г. Хабаровск |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А73-16743/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г.Харьковской, рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение от 30.10.2019 по делу N А73-16743/2019 Арбитражного суда Хабаровского края в порядке упрощенного производства по заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 14.08.2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа 50 000 руб. вынесенного в рамках исполнительного производства N 7958/16/27027.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.10.2019 в удовлетворении заявленных министерством требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.10.2019 по делу N А73-16743/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражении, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона).
20.05.2016 в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО на основании исполнительного листа серии ФС N 011277666, выданного Центральным районным судом г.Хабаровска по делу N 2-2091/2016 на по решению суда от 02.03.2016, возбуждено исполнительное производство N 7958/16/27027-ИП.
Согласно требованиям данного исполнительного документа на министерство возложена обязанность, предоставить Соболеву Кириллу Владимировичу, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров в пределах г. Хабаровска.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства N 7958/16/27027-ИП вручена министерству 23.05.2016. Указанным постановлением министерству установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа министерству неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
27.04.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительного сбора в размере 50 000 руб. Исполнительский сбор оплачен в полном объеме.
15.03.2018 в отношении министерства вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Постановлением от 25.02.2019 начальником межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении министерства вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
По состоянию на 02.08.2019 решение суда министерством исполнено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем министерству выдано требование от 02.08.2019 об исполнении решения суда до 07.08.2019, также министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда. Требование вручено министерству 05.08.2019.
Этим же требованием министерство уведомлено о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ 08.08.2019 в 10 часов 20 минут в отделе судебных приставов по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 4, каб. N 2), в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
08.08.2019 в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судебным приставом-исполнителем в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 08.08.2019 полученным министерством 09.08.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 14.08.2019 в 10 часов 20 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 4, каб. 1.
14.08.2019 начальником межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении министерства вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно части 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 до 70 000 рублей.
Отклоняется довод апелляционной жалобы об имущественном характере требования. Требование исполнительного документа об обязании министерства предоставить гражданину помещение имеет неимущественный характер согласно статье 105 Закона N 229-ФЗ, поскольку в нем установлена обязанность должника совершить определенные действия. Сумма денежного эквивалента обязательным действиям должника в судебном акте не указана.
Судебному приставу-исполнителю не предоставлено право изменять содержание исполнительного документа. В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, так как о необходимости исполнения решения суда министерству было известно со дня вынесения соответствующего судебного акта, то есть с 2016 года.
Направление министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (правопреемнику министерства имущественных отношений края) заявок на приобретение квартир для нуждающихся граждан, а также направление информационных писем судебному приставу-исполнителю с указанием процедуры приобретения жилого помещения не свидетельствует об отсутствии вины министерства в совершении административного правонарушения. Указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, принятые министерством меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Довод жалобы министерства на то, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, о возможном предоставлении жилого помещения после его приобретения министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку судом возложена обязанность именно на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии министерства состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 14.08.2019.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции. Суд апелляционной инстанции с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, обязательности исполнения судебного акта не усматривает оснований для применения к спорным отношениям положений статей 2.9, 3.4 КоАП РФ.
Возражение заявителя жалобы о том, что министерство не является надлежащим ответчиком в рамках гражданского иска по делу, рассмотренному в суде общей юрисдикции, на основании которого выдан спорный исполнительный лист, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, как не имеющий правового значения в рамках настоящего спора, предметом которого является оспаривание постановления о привлечении заявителя к административной ответственности в связи с неисполнением им в установленный срок без уважительных причин требования, содержащегося в исполнительном документе суда общей юрисдикции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.10.2019 по делу N А73-16743/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16743/2019
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО