город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2019 г. |
дело N А32-33598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Смотриков О.А. по доверенности от 03.07.2019, копия диплома 01.06.2006, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Кубаньэнерго"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.10.2019 по делу N А32-33598/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Кубаньэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Свистунова Дмитрия Николаевича
о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности; о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее - заявитель, ПАО "Кубаньэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 24.05.2019 о N 023/04/9.21-179/2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.05.2019 N 12220/6.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, отсутствием оснований для снижения штрафа ниже низшего предела.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Кубаньэнерго" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в действиях ПАО "Кубаньэнерго" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения в связи с отсутствием факта допущенных нарушений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 11.12.2019 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 11.12.2019.
В силу п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" если перерыв объявляется на непродолжительный срок и после окончания перерыва судебное заседание продолжается в тот же день, арбитражный суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, Свистунова Д.Н., извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Свистуновым Д.Н. (далее - Заявитель) и ПАО "Кубаньэнерго" (далее - Сетевая организация) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.04.2018 N 10205-18-00437800-1 (далее - Договор) жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с/т "Клен", д. 104 (далее - Объект). Сторонами по договору подписано дополнительное соглашение от 14.02.2019 N 322190, в котором изменена редакция преамбулы и п. 3 Договора.
В соответствии с п. 5 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения Договора.
Заявитель 06.03.2019 направил посредством электронной почты в Сетевую организацию заявку об осуществлении технологического присоединения. Заявка зарегистрирована 06.03.2019 за N СЭС/113/5/503. В заявке указано на ранее поданные заявки 13.08.2018 и 20.12.2018, в которых сообщалось об осуществлении в пределах границ своего участка монтажа линии электропередач изолированным проводом с изолированной нулевой несущей жилой без нарушения целостности сечением 16мм2 с возможным выпуском данного провода вне границ участка на расстоянии 25 метров. Ввиду осуществления монтажа точки присоединения, указанных в технических условиях N 07-05/00421-18 от 09.04.2018, Заявитель просит осуществить выезд с целью осуществления технологического присоединения, составления акта о выполнении технических условий, предоставление документов необходимых для заключения договора энергоснабжения.
Согласно сведениям Сетевой организации представленной в Управление письмом от 26.04.2019 N 135-04-21 "О предоставлении информации", на основании данной Заявки Сетевой организацией осуществлен осмотр электроустановок заявителя, произведен допуск прибора учета, положение рубильника оставлено в положении "выключено". Заявителю выданы акты о выполнении технических условий и Акт о технологическом присоединении, подписанные Акты Заявитель в Сетевую организацию не вернул. При этом подтверждающих документальных сведений о вышеуказанных действиях Сетевой организацией в Управление не представлено.
Между тем, Заявителем к обращению приобщен Акт б/д N 0972016 допуска (замены, поверки) расчетных приборов учета в эксплуатацию в электроустановках напряжением до 1000, составленный и подписанный представителями Сетевой организации (электромонтеры Туапсинского УР и РУ: Широбоков Ю.С. и Пристинский Д.Г.) и Заявителем, в пункте 11 которого указано, что прибор учета электроэнергии в качестве расчетного в эксплуатацию не допускается, вводное автоматическое устройство опломбировано в положении "Отключено" пломбой N 1175813; фактическая подача напряжения будет осуществлена после заключения договора с энергосбытом. Акт подписан без разногласий. Акт составлен в отсутствие представителей энергосбытовой организации.
Отсутствие представителей энергосбытовой организации при составлении Акта допуска (замены, поверки) расчетных приборов учета в эксплуатацию в электроустановках напряжением до 1000 нарушает требование п. 82(1) Правил технологического присоединения, также опломбирование в положении "отключено" вводного автоматического устройства, указанного в Акте, нарушает требование пп. "д" п.7 Правил технологического присоединения.
В обращении Заявитель указывает на отсутствие действий со стороны Сетевой организации направленных на осуществление фактического присоединения ЭПУ объекта к электрическим сетям в порядке определенном Правилами технологического присоединения.
В ходе рассмотрения обращения ПАО "ТНС энерго Кубань" в соответствии с запросом Управления представлены сведения, согласно которым в адрес ПАО "ТНС энерго Кубань" документов в целях заключения договора энергоснабжения по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с/т "Клен", уч. 104 с гражданином Свистуновым Д.М., от сетевой компании в порядке п. 39(1) Основных положений функционирования рознич-ных рынков электрической энергии, не поступало.
С учетом нормы п. 16 Правил технологического присоединения и условия п. 5 Договора, ПАО "Кубаньэнерго" должно осуществить мероприятия по технологическому присоединению Объекта Заявителя в срок до 09.08.2018.
Кроме того, ПАО "Кубаньэнерго" в нарушение п. 90 Правил технологического при-соединения, не осуществило действий по проверке выполнения Заявителем технических условий в соответствии с заявкой от 06.03.2019 N СЭС/113/5/503, также ПАО "Кубаньэнерго" с нарушением положений п. 82(1) Правил технологического присоединения, со-ставило Акт б/д N 0972016 допуска (замены, поверки) расчетных приборов учета в экс-плуатацию в электроустановках напряжением до 1000, в пункте 11 которого указано, что прибор учета электроэнергии в качестве расчетного в эксплуатацию не допускается, вводное автоматическое устройство опломбировано в положении "Отключено" пломбой N 1175813; фактическая подача напряжения будет осуществлена после заключения договора с энергосбытом. При этом сведений, свидетельствующих о действиях Сетевой организации в порядке п. 15 (1) Правил технологического присоединения, в материалы дела N 023/04/9.21-179/2019 не представлено.
Заявителем в ходе рассмотрения дела представлены Акт N 07-05/0421-18-в/1 о выполнении технических условий от 12.03.2019 и Акт от 19.04.2019 N 462772 об осуществлении технологического присоединения, подписанные представителями Сетевой организации, со стороны Заявителя подписи отсутствуют. В пункте 6 Акта о выполнении технических условий от 12.03.2019 указано на выполнение в полном объеме мероприятий в соответствии с ТУ от 09.04.218 N 07-05/0421-18 к договору о технологическом присоединении от 09.042018 N 10205-18-00437800-1. Заявителем на представленные Акт N 07-05/0421-18-b/I о выполнении технических условий от 12.03.2019 и Акт от 19.04.2019 N 462772 об осуществлении технологического присоединения, посредством электронной почты направлен мотивированный отказ от 26.04.2019. Сетевой организацией, мотивированный отказ Заявителя оставлен без рассмотрения.
В мотивированном отказе Заявителем указаны требования в отношении пунктов 2, 3, 5, 11.1 Акта N 07-05/0421-18-b/I о выполнении технических условий от 12.03.2019, а также в отношении пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9 Акта от 19.04.2019 N 462772 об осуществлении технологического присоединения. Суть возражений Заявителя сводится к отсутствию действий со стороны Сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению и фактической подачи напряжения и мощности путем включения коммутационного аппарата в положение "включено".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю вынесено постановление от 24.05.2019 N 12220/6 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-179/2019 и представление от 24.05.2019 N 12222/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС России от 24.05.2019 N 12220/6 по делу N 023/04/9.21- 179/2019 в соответствии с которым ПАО "Кубаньэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований п. п. 16 и 90 Правил технологического присоединения N 861, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 (далее - Правила).
ПАО "Кубаньэнерго" (Сетевая организация, Общество) считает, что вышеуказанные ненормативные акты (постановление и представление) не соответствуют закону, нарушают законные права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861), установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 1 Правил технологического присоединения N 861 сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
На основании пункта 3 Правил технологического присоединения N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
В соответствии с п. 8 (3) Правил технологического присоединения N 861 Заявитель вправе направить запрос в орган местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства, с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить, а орган местного самоуправления обязан предоставить заявителю в течение 15 дней информацию о принадлежности указанных в запросе объектов электросетевого хозяйства.
Подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается, за исключением случаев технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения. В случае направления заявителем 2 и более заявок в разные сетевые организации для технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения, заявитель в течение 3 рабочих дней со дня направления второй и последующих заявок обязан уведомить об этом каждую сетевую организацию, в которую направлена заявка.
Согласно п. 12 (1) Правил технологического присоединения N 861 в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны: а) сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "и" - "л" пункта 9 настоящих Правил; б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта); г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно.
Согласно п. 15 Правил технологического присоединения N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Процедура технологического присоединения установлена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, при-надлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила технологического присоединения).
Согласно п.7 Правил технологического присоединения, процедура технологического присоединения включает в себя в том числе: д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуще-ствляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного ап-парата в положении "включено"); е) составление акта об осуществлении технологическо-го присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования техно- логической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоя-щих Правил).
В соответствии с п. 15(1) Правил технологического присоединения, сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения договора с заявителем обязана направить в письменном или электронном виде в адрес субъекта розничного рынка, ука-занного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, имеющихся у сетевой организации на дату направления, а также копию заявки о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств, в которой указан гарантирующий поставщик или энергосбытовая (энергоснабжающая) организация в качестве субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить соответствующий договор.
Пунктом 39(1) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, Гарантирующий поставщик, указанный в заявке на осуществление технологического присоединения, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в от-ношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, обязан не позднее 10 рабочих дней со дня получения от сетевой организации документов заявителя, предусмотренных пунктом 10 Правил технологического при-соединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объек-тов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, направить в адрес сетевой организации подписанный со своей стороны проект договора энерго-снабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предусмат-ривающий право выбора ценовой категории, условий почасового планирования потреб-ления электрической энергии и иные существенные условия, предусмотренные настоящим документом (дополнительного соглашения к договору), если проект такого догово-ра, подписанного со стороны заявителя, отсутствовал в составе комплекта документов, представленных сетевой организацией, неотъемлемой частью которого после завершения процедуры технологического присоединения являются установленные документами о технологическом присоединении условия из числа существенных условий договора энер-госнабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), определенных в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и настоящем документе. В случае когда к заявке на технологическое присоединение энергопринимающих устройств приложен подписанный зая-вителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого раз-мещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 на-стоящего документа, по которому у гарантирующего поставщика отсутствуют возраже-ния, то гарантирующий поставщик в порядке, предусмотренном абзацем первым настоя-щего пункта, направляет в адрес сетевой организации один экземпляр подписанного со своей стороны договора или протокола разногласий соответственно.
Согласно п. 82 Правил технологического присоединения, проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия: а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Пра-вил, требованиям технических условий; б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в техниче-ских условиях.
В соответствии с п. 82(1) Правил технологического присоединения, одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
При этом, для допуска к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение для участия в процедуре указанного допуска субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (по-ставки) электрической энергии (мощности), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска к эксплуатации прибора учета электрической энергии является обязательным в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета электрической энергии к эксплуатации субъектов розничных рынков, указанных в настоящем пунк-те, в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и обязана в этом случае возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.
Согласно п. 90 Правил технологического присоединения, срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организа-цией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
15.03.2019 - дата, в которую ПАО "Кубаньэнерго" должно было осуществить проведение мероприятий по проверке выполнения Заявителем технических условий (с учетом направления Заявителю подписанного ПАО "Кубаньэнерго" акта о выполнении технических условий) в соответствии с заявкой от 06.03.2019 N СЭС/113/5/503, не осуществление ПАО "Кубаньэнерго" описанных действий в указанную дату нарушает требование п. 90 Правил технологического присоединения;
09.08.2018 - дата, в которую ПАО "Кубаньэнерго" должно было выполнить мероприятия по технологическому присоединению, в соответствии с п. 5 Договора от 09.04.2018 N 10205-18-00437800-1, не осуществление ПАО "Кубаньэнерго" описанных действий в указанную дату нарушает требование п. 16 Правил технологического присоединения.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Ранее ПАО "Кубаньэнерго" управлением было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ по делу N А32-21074/2018.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что предусмотренные статьей 29.13 Кодекса представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 Кодекса), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Одновременно указанным пунктом разъяснено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В данном случае одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал заявителю представление принять меры по устранению выявленных нарушений.
Оспариваемое представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе административной проверки и отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, содержит информацию о наличии в его действиях состава административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
С учетом приведенных положений нормативных актов суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что антимонопольный орган, вынося оспариваемое представление, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, а само представление по содержанию соответствует предъявляемым ему действующим законодательством требованиям и является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 Постановления N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Неоднократное совершение обществом однородных правонарушений в отсутствие исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, свидетельствует о пренебрежительном отношении последнего к исполнению возложенных на него законом обязанностей и создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей согласно действующему законодательству в сфере электроэнергетики, а также в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований, предусмотренных Правилами технологического присоединения N 861.
Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
По результатам рассмотрения дела N 023/04/9.21-179/2019 УФАС по Краснодарскому краю в действиях ПОА "Кубаньэнерго" установлены нарушения ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, в связи с этим было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.05.2019 N 12220/6.
Так как было признано законным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24.05.2019 о N 023/04/9.21-179/2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей, то судом первой инстанции отказано в удовлетворении требования о признании незаконным представления.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 по делу N А32-33598/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33598/2019
Истец: ПАО "КУБАНЬЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Свистунов Дмитрий Николаевич