г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А26-7413/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32033/2019) ООО "Лидер" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.09.2019 по делу N А26-7413/2019, принятое
по заявлению ООО "Лидер"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, д. 3, каб. 2, ОГРН 1141001009258, ИНН 1001286499 (далее - заявитель, общество, ООО "ЛИДЕР") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф. Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - ответчик, комитет) о признании недействительным предписания N ЛК 084/078/3449 о прекращении, устранении выявленных нарушений лицензионных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения от 13.06.2019 (далее - предписание).
Решением суда от 17.09.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, В Едином государственном реестре юридических лиц ООО "ЛИДЕР" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1141001009258 (т.1, л.д.22).
Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 N 61 (https://www.reformagkh.ru/mymanager/profile/profile/8915030/https://www. reformagkh.ru/mymanager/profile/profile/8929560/).
ООО "ЛИДЕР" - организация, оказывающая услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 28 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2015 (т.1, л.д.12-19), заключенного во исполнение решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.04.2015 (т.1, л.д.139-141). Из пункта 1.2 договора управления следовало, что ООО "ЛИДЕР" обязалось выполнять функции по управлению многоквартирным домом, а именно: по организации предоставления услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, организации предоставления коммунальных услуг и осуществлению иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
В ходе проведенной на основании распоряжения от 19.04.2018 N ЛК 008/13-21/Р/1644 (т.1, л.д.46-48) проверки информации органа местного самоуправления о фактах нарушения управляющей организацией дома N 28 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске лицензионных требований, зарегистрированного за номером 2666 от 16.04.2018 (т.1, л.д.36-44), по мотивированному представлению от 19.04.2018 (т.1, л.д.45) должностным лицом комитета проводилась внеплановая выездная проверка ООО "ЛИДЕР".
Внеплановой проверкой были выявлены факты ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома N 28 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске, в том числе на торцевом фасаде (со стороны дома N 30) в районе 2-3 этажей установлено разрушение штукатурно-отделочного слоя стены. Данный факт отражен в акте проверки лицензиата от 15.05.2018 N ЛК 008/13-21/А/1644 (т.1, л.д.49-50) и предписании N ЛК 088/078/1861 о прекращении, устранении выявленных нарушений лицензионных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения от 15.05.2018 (т.1, л.д.51-52).
Исполнение требования, первоначально отраженного в указанном предписании, неоднократно проверялось должностными лицами комитета, в том числе на основании распоряжений от 13.11.2018 N ЛК 051/Р/2747 (т.1, л.д.74-77) и от 26.02.2019 N ЛК 084/Р/1436 (т.1, л.д.83-85).
Так, в очередной раз разрушения участков штукатурно-отделочного слоя торцевого фасада в районе 2-3 этажей (со стороны дома N 30) были зафиксированы в акте проверки лицензиата от 26.03.2019 N ЛК 084/А/1436, на основании которого обществу выдано предписание N ЛК 084/078/3165 о прекращении, устранении выявленных нарушений лицензионных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения от 26.03.2019 с требованием выполнить работы по восстановлению разрушенных участков в местах разрушений в течение 20 рабочих дней с момента получения предписания (т.1, л.д.86-87). Акт и предписание направлены обществу почтовой корреспонденцией и получены им 5 апреля 2019 года (т.1, л.д.88). Соответственно, срок исполнения предписания от 26.03.2019 N ЛК 084/078/3165 истек 8 мая 2019 года.
13 июня 2019 года должностными лицами комитета по распоряжению заместителя руководителя комитета - заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Смирнова А.Г. от 16.05.2019 N ЛК 084/Р/2078 проведена внеплановая проверка исполнения предписания от 26.03.2019 N ЛК 084/078/3165 (т.1, л.д.92-95).
В ходе выездной проверки должностным лицом комитета было установлено, что работы по восстановлению разрушенных участков штукатурно-отделочного слоя торцевого фасада в районе 2-3 этажей (со стороны дома N 30) в местах разрушений обществом выполнены не были, сведения о чем зафиксированы в акте проверки лицензиата от 13.06.2019 N ЛК 084/А/2078 с фототаблицей (т.1, л.д.96-99).
ООО "ЛИДЕР" выдано предписание N ЛК 084/078/3449 о прекращении, устранении выявленных нарушений лицензионных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения от 13.06.2019 (т.1, л.д.100-101). Предписание получено представителем общества 26 июня 2019 года (т.1, л.д.102).
В предписании указано на нарушение ООО "ЛИДЕР" при осуществлении содержания многоквартирного дома N 28 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске требований, предусмотренных пункта 4.6.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Обществу было предписано в течение 30 рабочих дней с момента получения предписания выполнить работы по восстановлению разрушенных участков штукатурно-отделочного слоя торцевого фасада в районе 2-3 этажей (со стороны дома N 30) в местах разрушений. О выполнении предписания необходимо письменно сообщить до 12 часов рабочего дня, следующего за последним днем срока исполнения предписания.
Многоквартирный дом N 28 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске с 1 июля 2019 года исключен из реестра лицензий Республики Карелия по заявлению лицензиата ООО "ЛИДЕР" решением комитета от 19.06.2019 N 078/13-12/РИ/1608 (т.1, л.д.103-104). Поскольку сведения об управлении домом иной организацией отсутствовали (т.1, л.д.123), комитет направил в орган местного самоуправления уведомление от 20.06.2019 N 5364/16-06/ГКСЖДНи о принятии решения об исключении сведений об указанном доме из реестра лицензий Республики Карелия (т.2, л.д.9).
Не согласившись с предписанием комитета, ООО "ЛИДЕР" в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок - 22 июля 2019 года (т.1, л.д.4) - обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи, из которой следует что внеплановая проверка по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ (по истечению срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований), проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В силу части 2 статьи 196 ЖК РФ должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица уполномоченного органа обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Исходя из подпункта 2 пункта 1 и подпункта 11 пункта 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 368-П, комитет, являясь органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляет на территории Республики Карелия региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, внеплановая проверка лицензиата была проведена уполномоченным органом исполнительной власти; основанием для проведения проверки явилось истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований; распоряжение от 16.05.2019 N ЛК 084/Р/2078 о проведении внеплановой документарной и выездной проверки ООО "ЛИДЕР" вынесено надлежащим лицом; проведен осмотр многоквартирного дома и проанализированы документы общества по исполнению ранее выставленного предписания от 26.03.2019 N ЛК 084/078/3165 (т.1, л.д.89-91); акт проверки лицензиата от 13.06.2019 N ЛК 084/А/2078 и предписание N ЛК 084/078/3449 о прекращении, устранении выявленных нарушений лицензионных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения от 13.06.2019 получены обществом 26 июня 2018 года (т.1, л.д.102); срок исполнения предписания установлен с момента его получения, то есть являлся достаточным.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при проведении внеплановой проверки не было допущено нарушений гарантированных законом процессуальных прав проверяемого лица, носящих существенный характер. При этом суд правомерно руководствовался следующим.
Перечень лицензионных требований предусмотрен статьей 193 ЖК РФ и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "а") и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б").
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, лицензионным требованием является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из подпункта "г" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что в состав общего имущества включаются ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которым утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Пунктом 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (в предписании ошибочно дана ссылка на пункт 4.6.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, которым установлена аналогичная норма в отношении защитных слоев крыш).
Материалами дела подтверждено, что организацией, на которую договором управления многоквартирным домом были возложены функции по содержанию и ремонту многоквартирного дома N 28 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске, с 1 июня 2015 года являлось ООО "ЛИДЕР". Указанное лицо действовало на основании лицензии от 30.04.2015 N 61.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из части 9 статьи 161 ЖК РФ, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение или расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.
Пунктом 5.1 договора управления от 01.06.2015 определено, что договор вступает в силу с 1 июня 2015 года и действует в течение срока, установленного решением общего собрания собственников помещений.
Решением внеочередного общего собрания от 21.04.2015 собственники помещений в доме установили срок действия договора управления - один год (т.1, л.д.139-141). Поскольку указанный срок был в последний раз продлен по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.05.2018 на тот же период на тех же условиях (т.1, л.д.105-107), то договор действовал до 31 мая 2019 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что договор управления считался прекратившим свое действие с 1 июня 2019 года.
Указанное обстоятельство в соответствии со статьей 198 ЖК РФ послужило основанием для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Решением комитета от 19.06.2019 N 078/13-12/РИ/1608 многоквартирный дом N 28 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске был исключен из реестра лицензий Республики Карелии с 1 июля 2019 года (т.1, л.д.103).
Частью 6 статьи 198 ЖК РФ установлено, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Из указанной нормы следует, что лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня наступления названных обстоятельств.
Поскольку на момент проверки условия, установленные частью 3 статьи 200 ЖК РФ о прекращении деятельности по управлению в отношении дома N 28 по проспекту Ленина в городе Петрозаводске не наступили, то ООО "ЛИДЕР" обязано было надлежащим образом исполнять обязанности по управлению данным многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а в отношении самого общества имелись все основания для осуществления проверочных мероприятий.
Названная норма права направлена на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг (ресурсов). Указанный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2019 N 306-ЭС19-12903 по делу N А57-7734/2018.
С точки зрения аналогии применения права суд первой инстанции правомерно руководствовался определениями Конституционного суда Российской Федерации от 16.12.2010 N 1688-О-О и от 24.09.2012 N 1759-О, из которых следовало, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ, что направлено на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме, в частности на беспрерывное обеспечение содержания такого дома в надлежащем состоянии.
Нарушение обществом при содержании общего имущества проверенного многоквартирного дома требований пункта 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, первоначально установленное в 2018 году и не устраненное лицензиатом, несмотря на выставление в период действия договора управления трех предписаний от 15.05.2018 N ЛК 008/078/1861, от 10.12.2018 N ЛК 051/078/2776 и от 23.06.2019 N ЛК 084/078/3165, подтвержден материалами дела, а сам факт неисполнения предписания от 23.06.2019 N ЛК 084/078/3165 - постановлением мирового судьи судебного участка N 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 07.08.2019 по делу N 5-1019/2019-4 (т.2, л.д.3-6).
При этом, как правильно указал суд, привлечение общества к административной ответственности не исключает необходимости исполнения предписания виновным лицом.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушении указанной нормы заявителем не подтверждено документально, что выявленные в ходе осмотра 13 июня 2019 года неисправности отделки фасада, зафиксированные на фото (т.1, л.д.99), могли быть устранены только при проведении капитального ремонта фасада. Указанные повреждения носили локальный характер, их площадь была незначительна. Исходя из приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, такие работы как ремонт и окраска фасадов, относятся текущему ремонту, то есть должны своевременно выполняться управляющей организацией.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания Комитета неджействительным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.09.2019 по делу N А26-7413/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7413/2019
Истец: ООО "ЛИДЕР"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору