г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А26-4758/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Манцырев С.С. (доверенность от 23.01.2019)
от ответчика: Фролова М.В. (доверенность от 02.12.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34045/2019) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2019 по делу N А26-4758/2019 (судья Терешонок М.В.), принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к ООО "ЛадогаЛес" о расторжении договора аренды лесного участка и обязании освободить лесной участок,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ладога-лес" (далее - ответчик, ООО "Ладога-лес", Общество) о расторжении договора аренды лесного участка N 133-з от 18.12.2007 года и обязании освободить лесной участок в 30- тидневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Исковые требования обоснованы ссылками на пункт 2 статьи 450, пункт 2 статьи 452, статьи 615, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации и условия договора аренды N 133-з от 31.12.2010 года. В обоснование иска истец ссылается на неосвоение ответчиком в 2018 году годового объема использования лесов.
Решением от 30.09.2019 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что устранение допущенных нарушений после предъявления соответствующего иска не является основанием для сохранения договорных отношений. Доказательства того, что Общество фактически приступило к освоению лесосеки, в материалы дела не представлено.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) и ЗАО "Комилесзаготпром" (арендатор) 31.12.2010 заключен договор аренды лесного участка за N 133-з, согласно которому в аренду передан лесной участок площадью 2091 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:028, расположенный на территории Костомукшского городского округа Республики Карелия, Костомукшского лесничества (ранее территория Костомукшского лесхоза) для использования в целях заготовки древесины.
Срок действия договора установлен сторонами с момента его государственной регистрации и по 07.12.2031 (пункт 7.1 договора).
В соответствии с дополнительным соглашением от 28.11.2013 права и обязанности арендатора по договору перешли к ООО "Олонецкое ЛПХ", созданному в результате реорганизации ООО "Комилесзаготпром" в форме выделения (правопреемнику).
В соответствии с соглашением от 10.12.2015 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, заключенным между ООО "Олонецкое ЛПХ" и ООО "Ладога-Лес" с согласия Министерства, новым арендатором является ООО "Ладога-Лес" (ответчик).
В соответствии с пунктом 2 указанного соглашения новый арендатор приобретает права и обязанности арендатора по договору с момента государственной регистрации соглашения, к нему переходят все права и обязанности арендатора по договору, существующие на дату регистрации соглашения, в том числе права и обязанности, возникшие до подписания соглашения и его госрегистрации.
Пунктом 5.3 соглашения предусмотрено, что к новому арендатору переходит право рубки, а также обязанность по сдаче мест рубок (делянок, лесосек) по лесным декларациям, поданным ранее от имени арендатора.
Соглашение от 10.12.2015 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка зарегистрировано 24.12.2015.
Исходя из предмета договора, лесной участок предоставлен в аренду в целях заготовки древесины.
Объем заготовки определен в приложении N 3 к договору.
Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством; осваивать установленный годовой объем заготовки древесины (раздел 4.4 договора).
Ежегодный объем по заготовке древесины определен в приложении N 3 к договору и в проекте освоения лесов на 2012-2018 г.г, прошедшего государственную экспертизу, и составляет 4400 куб.м, в том числе, 4100 куб.м. по сплошным рубкам, 300 куб.м. по созданию лесной инфраструктуры.
В 2018 году общество допустило неосвоение годового объема заготовки древесины на арендуемом лесном участке, что подтверждается выпиской из книги расхода леса. Обществом не заявлено лесных деклараций.
Письмом от 22.02.2019 года N 292 истец уведомил ответчика о необходимости исполнения обязанности по освоению годового объема расчетной лесосеки за 2018 год. Истец также предложил ответчику расторгнуть договор, установив 60-дневный срок для добровольного исполнения предусмотренной договором обязанности по освоению расчетной лесосеки и направления ответа на предложение о расторжении договора.
Письмом от 01.03.2019 года N 014-Л-Л общество уведомило о намерении использовать неосвоенный объем в соответствии с пунктом 9 правил заготовки древесины.
Пунктом 6.5 договора предусмотрено, что расторжение настоящего договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора.
По мнению Министерства, неосвоение расчетной лесосеки в 2018 году в объеме, предусмотренном проектом освоения лесов, и, как следствие, не использование лесного участка по целевому назначению, является существенным нарушением условий договора аренды лесного участка.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" (далее - информационное письмо ВАС N 66), если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (часть третья статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации), также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако по смыслу части третьей статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное предупреждение само по себе не является предложением об изменении или расторжении договора аренды. Право требовать расторжения указанного договора возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения. Так как часть третья статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации не регламентирует процедуру расторжения договора аренды, в отношениях по аренде действует общее правило, содержащееся в пункте 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в указанный в предложении или установленный законом либо договором срок, при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
По смыслу приведенных положений при рассмотрении спора о досрочном расторжении договора земельного участка необходимо оценить действия арендатора по надлежащему использованию земельного участка, добросовестность его действий, направленных на достижение цели договора, возможность ее достижения в пределах срока действия договора аренды.
В ходе судебного разбирательства судом установлено и не отрицается представителем ответчика, что в 2018 году общество допустило неосвоение годового объема заготовки древесины на арендуемом лесном участке.
Вместе с тем арендная плата за 2018 год, указанная в приложении N 4 к договору, внесена обществом в бюджет, что не отрицается истцом.
На момент рассмотрения спора общество обратилось в Министерство с заявлением о выделении дополнительного объема заготовки древесины за счет недоосвоения в период 2016-2018 г.г. В силу абзаца второго пункта 9 Правил N 474 лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования). На текущий 2019 год ответчик подал лесную декларацию N 1, которая принята лесничеством. Из пояснений представителя ответчика следует, что по причине труднодоступности к лесному участку (в том числе и по причине заболоченности мест) заготовка древесины будет осуществляться в осенне-зимний период.
В соответствии с положениями статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 3 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
В силу пункта 1 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Оценка существенности нарушения того или иного условия договора производится судом (пункт 28 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).
В данном случае нарушения договорных обязательств, наличие которых послужило основанием для обращения истца в суд с требованием о расторжении договора, устранены ответчиком, в связи с чем расторжение договора по заявленным Министерством основаниям является несоразмерной мерой ответственности за нарушение обязательства и не соответствует балансу интересов сторон.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2019 по делу N А26-4758/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4758/2019
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Ладога-лес"