соответствии с которым Обществу было предписано:
- в отношении норматива безубыточности в срок до 01.04.2019 устранить выявленные нарушения путем представления в Комитет по строительству отчетности за IV квартал 2018 года с нормативом безубыточности не менее 1 и принять меры к недопущению подобных нарушений впредь.
22.03.2019 Обществом представлена в Комитет Отчетность застройщика за IV квартал 2018 с нормативом безубыточности равном нулю (вх.N 375-УДС).
07.05.2019 уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 1.
Постановлением N 1 Комитета от 17.05.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ООО "Корт" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции суд пришел к выводу о доказанности Комитетом состава административного правонарушения в действиях Общества, отсутствия процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, вместе с тем счел возможным изменить оспариваемое постановление в части размера назначенного штрафа.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 4 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Комитет по строительству является уполномоченным органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии со статьей 23 Закона N 214-ФЗ.
Согласно пункту 6 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Часть 11 статьи 23 Закона N 214-ФЗ устанавливает, что одним из оснований для проведения проверки контролирующим органом является выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 23 Закона N 214-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 645, которые устанавливают состав, формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости).
Постановлением Правительства РФ от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (далее - Постановление Правительства РФ от 21.04.2006 N 233), действовавшим до 28.03.2019, утверждено Положение о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21.04.2006 N 233 закреплены следующие нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика: норматив обеспеченности обязательств - не менее 1; норматив целевого использования средств - не более 1; норматив безубыточности - не менее 1.
По результатам анализа ежеквартальной отчетности Фонда Общества за IV квартал 2018 года установлено, что нормативом безубыточности равен нулю, что не соответствует требованиям пункта 3 Постановления Правительства РФ от 21.04.2006 N 233.
Как следует из материалов дела, 09.10.2018 Комитетом вынесено предписание, в соответствии с которым Обществу предписано в отношении норматива безубыточности в срок до 01.04.2019 устранить выявленные нарушения путем предоставления в Комитет отчетности за IV квартал 2018 года с нормативом безубыточности не менее 1 и принять меры к недопущению подобных нарушений впредь.
30.03.2019 Обществом представлена в Комитет отчетность застройщика за IV квартал 2018 года с нормативом безубыточности равным нулю (вх.N 532-УДС).
Учитывая изложенное, Комитет пришел к выводу о наличии в действия Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, поддерживая позицию Комитета, указал на то, что Постановление N 233, действовало до 27.03.2019, т.е. на момент представления 22.03.2019 отчетности за IV квартал 2018 года являлось действующим нормативно-правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 214-ФЗ в целях оценки финансовой устойчивости застройщика.
Апелляционный суд не согласен с указанным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что отчет застройщика представлен Обществом в Комитет 30.03.2019 вх.N 532-УДС (л.д.69-74), иная дата предоставления отчетности застройщиком материалами дела не подтверждена.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении судами жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверка законности и обоснованности привлечения к административной ответственности должна осуществляться в полном объеме судами каждой инстанции.
Составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Из названной нормы права следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось обществу. Таким образом, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Вместе с тем, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 21.04.2006 N 233 утратило силу 28.03.2019 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.12.2018 N 1683 "О нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика", предусматривающего при расчете норматива финансовой устойчивости деятельности застройщика получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 г.:
норматив обеспеченности обязательств - не менее 1;
норматив целевого использования средств - не более 1 (пп. "а" пункта 2).
Учитывая изложенное, а также срок предоставления отчетности, установленный предписание - 01.04.2019, Общество не могло использовать формулу расчета норматива, содержащуюся в Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной Приказом ФСФР России от 30.11.2006 г. N 06-137/пз-н, ввиду чего Общество не подлежало административной ответственности за невыполнение вышеуказанного предписания от 09.10.2018 на основании части 1 статьи 1.7 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В силу части 3 указанной статьи КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
На дату вынесения оспариваемого постановления Комитета от 17.05.2019 у Общества отсутствовала обязанность по предоставлению отчетности с указанием норматива безубыточности, равного 1, в связи с отменой Постановления Правительства РФ от 21.04.2006 N 233, которым указанный норматив финансовой устойчивости деятельности застройщика был предусмотрен.
Таким образом, застройщик не может быть привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания, обязывающего его предоставить сведения, не предусмотренные законодательством.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 октября 2019 года по делу N А56-59509/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Комитета по строительству N 1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 17.05.2019.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59509/2019
Истец: ООО "КОРТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ