г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А42-8149/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34197/2019) ООО "УК Гарант+" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2019 по делу N А42-8149/2019 (судья Никитина О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гарант+" (далее - ответчик) о взыскании 31 115 руб. 18 коп., из которых: 30 445 руб. 63 коп. - задолженность за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения (для категории исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах) N 5120426331 от 09.01.2018 за май 2019 года, 669 руб. 55 коп. - неустойка, начисленная за период с 18.06.2019 по 16.09.2019, а также неустойки, начисленной с 17.09.2019 по день уплаты суммы долга исходя из размера 1/130 ставки рефинансирования Банка России.
Истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика основной долг за май 2019 года в сумме 23 817 руб. 45 коп., неустойку в сумме 767 руб. 97 коп., начисленную за период с 18.06.2019 по 16.09.2019, всего: 24 585 руб. 42 коп., а также неустойку, начисленную с 17.09.2019 по день уплаты суммы долга в соответствии с десятым абзацем пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Уточнение размера исковых требований принято судом.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статей
226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд отказал ответчику в удовлетворении ходатайств об объединении дела N А42-9159/2019 с делом N А42-8149/2019 в одно производство и о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
14.10.2019 судом вынесена резолютивная часть решения, которой исковые требования полностью удовлетворены. Мотивированное решение изготовлено 22.10.2019.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
По мнению ответчика. истец неверно рассчитал объем электроэнергии, поставленной в расчетном периоде с 01.05.2019 по 31.05.2019 на содержание общего имущества.
Истец, как указал ответчик, учтен объем ресурса, подлежащий оплате в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета без применения повышающего коэффициента 1,5 к нормативу, а также не учтены объемы потребления в помещениях, не оборудованных ИПУ, в которых в расчетном периоде отсутствуют постоянно или временно зарегистрированные граждане, что уменьшило объем потребления, подлежащий оплате потребителями.
Правильный расчет, как полагает ответчик, содержится в представленном им суду контррасчете.
От истца поступил письменный отзыв на жалобу, в котором изложены возражения против ее удовлетворения. Истец считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 09.01.2018 между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 5120426331 (для категории исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах), согласно условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В силу пунктов 5.3. и 5.4. договора оплата производится покупателем по регулируемым ценам (тарифам) путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика до 15 числа месяца, следующего за расчетным, за фактически потребленную электрическую энергию в расчетном периоде.
Как следует из пункта 7.8.дДоговора при нарушении покупателем сроков исполнения обязательств по оплате, установленных пунктом 5.4. договора, гарантирующий поставщик имеет право начислять покупателю пеню (неустойку) в размере, определенном законодательством Российской Федерации, от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки исполнения указанных обязательств до момента фактической оплаты.
Неполная оплата счета-фактуры N 5120426331/059127 от 31.05.2019 и оставление без удовлетворения претензии об оплате явились основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований и удовлетворил их в полном объеме в соответствии со статьями 309,310, 539, 544, 330 ГК РФ, 157 ЖК РФ, статьей 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Предметом спора является взыскание задолженности за сверхнормативный объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" от 26.12.2016 N 1498 (далее-Постановление N 1498) исполнители коммунальных услуг (ИКУ) обязаны с 01.01.2017 урегулировать с гарантирующим поставщиком договорные отношения в части приобретения электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов (МКД) с учетом изменившегося законодательства.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании п. 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества или кооператива с управляющей организацией.
Согласно н 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации.
В силу изложенного, статус управляющей организации неразрывно связан со статусом исполнителя коммунальных услуг.
ООО "УК Гарант +", выбранное в качестве управляющей компании в соответствии с гг. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, и обязано приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме.
Договор энергоснабжения N 5120426331 заключен с ответчиком как с исполнителем коммунальных услуг, приобретающим электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, законодатель предусмотрел в качестве обязанности исполнителя коммунальных услуг заключение с РСО именно договора на приобретение электроэнергии на содержание общего имущества в многоквартирных домах.
Пунктом 21(1) постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее-Правила 124) определен порядок определения объемов электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома по договору ресурсоснабжения, а именно: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Уд = Уодпу - Употр, где:
Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг- собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
При наличии в многоквартирном доме ОДПУ иные методы определения объемов электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома по договору законодательством РФ не предусматриваются.
В исключительных случаях, при отсутствии или неисправности ОДПУ, расчет объемов электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества многоквартирного дома, осуществляется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ (п.п. "в" п. 21 Постановления N 124).
Согласно абз.З п.42 Правил 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента (в ред.
Повышающий коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт (п.4 приложения N 2 Правил 354).
Письмом N 19506-00/04 от 02.06.2017 года Минстрой подтвердил свои ранее данные разъяснения относительно применения и начисления повышающего коэффициента, а также вопроса принадлежности денежных средств, начисленных за счет применения повышающего коэффициента.
Пунктами 42, 43. 60. 60(1), 62, 81(11). 85(3) Правил N 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги.
Таким образом в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.
Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.
Согласно определению от 27.04.2017 N 60-АПГ17-6 Верховного Суда Российской Федерации, применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, позиция истца относительно начисления повышающего коэффициента не к объему предоставленных коммунальных услуг, а к цене на них, является правильной.
Объем электрической энергии определен истцом верно.
Поскольку доказательства полной оплаты долга не представлены, исковые требования удовлетворены обоснованно как в части основного долга, так и неустойки.
Нормы материального и процессуального права судом не нарушены, изложенные в решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2019 по делу N А42-8149/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8149/2019
Истец: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГАРАНТ +"