г. Саратов |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А57-11575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапкиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз" Шагиахметовой Ольги Александровны на решение Арбитражного суда Саратовкой области от 31 октября 2019 года по делу N А57-11575/2019 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области
к директору общества с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз" Шагиахметова Ольга Александровна, г. Саратов
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.5.1 ст. 14.13 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании: директор общества с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз" - Шагиахметовой О.А., паспорт представлен суду на обозрение, личность установлена; представителя Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области - Тиханиной Е. П., доверенность от 03.04.2019 N 09-25/005723 (пост.);
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.5.1 ст. 14.13 КоАП РФ, директора общества с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз" Шагиахметовой Ольги Александровны.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2019 года по делу N А57-11575/2019 директор Общества с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз" - Шагиахметова Ольга Александровна привлечена к административной ответственности по части 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Директор общества с ограниченной ответственностью "Покровсктрансгаз" Шагиахметова Ольга Александровна не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, в связи отсутствием состава правонарушения.
Налоговый орган в порядке ст. 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Покровсктрансгаз" (ИНН 6449064635) является юридическим лицом, зарегистрировано по адресу: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Нестерова, д. 1. оф. 4, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области.
В соответствии с Приказом ФСТ России от 24.10.2012 N 696-э "О введении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий и включении организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" и Приказом ФСТ России от 14.02.2013 года N 29-э/4 г. Москва "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Покровсктрансгаз" на территории Саратовской области", ООО "Покровсктрансгаз" является субъектом естественных монополий.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, руководителем - директором ООО "Покровсктрансгаз" в период с 01.06.2012 года и по настоящее время является Шагиахметова Ольга Александровна.
Постановлением N 20 от 02.11.2016 по делу об административном правонарушении директор ООО "Покровсктрансгаз" - Шагиахметова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб. Указанное постановление руководителем ООО "Покровсктрансгаз" - Шагиахметовой О.А. не обжаловалось и вступило в законную силу 09.01.2017. Административный штраф в размере 5000 руб. взыскан принудительно 30.07.2017.
В период с 09.01.2017 по 30.06.2018 в Инспекцию от ООО "Покровсктрансгаз" поступило одно платежное поручение N 145 от 19.07.2017 по оплате задолженности по обязательным платежам в размере 560 403 руб., с назначением платежа - налог на доходы физических лиц, которая была зачтена в недоимку по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент), в том числе за 1 квартал 2016 года в размере 33 618 руб. (требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов N 6071 от 25.05.2016) и по решению Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.06.2016 N 11/14, вступившего в силу 10.05.2016 в размере 357 043 руб. (требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов N 1340 от 03.06.2016).
По состоянию на 16.03.2018 у ООО "Покровсктрансгаз" вновь возникли признаки неплатежеспособности, то есть образовалась задолженность по обязательным платежам в сумме, превышающей один миллион рублей и непогашенная свыше шести месяцев, по уплате:
-недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемую в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 1-3 кварталы 2016 года в размере 163 720.03 руб. по сроку уплаты, установленному частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшему на момент возникновения недоимки): 15.02.2016 года-19 580.00 руб., 15.03.2016 года - 19 580,00 руб., 15.04.2016 года - 19 580,00 руб., 16.05.2016 года - 16 344,93 руб., 15.06.2016 года - 19 115,10 руб., 15.07.2016 года -17 380,00 руб., 15.08.2016 года - 17 380,00 руб., 15.09.2016 года - 17 380,00 руб., 17.10.2016 года- 17 380.00 руб.;
-недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемую в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1-3 кварталы 2016 года в размере 38 115,56 руб. по сроку уплаты, установленному частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшему на момент возникновения недоимки): 15.02.2016 года - 4 539,00 руб., 15.03.2016 года - 4 539,00 руб., 15.04.2016 года - 4 539,00 руб., 16.05.2016 года - 3 789,06 руб., 15.06.2016 года - 4 431,22 руб., 15.07.2016 года - 4 029,00 руб., 15.08.2016 года - 4 029,00 руб., 15.09.2016 года - 4 029,00 руб., 17.10.2016 года - 4 191,28 руб.;
-недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1-3 кварталы 2016 года в размере 18 163,81 руб., по сроку уплаты, установленному частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшему на момент возникновения недоимки): 15.02.2016 года - 2 581.00 руб., 15.03.2016 года -2 581,00 руб., 15.04.2016 года-2 581,00 руб., 15.07.2016 года - 936,67 руб., 15.08.2016 года- 2 291,00 руб., 15.09.2016 года- 2 291.00 руб., 17.10.2016 года- 2 383,28 руб., 15.11.2016 года- 2 518,86 руб.;
-недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 4 квартал 2016 года, 1-3 кварталы 2017 года, в размере 258 886,40 руб., в том числе по сроку уплаты, установленному частью 3 статьи 431 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ, Кодекс): 15.11.2016 года - 19 108,57 руб., 15.12.2016 года-22 000,00 руб., 16.01.2017 года - 22 000,00 руб., 15.02.2017 года - 22 000,00 руб., 15.03.2017 года - 22 000,00 руб., 17.04.2017 года - 22 000,00 руб., 15.05.2017 года - 22 000,00 руб., 15.06.2017 года - 22 000,00 руб., 17.07.2017 года -32 060,89 руб., 15.08.2017 года - 29 296,94 руб.. 15.09.2017 года - 24 420,00 руб., 16.10.2017 года - 330,00 руб., 15.11.2017 года - 330,00 руб., 15.12.2017 года - 330,00 руб., 15.01.2018 года - 330,00 руб., 15.02.2018 года - 330,00 руб., 15.03.2018 года -330,00 руб., 16.04.2018 года- 330,00 руб., данная задолженность образовалась в связи с подачей деклараций N 2017КН03 от 13.04.2017 года, N 2017КН06 от 31.07.2017 года и N 2017КН09 от 19.10.2017 года;
-недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 4 квартал 2016 года, 1-3 кварталы 2017 года, в размере 60 014,58 руб., в том числе по сроку уплаты, установленному частью 3 статьи 431 части второй НК РФ: 15.11.2016 года - 4 429,72 руб., 15.12.2016 года - 5 100,00 руб., 16.01.2017 года - 5 100,00 руб., 15.02.2017 года - 5 100,00 руб., 15.03.2017 года - 5 100,00 руб., 17.04.2017 года - 5 100,00 руб., 15.05.2017 года - 5 100.00 руб., 15.06.2017 года - 5 100,00 руб., 17.07.2017 года - 7 432,30 руб., 15.08.2017 года - 6 791.56 руб., 15.09.2017 года- 5 661,00 руб., данная задолженность образовалась в связи с подачей деклараций N 2017КН03 от 13.04.2017 года, N 2017КН06 от 31.07.2017 года и N 2017КН09 от 19.10.2017 года;
-недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 4 квартал 2016 года, 1-3 кварталы 2017 года, в размере 28 680,57 руб., по сроку уплаты, установленному частью 3 статьи 431 части второй НК РФ: 15.12.2016 года - 2 610,00 руб., 15.01.2017 года - 2 610,00 руб., 15.02.2017 года - 2900,00 руб., 15.03.2017 года - 563,49 руб., 17.04.2017 года - 2 900 руб., 15.05.2017 года - 2 900,00 руб., 15.06.2017 года - 2 900.00 руб., 17.07.2017 года - 4 226,21 руб., 15.08.2017 года - 3 861,87 руб., 15.09.2017 года - 3 219.00 руб., данная задолженность образовалась в связи с подачей деклараций N 2017КН03 от 13.04.2017 года, N 2017КН06 от 31.07.2017 года, N 2017КН09 от 19.10.2017 года;
-недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН) за 2016 - 2017 годы в размере 505 297,00 руб. по сроку уплаты, установленному пунктом 7 статьи 346.21, статьей 346.23 части второй НК РФ: 25.07.2016 года - 93 057,00 руб., 25.10.2016 года - 104 262,00 руб., 31.03.2017 года - 108 920,00 руб., 25.04.2017 года- 120 936.00 руб., 25.07.2017 года- 78 122,00 руб., данная задолженность образовалась в связи с подачей деклараций N 2016ГД01 от 21.02.2017 года и N 2017ГД01 от 20.03.2018 года;
-недоимки по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент) за 3 квартал 2017 года, в размере 31 014,00 руб., в том числе по сроку уплаты, установленному статьей 227 части второй НК РФ: 01.08.2017 года - 16 948,00 руб., 01.09.2017 года -14 066,00 руб., данная задолженность образовалась в связи с подачей декларации N 2017КН09 от 27.10.2017 года.
По задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1-3 кварталы 2016 года ГУ УПФР в Энгельсском районе Саратовской области, в соответствии со статьями 19, 20, 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего на момент возникновения недоимки) принимались меры принудительного взыскания, а именно: были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 073S01160092045 от 21.04.2016 года, N 073 S01160129743 от 19.07.2016 года, N 073S01160164516 от 19.10.2016 года; вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя N 073S04160009872 от 18.05.2016 года, N 073S04160027916 от 10.08.2016 года, N 073S04160034313 от 11.11.2016 года.
По задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 -3 кварталы 2016 года ГУ - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии со статьями 19, 20, 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего на момент возникновения недоимки) принимались меры принудительного взыскания, а именно: были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 2632 от 10.05.2016 года, N 3852 от 05.08.2016 года, N5291 от 03.11.2016 года; вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя N111с/150/6 от 20.06.2016 года, N216с/287/6 от 14.11.2016 года.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 года администратором по обязательному пенсионному, медицинскому страхованию, а также социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является Федеральная налоговая служба.
По задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (4 квартал 2016 года, 1-3 кварталы 2017 года), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (4 кварталы 2016 года, 1-3 кварталы 2017 года), по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (4 квартал 2016 года, 1-3 кварталы 2017 года), по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (2016 год), по налогу на доходы физических лиц (3 квартал 2017 года), Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области принимались меры принудительного взыскания.
В частности, в соответствии со статьей 69 НК РФ были выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N 40837 от 03.03.2017 года, N 76525 от 06.04.2017 года, N 79848 от 21.04.2017 года, N 84717 от 10.05.2017 года, N 117535 от 09.08.2017 года, N 117808 от 09.08.2017 года, N 128264 от 10.10.2017 года, N 129633 от 26.10.2017 года, N 130356 от 08.11.2017 года, N 9540 от 10.04.2017 года; в соответствии со статьей 46 НК РФ были приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках N 6789 от 31.03.2017 года, N 8359 от 10.05.2017 года, N 10151 от 25.05.2017 года, N 14898 от 10.06.2017 года, N 21111 от 07.09.2017 года, N 21112 от 07.09.2017 года, N 28651 от 07.11.2017 года, N 29437 от 27.11.2017 года, N 29936 от 06.12.2017 года, N 8766 от 14.05.2018 года; в соответствии со статьей 47 НК РФ были приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от процентов за счет имущества налогоплательщика N 12320 от 20.04.2017 года, N 12451 от 11.05.2017 года, N 14219 от 25.05.2017 года, N 64490000337 от 06.03.2018 года, N 64490001602 от 02.04.2018 года, N 6449005619 от 23.08.2018 года, N 64490015985 от 14.06.2017 года, N 64490021284 от 15.11.2017 года; в соответствии со статьей 47 НК РФ были вынесены постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N 12320 от 20.04.2017 года, N 12451 от 11.05.2017 года, N 14219 от 25.05.2017 года, N 64490000337 от 06.03.2018 года, N 64490001602 от 02.04.2018 года, N 6449005619 от 23.08.2018 года, N 64490015985 от 14.06.2017 года, N 64490021280 от 15.11.2017 года.
Принятые ГУ УПФР в Энгельсском районе Саратовской области, ГУ-Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области меры по принудительному взысканию не привели к погашению задолженности.
На 16.09.2017 года ООО "Покровсктрансгаз" имело задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов и налога на доходы физических лиц (налоговый агент) в размере 1 103 891,95 руб., которую Общество не погасило в течение шести месяцев, то есть по 16.03.2018 года.
Таким образом, у ООО "Покровсктрансгаз" с 16.03.2018 года вновь возникли признаки неплатежеспособности, в связи с чем, у директора ООО "Покровсктрансгаз" - Шагиахметовой О.А. возникла предусмотренная пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязанность по обращению не позднее 16.04.2018 года в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании Общества банкротом, которая ею исполнена не была.
Общая сумма задолженности ООО "Покровсктрансгаз" по обязательным платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на 06.05.2019 года, согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N 912656 составляет - 4 656 468,72 руб., в том числе по налогам (сборам) и страховым взносам - 3 652 656,85 руб., пени и штрафы - 1 003 811,87 руб.
Сведения о подаче заявления руководителем ООО "Покровсктрансгаз" - Шагиахметовой О.А. о признании Общества несостоятельным (банкротом) отсутствуют.
По факту выявленных нарушений 07.05.2019 года инспекцией в отношении Шагиахметовой О.А. составлен протокол N 33 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Шагиахметовой О.А. к административной ответственности по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие административного правонарушения, состав правонарушения и вина заявителя в совершении вмененного правонарушения установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является повторное неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Суд первой инстанции установил, что Шагиахметова О.А. на момент возникновения обстоятельств, послуживших привлечению к административной ответственности, является руководителем ООО "Покровсктрансгаз", в связи с чем, является субъектом ответственности по части 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
В силу положений Закона о банкротстве именно на руководителя должника возложена обязанность по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (часть 2 статьи 9 Закона о банкротстве).
ООО "Покровсктрансгаз" является субъектом естественных монополий, о чем свидетельствуют Приказ ФСТ России от 24.10.2012 N 696-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль", Приказ ФСТ России от 14.02.2013 N 29-э/4 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Покровсктрансгаз" на территории Саратовской области".
Основания для обращения с заявлением о признании субъекта естественных монополий банкротом установлены специальными нормами, предусмотренными параграфом 6 главы IX Федерального закона N 127-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 197 Закона о банкротстве установлено, что субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Таким образом, обязанность по подаче заявления в арбитражный суд о признании данного лица несостоятельным (банкротом) возникает при следующих обстоятельствах: неспособность такого лица исполнить в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, денежные обязательства не менее чем один миллион рублей.
Из материалов дела следует, что Постановлением Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области от 02.11.2016 N 20 руководитель ООО "Покровсктрансгаз" - Шагиахметова OA. была привлечена к административной ответственности по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу 09.01.2017, было исполнено 30.06.2017.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Если руководство юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при наличии оснований не подало заявление о банкротстве, налоговые органы вправе самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности в виде штрафа (часть 5 статьи 14.13, статья 23.5 КоАП). За повторное такое нарушение в течение одного года арбитражный суд по обращению налогового органа может дисквалифицировать виновных должностных лиц (часть 5.1 статьи 14.13 КоАП).
Таким образом, руководитель ООО "Покровсктрансгаз" - Шагиахметова О.А. считается подвергнутой административному наказанию по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ в период с 09.01.2017 года до 30.06.2018 года.
По состоянию на 16.03.2018 года у ООО "ПОКРОВСКТРАНСГАЗ" - субъекта естественных монополий, вновь возникли признаки неплатежеспособности, то есть образовалась задолженность по обязательным платежам в сумме, превышающей один миллион рублей (1 103 891,95 руб.) и непогашенная свыше шести месяцев (с 16.09.2017 года), что является основанием для обращения руководителем ООО "Покровсктрансгаз" в суд с заявлением о признании должника банкротом.
В нарушение требований статьи 9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002, Шагиахметова О.А., являясь руководителем ООО "Покровсктрансгаз", не исполнила обязанность по подаче в срок, не позднее 16.04.2018 года, в Арбитражный суд Саратовской области заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).
Вменяемое налоговым органом протоколом об административном правонарушении N 33 от 07.05.2019 года правонарушение, предусмотренное частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, совершено Шагиахметовой OA. 17.04.2018 года, то есть в срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы Шагиахметовой О.А. о том, что суд первой инстанции пришел к не обоснованному выводу о том, что вмененное протоколом об административном правонарушении N 20 от 02.11.2016 правонарушение Шагиахметовой О.А. как директору общества (субъекта естественной монополии) применимо. При этом судом не учтено, что нарушение пунктов 2 и 3 статьи 197 Федерального закона N 127-ФЗ административным органом руководителю должника не вменялось, несостоятелен.
Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является повторность его совершения.
Таким образом, для привлечения к ответственности по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ имеет значение только факт привлечения ранее лица к ответственности по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ как руководителя юридического лица, независимо от хозяйствующего субъекта, в отношении которого не исполнена соответствующая обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании лица банкротом.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Центрального круга от 28.11.2017 по делу N А35-1763/2017, Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного круга от 08.04.2019 N Ф03-582/2019, Решении Арбитражного суда Еврейской Автономной области от 25.07.2019 по делу N А16-2447/2018.
Постановлением Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области от 02.11.2016 года N 20 директор ООО "Покровсктрансгаз" - Шагиахметова О.А. была привлечена к административной ответственности по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ, за неисполнение в срок до 11.09.2016 обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица, отвечающего признакам неплатежеспособности, несостоятельным (банкротом). Указанное постановление руководителем ООО "Покровсктрансгаз" - Шагиахметовой О.А. не обжаловалось и вступило в законную силу.
Таким образом, рассматривая дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5.1 статьи 14.13. КоАП РФ, суд устанавливает только факт привлечения ранее лица к ответственности по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ, а не проверяет законность вынесения налоговым органом постановления о привлечении лица к административной ответственности по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что общая сумма задолженности ООО "Покровсктрансгаз" по обязательным платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на 06.05.2019, согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N 912656 составляет - 4 656 468,72 руб., в том числе по налогам (сборам) и страховым взносам - 3 652 656,85 руб., пени и штрафы - 1 003 811,87 руб.
В качестве довода апелляционной жалобы Шагиахметова О.А. указывает, что вывод суда о задолженности в размере 4 656 468 рублей по состоянию на 06.05.2019 является несостоятельным, так как протоколом об административном правонарушении N 20 от 02.11.2016 вменена иная задолженность, а поскольку иная задолженность не вменена, событие и состав административного правонарушения по иной задолженности, срокам ее уплаты и соответственно, срокам возникновения обязательств по подаче в суд заявления о банкротстве - не указаны, нет ссылок на доказательственную базу иной задолженности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указание судом первой инстанции в решении на наличие у ООО "Покровсктрансгаз" задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней в размере 4 656 468 рублей по состоянию на 06.05.2019 является не выводом суда, а установлением факта наличия у Общества общей суммы задолженности по исследованным имеющихся в деле доказательствам, а именно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N 912656.
Протокол об административном правонарушении N 33 от 07.05.2019 указанной справке не противоречит, поскольку она подтверждает не только наличие задолженности указанной в протоколе, но и иной, что говорит о финансовом положении Общества на дату составления протокола.
Таким образом, директор ООО "Покровсктрансгаз", которое является субъектом естественной монополии, обязан был подать заявление о банкротстве не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств: при наличии задолженности не менее чем один миллион рублей (согласно сроку уплаты) и если такие обязательства не исполнены обществом в течение шести месяцев с даты, когда обязанность по уплате названной суммы должна быть исполнена, однако, указанные действия совершены не были.
Оценив в совокупности и взаимосвязи установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в бездействии руководителя должника признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что бездействие руководителя директора ООО "Покровсктрансгаз" Шагиахметовой О.А. по не направлению в Арбитражный суд Саратовской области заявления о признании ООО "Покровсктрансгаз" несостоятельным (банкротом), подпадает под признаки состава правонарушения предусмотренного ч. 5.1 ст. 14.13 КоАП РФ.
При наличии признаков неплатежеспособности директор Шагиахметова О.А.. должен был понимать противоправный характер своего бездействия, но не принимал соответствующие меры к его прекращению.
Доказательств невозможности соблюдения требований Закона N 127-ФЗ в материалы дела не представлено.
Таким образом, за правонарушение, отягченное признаком повторности, часть 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание, чем часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в частности для должностных лиц в виде дисквалификации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях директора состава административного правонарушения.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учел правила ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ (применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения) и решение о привлечении к административной ответственности вынесены за пределами срока давности.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ (в редакции до 26.07.2019 года) предусмотрено, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ в ее первоначальной редакции был предусмотрен общий срок давности привлечения к административной ответственности, в том числе за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), - два месяца. В то же время за отдельные виды правонарушений был предусмотрен годичный срок давности. Этот годичный срок носил специальный характер по отношению к двухмесячному сроку.
При этом частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ был установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, влекущие применение к должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации. Этот срок был общим применительно к тем правонарушениям, за которые могло быть назначено наказание в виде дисквалификации, но специальным по отношению к правонарушениям, за которые общий срок давности был установлен в два месяца. При этом законодатель исходил из необходимости усиленной защиты с точки зрения давности привлечения к ответственности тех правоотношений, которые регулировались законодательством, за нарушение которого могло быть назначено наказание в виде дисквалификации как наиболее строгое наказание по сравнению со штрафом.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) был увеличен до одного года, а Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - до трех лет.
Таким образом, в результате увеличения срока давности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) вначале до одного года, а позднее - до трех лет указанный срок становится специальным по сравнению с общим двухмесячным сроком (для дел, рассматриваемых судьями - трехмесячным сроком).
В то же время в часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ, устанавливающую срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, изменения внесены не были. Поэтому он остается специальным, но только применительно к законодательству, за нарушение которого срок давности установлен в два месяца (для дел, рассматриваемых судьями - три месяца).
Судебная коллегия полагает, что при определении срока, в течение которого должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ за повторное нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), следует учитывать, что внесенные в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ изменения были направлены на усиление ответственности за совершение отдельных видов правонарушений, в том числе и за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Законодатель, устанавливая различные сроки давности привлечения к административной ответственности, руководствуется различными обстоятельствами, в том числе и характером охраняемых правоотношений.
Соответственно, поскольку за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), совершенное впервые, частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен трехлетний срок давности привлечения к административном ответственности со дня совершения административного правонарушения, за более тяжкое правонарушение - повторное нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) срок давности привлечения к административной ответственности не может быть меньше, чем за первоначально совершенное правонарушение.
Таким образом, с учетом исторического, систематического и логического способов толкования правовых норм, довод заявителя апелляционной иснатнции о применении к рассматриваемым правонарушениям годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, является неправомерным.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 05.02.2018 N 302-АД17-15232 по делу N А33-414/2017.
В рассматриваемом случае арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности в пределах 3-летнего срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вменяемое правонарушение характеризуется формальным составом, является оконченным с момента повторного невыполнения руководителем общества соответствующей обязанности, предусмотренной Законом N 127-ФЗ.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2019 года по делу N А57-11575/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11575/2019
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области, МРИ ФНС РФ N 7 по Саратовской области
Ответчик: ООО Директор "Покровсктрансгаз" Шагиахметова О.А.
Третье лицо: ГУ Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД России, МРИ ФНС N 19 по Саратовской области, Шагиахметова О.А.