город Томск |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А03-6778/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н. В. рассмотрел апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (N 07АП-11516/2019) на решение от 30.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6778/2019 (судья А.А. Мищенко) по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) в лице филиала "Алтайэнерго", г. Барнаул Алтайского края, к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623) в лице филиала N 2, г. Барнаул Алтайского края, о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах от 06.02.2019 N 16.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - заявитель, Общество, Страхователь, МРСК) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - заинтересованное лицо, АРО ФСС, Фонд) о признании недействительными решения ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах от 06.02.2019 N 16.
Решением от 30.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что решение Фонда законно и обоснованно; страхователем при назначении соответствующих видов пособий ошибочно применен районный коэффициент в размере 1,25; считает, что в данном случае должен применяться районный коэффициент к заработной плате в размере 1,20; поскольку указанные в оспариваемом решении выплаты заявителем произведены с нарушением требований законодательства и иных нормативных актов, они не могут являться выплатами (пособиями) по страховому обеспечению на обязательное социальное страхование, такие выплаты являются обычным доходом работника, полученным в рамках трудовых отношений, и, соответственно, не подлежат исключению из облагаемой базы для начисления страховых взносов в силу положений Федерального закона N 212-ФЗ.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Общества поступил отзыв, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, заявитель по месту нахождения обособленного подразделения - филиала Публичного акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" "Алтайэнерго" зарегистрирован в качестве страхователя в филиале N 2 регионального отделения и является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В период с 29.10.2018 по 27.11.2018 Фондом проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.12.2018 N 268-д.
Кроме того, в указанный период одновременно проходила проверка страхователя на предмет правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которой установлены были нарушения законодательства РФ в расходовании средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, соответственно суммы непринятых к зачету расходов были включены в базу для начисления страховых взносов.
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, с учетом решения N 15 от 06.02.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также признанных обоснованными возражений страхователя, Фондом было вынесено решение N 16 от 06.02.2019 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
По итогам рассмотрения акта и материалов проверки фондом было принято решение N 16 от 06.02.2019 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Из решения от 06.02.2019 N 16 следует, что страхователем в проверяемом периоде занижена база для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 201 786,11 руб. в результате чего, страхователю в добровольном порядке предложено оплатить:
- недоимку в сумме 5851,80 руб. (201786,11 руб. * 2.9%) в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
- штраф в сумме 1170,36 руб. (5851,80 руб. * 20%) начисленный на неуплаченную сумму недоимки;
- пени в сумме 3332,38 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
Основанием для принятия решения послужил вывод фонда о том, что страхователем при назначении соответствующих видов пособий ошибочно применен районный коэффициент в размере 1,25.
Не согласившись с решениями Фонда, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок и условия назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии со статьей 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
На основании статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, то есть лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе, организации - юридические лица, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
На основании статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что в средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017).
В соответствии со статьей 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 316 ТК РФ установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения N 375 пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 11 настоящего Положения (далее - расчетный период).
Как определено в пункте 11 (1) Положения N 375, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В силу статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 419 Налогового кодекса РФ, МРСК является плательщиком страховых взносов, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из материалов дела следует, что МРСК начисляет заработную плату работникам с районным коэффициентом 1,25 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края"; при расчете пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также при выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком и единовременных пособий при рождении ребенка на законных основаниях применяет районный коэффициент в размере 1,25.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы Фонда о неправомерном уменьшении страхователем базы для начисления страховых взносов на сумму выплат пособий, произведенных с нарушением установленного законодательством порядка.
Статьей 5 Закона N 81-ФЗ установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов.
Постановление от 27.12.1997 N 1631 Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым районный коэффициент к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края повышен до 1,25 процентов, имеет нормативный характер и является обязательным для исполнения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом вышеизложенных норм права, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении обществом районного коэффициента в размере 1,25 при начислении и выплате государственных пособий по уходу за ребенком.
Доводы Фонда о необоснованном применении обществом при расчете вышеназванных пособий районного коэффициента, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 в размере 1,25, а также о том, что указанным Постановлением не установлена обязанность Фонда осуществлять расходы на выплату повышенного ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств бюджета Фонда, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, заявитель, применяя действующий нормативный правовой акт - Постановление Правительства Российской Федерации N 1631, обоснованно учитывал районный коэффициент в размере 1,25 при назначении вышеназванных пособий застрахованным лицам.
Исходя из социальной значимости спорных пособий, цель их выплаты заключается в компенсировании работникам их заработка, которого они лишаются в связи с наступлением определенного страхового случая, поэтому если работник получал заработную плату с учетом повышенного коэффициента, который также учитывался при уплате страховых платежей, то пособие по социальному обеспечению должно исчисляться с учетом такого же коэффициента.
Относительно второго основания акта проверки, суд первой инстанции ссылаясь на положения статей 5, 7, 8,9 Закона N 212-ФЗ, статей 15, 16, 57, 129 ТК РФ правомерно указал, что отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, сам по себе не изменяет правовую природу непринятых расходов, и не обязывает включать указанные суммы в базу для начисления страховых взносов.
Позиция суда по данному эпизоду подтверждена многочисленной судебной практикой, содержащейся в Определениях Верховного Суда РФ от 09.12.2016 N 307-КГ16- 16300 по делу N А13- 13291/2015, от 04.08.2017 N 308-КГ17-680 по делу N А32-2339/2016, от 10.01.2019 N 303-КГ18-22435 по делу N А73-1181/2018, а также в Постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2018 N Ф04-764/2018 по делу N А81-4249/2017, от 13.11.2017 N Ф04-4703/2017 по делу N АОЗ-1952/2017, от 11.09.2017 N Ф04-3182/2017 по делу N А70-15937/2016, от 05.05.2016 N Ф04-1313/2016 по делу N А27- 8846/2015, и др.
На основании изложенного следует признать, что выводы, изложенные в решении Фонда, противоречат положениям Закона N 255-ФЗ, Закона 212-ФЗ и нарушают права заявителя как страхователя, в связи с этим суд обоснованно признал решение Фонда от 06.02.2019 N 16 недействительным и удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6778/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6778/2019
Истец: ПАО "МРСК Сибири"
Ответчик: ГУ Филиал N 2 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-871/20
12.11.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-6778/19
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-871/20
19.12.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11516/19
30.09.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-6778/19