г. Владивосток |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А59-5046/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.Ю. Еремеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управление по обращению с отходами",
апелляционное производство N 05АП-8849/2019
на решение от 06.11.2019
по делу N А59-5046/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Управление по обращению с отходами" (ОГРН 1156501000336, ИНН 6501269229)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
(ОГРН 1036500603908, ИНН 6501130026)
о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2019 N 126 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление по обращению с отходами" (далее - заявитель, общество, АО "Управление по обращению с отходами") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2019 N 126 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекса).
Арбитражным судом Сахалинской области по результатам рассмотрения настоящего спора в порядке упрощенного производства 23.10.2019 принята резолютивная часть решения, согласно которой в удовлетворении требования акционерного общества "Управление по обращению с отходами" к государственной жилищной инспекции Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2019 N 126 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, отказано.
06.11.2019 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением от 06.11.2019, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что инспекцией проведена проверка по адресам двух контейнерных площадок: г.Южно-Сахалинск, пер. Белорусский, д. 22 и ул. Шоссейная, д.70, в рамках которой составлено два протокола об административном нарушении и два постановления о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ. Вместе с тем, факт несвоевременного вывоза ТКО обнаружено в ходе проведения одной проверки, в связи, с чем общество считает, что вынесение административным органом двух постановлений за допущенные нарушения законодательства на каждой контейнерной площадки, влечет создание искусственной множественности правонарушений.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
22.04.2019 в инспекцию обратился гражданин, проживающий по адресу: г. Южно-Сахалинск, пер. Связи, 6, с жалобой на действия регионального оператора по факту ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По данному обращению на основании распоряжения инспекции от 18.07.2019 N 703 в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка по вопросу осуществления регионального государственного жилищного надзора, результаты которой были зафиксированы в акте проверки N 703 от 20.07.2019.
В ходе данной проверки жилищная инспекция установила, что в пределах деятельности общества находится контейнерная площадка, расположенная около дома N 22 по пер. Белорусский в г. Южно-Сахалинске. Данная площадка предназначена также для складирования твердых коммунальных отходов с дома N 6 пер. Связи в г. Южно-Сахалинске, предоставление коммунальной услуги по указанной улице осуществляется в рамках конклюдентных действий. Сведения о заключении письменного договора с собственниками (пользователями) дома N 6 по пер. Связи в г. Южно-Сахалинске на индивидуальных условиях, обществом не представлены.
Согласно данным, полученным с использованием аппаратуры спутниковой навигации, вывоз ТБО с контейнерной площадки, расположенной около дома N 22 по пер. Белорусский в г. Южно-Сахалинске между 05.04.2019 и 11.04.2019 осуществлялся с единовременным превышением срока допустимого перерыва в предоставлении данной коммунальной услуги на 27 часов.
Таким образом, в ходе данной проверки жилищная инспекция установила, что АО "Управление по обращению с отходами" допущены нарушения требований к качеству предоставления коммунальной услуги по обращении с твердыми коммунальными отходами, уставленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
За нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность по статье 7.23 КоАП РФ.
Усматривая в деянии общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо административного органа с участием полномочного представителя общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола, составило протокол об административном правонарушении от 21.06.2019 N 161 по факту несвоевременного вывозас контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Южно-Сахалинск, пер. Белорусский, N 22 коммунальных отходов.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом инспекции в присутствии полномочного представителя общества вынесено постановление от 09.07.2019 N 126 по делу об административном правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статье 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 рублей по указанному в протоколе об административном правонарушении от 21.06.2019 N161 факту.
Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу управления - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами указанного правонарушения признаются должностные и юридические лица, обязанные обеспечить нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу пункта 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); Исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором (часть 15.1 статья 161 ЖК РФ).
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 19.12.2017 N 73 обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области на период с 01.01.2018 по 01.01.2027.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В пункте 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), определено, что "твердые коммунальные отходы" - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 Правил N 1156).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил N 1156).
Согласно пункту 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В силу пункта 2 Правил N 1156 вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Из анализа вышеприведенных норм следует обязанность регионального оператора по вывозу ТКО от площадок - мест их накопления.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В разделе VII Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Как следует из материалов дела, вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, расположенной около дома N 22 по пер. Белорусский в г. Южно-Сахалинске, в апреле 2019 года осуществлялся 05.04.2019 время 9 час. 15 мин., 11.04.2019 время 12 час. 24 мин. автотранспортным средством МАЗ м538хт. Данный автомобиль, осуществляющий вывоз твердых коммунальных отходов, закреплен за ООО "Чистый город", что подтверждается письмом общества.
Вместе с тем, сведений о вывозе твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, по указанному адресу, в иное время и другие дни обществом ни при проведении проверки, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 20.06.2019 N 703, письмом общества от 15.05.2019 N 1232-05/19, списком мест установки бункеров ООО "Чистый город", письмом о закреплении автомобиля МАЗ м538хт, данными, полученными с использованием аппаратуры спутниковой навигации.
Таким образом, вывод административного органа, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, соответствует материалам дела.
Довод заявителя о том, что в ходе проведения одной проверки выявлено одно административное правонарушение на двух объектах, в связи с чем вынесение в отношении общества административным органом двух постановлений о привлечении общества к административной ответственности за допущенные нарушения законодательства на каждой контейнерной площадки, влечет создание искусственной множественности правонарушений, коллегией отклоняется в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Из материалов дела усматривается, что инспекция в ходе одной проверки выявила нарушения требований к качеству предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двух контейнерных площадках, а именно: контейнерной площадки, расположенной около дома N 22 по пер. Белорусский в г. Южно-Сахалинске, и контейнерной площадки, расположенной около дома N 70 по ул. Шоссейной г. Южно-Сахалинске, составила два протокола об административных правонарушениях и вынесла два постановления по делам об административных правонарушениях, в которых зафиксированы факты несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов в отношении каждой из проверяемых контейнерных площадок.
То обстоятельство, что выявленные правонарушения являются однородными и установлены в ходе проведения одной проверки, проведенной на основании одного распоряжения, не свидетельствует о совершении соответствующих правонарушений в результате одного действия, образующего состав только одного правонарушения, и не имеет правового значения для решения вопроса о законности оспариваемого постановления.
Таким образом, поскольку обществом допущено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений на различных объектах по разным адресам, оно подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Этот вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
По правилам части 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований порядка предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований законодательства судебной коллегией не установлено.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины предприятия в совершенном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.23 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления постановления, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, инспекцией не пропущен.
Основания для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судебной коллегией не установлено, поскольку совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
В свою очередь проверка размера наложенного на общество административного штрафа показала, что он был назначен заявителю в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ в размере 5 000 рублей, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Пятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Сахалинской области 06.11.2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ и статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.11.2019 по делу N А59-5046/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5046/2019
Истец: АО "Управление по обращению с отходами"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Сах.обл.