город Томск |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А27-15908/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Колупаевой Л.А. |
|
|
Сластиной Е.С. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альянс" (N 07АП-11579/2019) на решение от 26 сентября 2019 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15908/2019 (судья Федотов А.Ф.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания "Актив" (652700, Кемеровская область - Кузбасс область, город Киселевск, улица Советская, дом 3, строение Б, ОГРН 1174205007613, ИНН 4223117521) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альянс" (650061, Кемеровская область - Кузбасс область, город Кемерово, проспект Шахтеров, 66, 27, ОГРН 1144205014766, ИНН 4205294447) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное предприятие Киселевского городского округа "Единый расчетно-кассовый центр" (652700, Кемеровская область - Кузбасс область, город Киселевск, улица Советская, 5, ОГРН 1044211005519, ИНН 4211017025) о взыскании с учетом уточнения 21 497 руб.
В судебном заседании приняли участие:
без участия сторон (извещены)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловая компания "Актив" (далее - истец, ООО "ТК "Актив") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альянс" (далее - ответчик, ООО "УК "Альянс") с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании 17 640 руб. 97 коп. долга за переданную тепловую энергию в горячей воде период с 16.05.2018 по 27.05.2018 по договору теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальных услуг N 129 от 15.02.2018, а также 3 856 руб. 03 коп. неустойки за период с 01.07.2019 по 20.09.2019, с применением ключевой ставки ЦБ РФ равной 7% годовых.
Исковые требования обоснованы статьями 11, 309, 310, 314, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы ненадлежащим исполнением обязательства по оплате потребленной тепловой энергии, в связи с продлением отопительного периода.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятие Киселевского городского округа "Единый расчетно-кассовый центр".
Решением от 26.09.2019 Арбитражного суда Кемеровской области требования истца удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 17 640 руб. 97 коп. долга, 3 856 руб. 03 коп. пени, всего задолженности в размере 21 497 руб., а также 2 000 руб. расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь, что распоряжениями Администрации Киселевского городского округа был продлен отопительный сезон 2017-2018 года, отопительный сезон считается завершенным 27.05.2018 в 24.00 часов, вместе с тем, полагает, что допустимых доказательств, подтверждающих наличие правовых оснований для доначисления платы за отопление (тепловую энергию) в связи с продлением отопительного с 16.05.2018 по 27.05.2018 не представлено, не обоснован объем тепловой энергии, предъявленного к оплате, указывая на действующий в спорный период норматив потребления тепловой энергии для населения, утвержденный приказом департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 N 121 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Киселевского городского округа" с разбивкой по категориям многоквартирных домов и жилых домов, что уполномоченным органом величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду. Ссылаясь на пункты 2, 9, 14, 16, Правил N 306, в качестве доводов указывает, что истец документально не подтвердил о наличии основания для изменения утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также, что им предпринимались меры по их изменению. Находит неправомерным доначисление за период фактического потребления тепловой энергии, выходящего за пределы установленного отопительного периода. Усматривает противоречие с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.11.2011 N 8413/11. Просит решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО "ТК "Актив" (ТСО) и ООО "УК "Альянс" (исполнитель) заключен договор теплоснабжения в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг N 129 от 15.02.2018, согласно условиям которого ТСО обязуется подавать (отпускать) исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения на содержание общего имущества МКД, а исполнитель обязуется своевременно оплачивать принятые ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления ресурсов, обеспечивать исправность и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением ресурсов (пункт 2.1 договора).
Оплата по договору производится исполнителем до 30 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (пункт 7.5 договора).
Договор вступает в силу с 15.02.2018 и действует по 31.12.2018, а в части расчетов между сторонами по настоящему договору - до момента их полного завершения, с условием автоматической пролонгации (пункты 13.1 - 13.2 договора).
Потребление абонентом тепловой энергии в период с 16.05.2019 по 27.05.2018 подтверждается актом выполненных работ и счетом-фактурой N 369 от 01.04.2019 на сумму 17 640 руб. 97 коп.
Распоряжением Администрации Киселевского городского округа от 14.05.2018 N 171-р "О продлении отопительного сезона 2017-2018 гг." в связи с неблагоприятными погодными условиями и низкими температурами наружного воздуха (среднесуточная температура ниже 8 градусов Цельсия) отопительный сезон 2017-2018 гг. был продлен до 20.05.2018 включительно. Распоряжением Администрации Киселевского городского округа от 21.05.2018 N 182-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Киселевского городского округа от 14.05.2018 N 171-р "О продлении отопительного сезона 2017-2018 гг." отопительный сезон 2017-2018 гг. продлен до 23.05.2018 включительно. Распоряжением Администрации Киселевского городского округа от 24.05.2018 N 192-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Киселевского городского округа от 14.05.2018 N 171-р "О продлении отопительного сезона 2017-2018 гг." отопительный сезон 2017-2018 гг. продлен до 27.05.2018 включительно.
Распоряжением Администрации Киселевского городского округа от 25.05.2018 N 193-р "Об окончании отопительного сезона 2017-2018 гг." в связи со сложившейся ситуацией по среднесуточной температуре наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия, отопительный сезон 2017-2018 гг. считать завершенным 27.05.2018 в 24.00 часов.
Ссылаясь на то, что распоряжения Администрации Киселевского городского округа о продлении отопительного периода 2017-2018 гг. приняты в рамках требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, в связи с чем, является законным и обоснованным взимание платы за поставленный коммунальный ресурс на отопление при продлении отопительного периода, учитывая продление отопительного периода 2017-2018 гг. до 27.05.2018 включительно ООО "ТК "Актив" ответчику предъявлена к оплате сумма в размере 17 640 руб. 97 коп. за период с 16.05.2018 по 27.05.2018.
Счет-фактура N 369 от 01.04.2019, акт выполненных работ N 369 от 01.04.2019 в адрес ответчика были направлены письмом N 231 от 09.04.2019, получены.
Неоплата потребленной тепловой энергии ответчиком явилась основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статьей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Г ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: 1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; 2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; 3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; 4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; 5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; 6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; 7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Действующим законодательством предусмотрен механизм регулирования правовых отношений, связанных с поставкой ресурсоснабжающими организациями указанных ресурсов в многоквартирные жилые дома и их оплатой.
Тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО "ТК "Актив" на потребительском рынке в 2018 году, утверждены Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 06.02.2018 N N 30, 31, 32.
Факт поставки тепловой энергии ответчику в спорный период (с 16.05.2018 по 27.05.2018) подтверждается приложенными к исковому заявлению актом выполненных работ и счетом-фактурой N 369 от 01.04.2019, распоряжениями Администрации Киселевского городского округа; однако период с 16.05.2018 по 27.05.2018 ответчиком не оплачен, сведений об оплате за указанный период не представлены.
При этом наличие у истца правовых оснований для доначисления платы за отопление (тепловую энергию) в связи с продлением отопительного сезона 2017-2018 гг с 16.05.2018 по 27.05.2018 подтверждаются следующим.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190- ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями - или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно- технического обеспечения, то исполнитель коммунальных услуг начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания пятидневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Уполномоченным органом, устанавливающим начало и окончание отопительного периода на территории Киселевского городского округа является Администрация Киселевского городского округа.
Распоряжения о продлении отопительного периода Администрацией выносятся в случае, когда среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.
Пунктом 2.4. договора N 129 от 15.02.2018 определено, что датой начала и окончания подачи ТО тепловой энергии и теплоносителя и горячего водоснабжения устанавливается в соответствии с распоряжениями Киселевского городского округа.
Учитывая вышеизложенное, распоряжения Администрации Киселевского городского округа о продлении отопительного периода 2017-2018 гг приняты в рамках требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, в связи с чем, является законным и обоснованным взимание платы за поставленный коммунальный ресурс на отопление при продлении отопительного периода.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон об энергосбережении) учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, безусловно, является приоритетным.
Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний.
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам, приведенным в приложении N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Ответчик в жалобе указывает, что в спорный период действовал норматив потребления тепловой энергии для населения, утвержденный приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 N 121 "Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Киселевского городского округа" с разбивкой по категориям многоквартирных домов и жилых домов. Следовательно, уполномоченным органом величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года, независимо от того, относится он к отопительному периоду.
Также, апеллянтом указано, что при вынесении решения суд не учел, что в соответствии с пунктами 14,16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее Правила N306), срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в случае изменения климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребления в многоквартирном доме изменяется более чем на 5 процентов.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются в соответствии с Правилами N 306.
Согласно пунктам 2 и 9 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги представляет собой количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, который может быть установлен по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306)
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
В силу пункта 14 Правил N 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными правилами.
В пункте 26 Правил N 306 предусмотрено, что в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
В пункте 16 Правил N 306 отражены случаи, в которых происходит изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 в указанный пункт введен подпункт "г", в соответствии с которым нормативы потребления подлежат изменению при установлении актом уполномоченного органа начала и (или) окончания отопительного периода, приводящих к изменению объема потребления тепловой энергии.
Продолжительность отопительного периода, принятая при расчете норматива потребления коммунальных услуг по отоплению для города Киселевск, составляет 9 месяцев.
Пунктом 17(1) Правил N 306 установлено, что в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.
Согласно подпункту "б" пункта 25(1) Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оснащенный общедомовым прибором учета, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами N 306, к количеству месяцев в календарном году.
Как верно установлено судом, норматив рассчитывался на отопительный период, составляющий 9 неполных месяцев и включающий в себя определенное количество календарных дней (242), оплата тепловой энергии в течении 12 месяцев не свидетельствует о том, что в норматив включены и месяцы, в которые тепловая энергия не поставляется, следовательно, невозможно сделать вывод о том, что объем тепловой энергии, потребленный в период продления отопительного периода, уже оплачен потребителями, так как в этом случае следует считать, что норматив установлен не верно в нарушение пунктов 13, 19 Правил N 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) метода аналогов и включает в себя весь календарный год (365 дней), и фактически рассчитан расчетным методом в большем размере с учетом того, что в данном случае будет установлено, что отопление МКД производится и в летние месяцы в нарушение положений Правил N 306, что свидетельствует о том, что с потребителей взыскивается плата за не поставленный ресурс, что противоречит положениям статей 544 ГК РФ и 157 ЖК РФ и нарушает права потребителей в соответствии с положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", таким образом, если решение о продлении отопительного периода не принимается, то возникает ситуация, при которой потребители, проживающие в домах с ОДПУ значительно меньше платят за отопление, как в ситуации оплаты тепловой энергии только за отопительный период, так и в ситуации продления отопительного периода, так как в летние месяцы приборы не фиксируют потребление тепловой энергии на отопление, а потребители, проживающие в МКД без ОДПУ должны производить оплату регулярно вне зависимости от принятия или непринятия органом государственной власти субъектов Российской Федерации решения в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), а это, в свою очередь, свидетельствует о нарушении прав потребителей, проживающих в МКД, не оборудованных ОДПУ, и нарушают положения о выборе способа оплаты в соответствии с пунктом 42.2 Правил N 354, что не соответствует положениям действующего законодательства, и соответственно, суд, исходя из положений подпункта "г" пункта 16 Правил N 306, пришел к выводу о том, что при принятии органом местного самоуправления решения о продлении отопительного периода, неоплаченным и неохваченным нормативом остается период, на который отопительный период продлен, соответственно определение расчетным способом количества тепловой энергии, подлежащей оплате в данном случае, допустимо, и данный объем тепловой энергии подлежит оплате, потому что в противном случае будут причинены убытки ТСО органом местного самоуправления в связи с принятием такого решения, соответственно, объем тепловой энергии подлежит оплате с учетом последующей корректировки, которая была произведена истцом по итогам 2018 года в апреле 2019 года, с оплатой тепловой энергии, потребленной сверх установленного норматива (242 дня) и фактически потребленного потребителями (254 дня), проживающими в МКД.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что норматив на отопление не подлежит изменению и соответственно у него отсутствует обязанность по оплате потребленной тепловой энергии в период с 16.05.2018 по 27.05.2018 в связи с увеличением отопительного периода.
Апелляционный суд полагает, что истец правомерно заявил требование о взыскании стоимости тепловой энергии, поставленной в связи с продлением отопительного сезона, поскольку, являясь коммерческой организацией, для получения компенсации затрат, связанных с продлением отопительного сезона имел основание для выставления ответчику данной суммы.
Поскольку указанные выше распоряжения о продлении отопительного периода выходят за рамки требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, взимание платы за продление отопительного периода является законным и обоснованным.
Ответчик, как управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении (многоквартирных домов), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе, по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов.
При этом, неисполнение конечными потребителями своих обязательств перед управляющей организацией, не освобождает последнюю от обязательств, возложенных на нее законом по оплате потребленных энергоресурсов ресурсоснабжающей организации.
Доводы апеллянта об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку носят немотивированный характер, расчет истца нормативно и документально обоснован, в том числе первичной документацией, допустимые документальные подтверждения заявленных возражений заявитель жалобы не представил, мотивированный и обоснованный контррасчет не подготовил, сверку расчетов не произвел.
Доказательств, опровергающих расчет предъявленного ко взысканию долга, ответчиком, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Поскольку факт поставки тепловой энергии ответчику, нарушения обязательств по ее оплате и задолженность в заявленном истцом размере ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты, доказательств погашения данной задолженности, ее отсутствия или наличия в ином размере не представлено, срок оплаты наступил, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме в размере 17 640 руб. 97 коп.
Исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).
В связи с нарушением сроков исполнения денежных обязательств по оплате тепловой энергии в спорный период, истцом, в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", начислена пеня в сумме 3 856 руб. 03 коп., исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору, суд первой инстанции, проверив расчет неустойки, признав его правильным, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и в части взыскания неустойки в размере 3 856 руб. 03 коп. за период с 01.07.2019 по 20.09.2019.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя, с учетом предоставленной отсрочки подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26 сентября 2019 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15908/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альянс" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альянс" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15908/2019
Истец: ООО "Тепловая компания "Актив"
Ответчик: ООО "УК"Альянс"
Третье лицо: МУП "Кдиный расчетно-кассовый центр"