г. Самара |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А55-22639/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 декабря 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Толкайский Элеватор" - представитель Егорова Наталья Михайловна (доверенность от 06.12.2019)
от Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - представитель Попова Ирина Валерьевна (доверенность от 09.01.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 декабря 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Толкайский Элеватор" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2019 по делу N А55-22639/2019 (судья Филатов М.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Толкайский Элеватор" (ОГРН 1196313001708, ИНН 6372025310)
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество "Толкайский Элеватор" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия управления по возвращению заявления о переоформлении лицензии N 52-ЭВ-000172 от 04.12.2002, выраженные в письме от 21.06.2019 N 01-15/16532; признать незаконным бездействие управления, выраженное в не переоформлении лицензии N 52-ЭВ-000172 от 04.12.2002, а также обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Толкайский Элеватор" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что у Средне-Поволжского управления Ростехнадзора отсутствовали правовые основания для отказа в переоформлении лицензии N 52-ЭВ-000172 от 04.12.2002 г. по основанию реорганизации юридического лица в форме преобразования, и поскольку представлены доказательства приложения к заявлению комплекта документов, предусмотренного законодательством Российской Федерации, отказ в переоформлении лицензии, в письме Средне-Поволжского управления Ростехнадзора от 21.06.2019 г исх.N 01-15/16532 считает незаконным и необоснованным.
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) представило письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Толкайский Элеватор" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, ООО "Толкайский Элеватор" имеет лицензию N 52-ЭВ-000172 от 04.12.2002 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов:
- получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", за исключением получения (образования) взрывчатых материалов промышленного назначения и муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
- использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", за исключением использования взрывчатых материалов промышленного назначения и муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
- хранение воспламеняющихся, окисляющихся, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", за исключением хранения взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, а также муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
12.02.2019 в адрес Управления поступило заявление о переоформлении лицензии вх. N 6484 с приложенными документами от ООО "Толкайский Элеватор", основания переоформления - в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования.
При рассмотрении указанного заявления и прилагаемых к нему документов установлено нарушение требований Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и Положения "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 (далее Положение), а именно:
- заявление не соответствует требованиям пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ. В заявлении указаны виды работ (услуг), которые не соответствуют зарегистрированным ОПО (сеть газопотребления, элеватор), указаны не все причины переоформления (в связи с внесением дополнений о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в связи с изменением названия лицензируемого вида деятельности), а также отсутствуют документы в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ и Положением.
- реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию конкретных объектов, на которых предполагается выполнять новые работы (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, даты и номера регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности при выполнении новых работ (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);
- реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах при выполнении новых работ, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), - в случае, если наличие таких документов является обязательным в соответствии с техническими регламентами;
- копии документов, подтверждающих внесение изменений в документацию системы управления промышленной безопасностью в связи с выполнением новых работ, в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах, учитывающего выполнение новых работ;
- реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, учитывающих выполнение новых работ (наименование органа, согласовавшего документ, его дата и номер и его свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ);
- сведения о финансовых средствах и перечень материальных ресурсов, зарезервированных для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах с учетом выполнения новых видов работ;
- копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте с учетом выполнения новых видов работ, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 30 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов;
- реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
- оригинал лицензии.
Управлением направлено в адрес ООО "Толкайский Элеватор" письмо от 14.02.2019 N 01-15/4372 об устранении выявленных нарушений.
05.03.2019 в адрес Управления от заявителя поступило письмо исх. N 92/1 от 28.02.2019 (вх. N 10276 от 05.03.2019) о том, что ранее ООО "Толкайский Элеватор" предоставляли заявление от 29.01.2019 N 47 с прилагаемыми к нему документами в порядке ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ для переоформления лицензии в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования.
14.03.2019 Управлением в адрес ООО "Толкайский Элеватор" дан письменный ответ (письмо исх. N 01-15/7792 от 14.03.2019), в котором указано, что заявителю нужно переоформить лицензию не только в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, но и в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и изменением перечня выполняемых работ в соответствии с ч.1 ст. 18, ч. 4 и ч. 6.1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ.
04.06.2019 в адрес Управления от заявителя поступило письмо исх. N 231 от 30.05.2019 (вх. N 24028 от 04.06.2019) повторно рассмотреть заявление от 29.01.2019 N 47 с прилагаемыми к нему документами в порядке ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ для переоформления лицензии в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования.
21.06.2019 Управление в адрес ООО "Толкайский Элеватор" направили повторно письменный ответ с разъяснениями (письмо от 21.06.2019 исх. N 01-15/16532), что выявленные нарушения не устранены и в соответствии с частью 14 статьи 18 Федерального закона Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", заявление о переоформлении лицензии подлежит возврату лицензиату.
Заявитель, не согласившись с указанными действиями Управления по возврату заявления о переоформлении лицензии, а также его бездействием, выразившемся в не переоформлении лицензии с момента обращения с заявлением 29.01.2019, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Под незаконным бездействием следует понимать не совершение государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона N 99-ФЗ в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Как уже указывалось судом выше, руководствуясь п.п. 1, 5 ст. 18 Закона N 99-ФЗ Заявитель направил в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявление о переоформлении лицензии от 29.01.2019 N 47.
Из материалов дела следует, что Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Заинтересованное лицо), рассмотрев указанное заявление, направило письмо исх. N 01-15/4327 от 14.02.2019 в адрес Заявителя об устранении нарушений, ссылаясь на требования пункта 1 ст. 13 Федерального закона N99-ФЗ:
- в заявлении указаны виды работ (услуг), которые не соответствуют зарегистрированным ОПО (сеть газопотребления, элеватор), указаны не все причины переоформления (в связи с внесением дополнений о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в связи с изменением названия лицензируемого вида деятельности), а также отсутствуют документы в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ и Положением.
Ознакомившись с письмом заинтересованного лица, заявитель направил ответ письмом (исх. N 92/1 от 28.02.2019), в котором указал, что ООО "Толкайский элеватор" предоставило в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора полную информацию и документы, включая оригинал лицензии и платежное поручение об оплате государственной пошлины, связанные с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, иные изменения в деятельности ООО "Толкайский элеватор" отсутствуют, а также считает невозможным применение пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", указанного в письме заместителя руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора "Об устранении выявленных нарушений" от 14.02.2019 N 01-15/4372.
Письмом от 14.03.2019 исх. N 01-15/7792 Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев письмо Заявителя от 28.01.2019, сообщило, что с 15.11.2014 г. согласно п. 6.1. ст. 22 Федерального закона N99-ФЗ лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном вышеуказанной статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности, в связи с чем лицензия 52-ЭВ-000172 от 04.12.2002 подлежит, по мнению заинтересованного лица, переоформлению.
Заявитель письмом от 28.05.2019 направил ответ заинтересованному лицу, сообщив, что согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 22-ФЗ предоставленные до 01.07.2013 лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу данного закона.
Ранее выданные лицензии предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
С 01.07.2013 отменено раздельное лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов. Вместе с тем изменение наименования вида деятельности не требует переоформления ранее выданных лицензий, которые действуют бессрочно, и предоставляет лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанных в таких лицензиях.
Поскольку работы, перечисленные в лицензии заявителя, не изменились, в силу части 5 статьи 10 Федерального закона N 22-ФЗ ранее выданная лицензия сохраняет свою силу после вступления в силу данного закона и предоставляет право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Заявитель в обоснование своей позиции указывает на необоснованность ссылки заинтересованного лица на то, что изменилось наименование вида лицензируемой деятельности и в силу части 6.1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ Общество обязано переоформить лицензию. При этом заявитель ссылается на следующее.
В части 6.1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, подлежат переоформлению.
Между тем, указанная норма введена в действие Федеральным законом N 307-ФЗ, вступила в силу 15.11.2014, то есть после изменения наименования вида деятельности. При этом положения Федеральных законов N N 99-ФЗ, 307-ФЗ не содержат положений о их применении к правоотношениям, возникшим до введения их в действие, то есть не имеют обратной силы. Следовательно, эта норма не может распространять свое действие на уже действующую бессрочную лицензию.
При таких обстоятельствах ООО "Толкайский элеватор" считает, что поскольку на момент оформления лицензии и на момент изменения наименования деятельности, на осуществление которой она выдана, лицензия соответствовала действующему законодательству, у Общества не возникает обязанности по ее переоформлению согласно частям 4 и 6.1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ.
В соответствии с письмом от 21.06.2019 N 01-15/16532 заинтересованное лицо уведомило заявителя о невозможности переоформить лицензию от 04.12.2002 N52-ЭВ-000172 и о возврате заявления о переоформлении лицензии лицензиату. Основанием невозможности переоформления лицензии послужило то обстоятельство, что:
- в заявлении не указаны причины переоформления (в связи с внесением дополнений о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в связи с изменением названия лицензируемого вида деятельности);
- виды работ (услуг), указанные в заявлении не соответствуют зарегистрированным ОПО в территориальном разделе государственного реестра опасных производственных объектов (сеть газопотребления, элеватор);
- не указаны работы (услуги), выполняемые (оказываемые) в составе лицензируемого вида деятельности,
- не были представлены документы согласно п. 9 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.
В обоснование позиции общество также приводит следующие доводы.
Согласно ст. 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (часть 1).
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявлен переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 3 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляют в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (часть 5 статьи 18 3 на N 99-ФЗ).
В случае если заявление о переоформлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных настоящей статьей, и (или) прилагаемые к нему документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема указанных заявления и документов лицензирующий орган вручает лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).
Отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона (часть 19 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Частью 4 статьи 14 Закона N 99 установлено, что основанием отказа в предоставлении лицензии является: 1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
В силу части 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в случае, когда лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности по новому адресу или внести изменения в перечень работ, лицензирующий орган проводит внеплановую выездную проверку соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ или при осуществлении лицензируемой деятельности по новому адресу.
ОАО "Толкайский элеватор" имело лицензию N 52-ЭВ-000172 от 04.12.2002 на вид деятельности "Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов". Данная лицензия является действующей, бессрочной.
Поэтому на дату обращения заявителя с заявлением о переоформлении лицензии у заявителя отсутствовала обязанность переоформлять лицензию по основаниям изменения видов деятельности и перечня работ, осуществляемых на основании данной лицензии, в том числе в связи с вступлением в силу ч. 6.1 ст. 22 Закона N 99-ФЗ.
В связи с этим заявитель обратился за переоформлением ранее выданной и действующей лицензии в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, в заявлении N 47 от 29.01.2019 Заявитель указал все новые сведения о юридическом лице в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N99-ФЗ, а также письмах от 28.02.2019 N92/1 и от 28.05.2019 указал, что иные изменения в деятельности ООО "Толкайский элеватор" отсутствуют; к заявлению от 29.01.2019 заявителем был приложен документ об уплате государственной пошлины и оригинал лицензии.
Согласно положениям Закона N 99-ФЗ при переоформлении лицензии лицензионные условия, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Заинтересованное лицо, возвращая заявителю заявления о переоформлении лицензии, указывает на непредставление Обществом документов, определенных пунктом 9 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.
Данная норма предусматривает предоставление лицензиатом документов при намерении выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, не указанные в лицензии.
ООО "Толкайский элеватор" считает, что у Средне-Поволжского управления Ростехнадзора отсутствовали правовые основания для отказа в переоформлении лицензии N 52-ЭВ-000172 от 04.12.2002 по основанию реорганизации юридического лица в форме преобразования, и поскольку представлены доказательства приложения к заявлению комплекта документов, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции верно указал, что заявителем не учтено следующее.
Статьей 9 Закона о промышленной безопасности установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, среди которых обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 2 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах согласно перечню.
В приложении к названному Положению обозначены такие виды работ как получение (образование), использование, переработка, хранение, транспортирование, уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности.
Как уже указывалось выше, при рассмотрении заявления общества "Толкайский элеватор" и прилагаемых к нему документов Управлением были установлены нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, а именно:
- заявление не соответствует требованиям, пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ. В заявлении указаны виды работ (услуг) которые не соответствую зарегистрированным ОПО (сеть газопотребления, элеватор), указаны не все причины переоформления (в связи с внесением дополнений о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в связи с изменением названия лицензируемого вида деятельности), а так отсутствуют документы в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ и Положением.
- реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию конкретных объектов, на которых предполагается выполнять новые работы (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, даты и номера регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности при выполнении новых работ (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);
- реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах при выполнении новых работ, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), - в случае, если наличие таких документов является обязательным в соответствии с техническими регламентами;
- копии документов, подтверждающих внесение изменений в документацию системы управления промышленной безопасностью в связи с выполнением новых работ, в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах, учитывающего выполнение новых работ;
- реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, учитывающих выполнение новых работ (наименование органа, согласовавшего документ, его дата и номер и его свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ);
- сведения о финансовых средствах и перечень материальных ресурсов, зарезервированных для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах с учетом выполнения новых видов работ;
- копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте с учетом выполнения новых видов работ, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 30 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов;
- реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
- оригинал лицензии.
Согласно изменениям с 15.11.2014 в п.6.1 ст.22 Федерального закона N 99-ФЗ лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном вышеуказанной статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) (часть 6.1 введена Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ).
Согласно п. 12 ст. 12 Федерального Закона N 99-ФЗ деятельностью, на которую требуется лицензия, является "Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" (п. 12 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ), а так же вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности от 10 июня 2013 года N 492" Приложением определен перечень выполняемых работ, в котором были изменены виды работ и услуг конкретно:
Введен п.10. Хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию на объектах.
А также с 2016 года организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты "Сеть газопотребления", должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности с правом выполнения работ по транспортированию опасных веществ (ранее работы транспортированию ОПО относились исключительно к объектам растительного сырья (Элеватор), транспортированию автомобильным транспортом и ж/д на территории предприятия).
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 04.03.2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предоставленные до 1 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Так, в соответствии с частью 6.1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 г. N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" изменился перечень выполняемых работ.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доводы ООО "Толкайский Элеватор" о том, что переоформлять лицензию не требуется, являются несостоятельным.
Лицензия N 52-ЭВ-000172 от 04.12.2002 подлежит переоформлению с момента вступления в законную силу п.6.1. ст.22 Федерального закона N 99-ФЗ на вид деятельности "Эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", в которой предусмотрен вид работ, которые ранее не выполнялись лицензиатом, учитывая, что объекты являются опасным производственным объектом III класса. Кроме того, незаконное бездействие - это не совершение действий, совершение которых установлено законом. Между тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением предпринимались предусмотренные законодательством действия, что исключает правомерность доводов заявителя об обратном.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы ошибочно оплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 рублей, она подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Толкайский Элеватор".
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2019 по делу N А55-22639/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Толкайский Элеватор" (ОГРН 1196313001708, ИНН 6372025310) из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 07 ноября 2019 года N 48643 в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22639/2019
Истец: ООО "Толкайский Элеватор"
Ответчик: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)