г. Владивосток |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А51-19123/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Н. Номоконовой,
рассмотрев апелляционную жалобу главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-8539/2019
на решение от 08.11.2019 (резолютивная часть (ст. 229 АПК) от 22.10.2019)
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-19123/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края"
(ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195)
к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю
(ИНН 2536150266, ОГРН 1042503038467)
о взыскании задолженности в размере 168 919 руб. 24 коп.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (далее - Фонд капитального ремонта Приморского края, истец) обратился в суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее - Главное управление МЧС России по Приморскому краю, ответчик) взыскании 168919,24 руб. задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домах, в которых располагаются принадлежащие ответчику жилые помещения, за период с января по апрель 2019 года, и, кроме того, 6 068 руб. расходов по оплате госпошлины.
Решением суда от 08.11.2019 (резолютивная часть от 22.10.2019), принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Приморского края взыскал с Главного управления МЧС России по Приморскому краю в пользу Фонда капитального ремонта Приморского края 168 919 рублей 24 копейки задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домах, в которых располагаются принадлежащие ответчику жилые помещения, за период с января по апрель 2019 года, и, кроме того, 6 068 рублей расходов по оплате госпошлины.
Главное управление МЧС России по Приморскому краю, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
Основными доводами апелляционной жалобы являются: поскольку договор на управление многоквартирным не был заключен, вследствие, правовых оснований для внесения взносов и взыскания их не имеется; счета на оплату обязательных взносов в адрес ответчика не поступали; ответчик обращает внимание на отсутствие бюджетного финансирования на уплату расходов на капитальный ремонт; полагает взыскание государственной пошлины является незаконным.
В установленный определением суда от 25.10.2019 срок от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против ее удовлетворения, истец указал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ по истечении срока на представление отзыва на апелляционную жалобу.
Из материалов дела судом установлено следующее.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества МКД в соответствии с региональной программой капитального ремонта (часть 1 статьи 20, часть 2 статьи 178 ЖК РФ) в Приморском крае создана специализированная коммерческая организация - Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (региональный оператор), к функциям которой относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (статья 180 ЖК РФ).
Главное управление МЧС России по Приморскому краю обязательства, установленные ЖК РФ, Законом Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" (далее - Закон N 227-КЗ) не исполнило, оплату взносов на капитальный ремонт за помещения, в многоквартирном доме N 44, кв. 51 по ул. Фрунзе, расположенном в г. Артеме, в многоквартирном доме N 22, кв. 136 по ул. Героев-Тихоокеанцев, расположенном в г. Владивостоке, в многоквартирном доме N 5В, кв. 41 по ул. Сахалинская, расположенном в г. Владивостоке, в многоквартирном доме N 19, кв. 232 по ул. Черняховского, расположенном в г. Владивостоке, в многоквартирном доме N 19В, кв. 1-37, 39-42, 44, 47-53, 55, 58-61, 63-67, 71, 73-84, 86-89, 91-92, 94-100 по ул. Шошина, расположенном в г. Владивостоке, в многоквартирном доме N 28, кв. 33 по ул. Лермонтова, расположенном в п. Трудовое, г. Владивосток, в многоквартирном доме N 11-БН по ул. 50 лет Октября, расположенном в пгт. Славянка, находящееся на праве оперативного управлении, не произвело, в связи с чем, у ответчика образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с января по апрель 2019 года на общую сумму 168 919 руб. 24 коп.
Фондом в адрес ответчика направлена претензия от 30.05.2019 с требованием, оплатить образовавшуюся задолженность, однако задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов не оплачена, что явилось основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 271, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ЖК РФ о порядке финансирования и организации капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ, частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Из изложенного следует, что поскольку Главное управление МЧС России по Приморскому краю осуществляет правомочия собственника имущества и несет расходы на его содержание.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
В силу пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ, то есть пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Из приведенных положений следует, что собственник помещения, равно как лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Независимо от того является ли эти помещение жилыми или нежилыми, в силу закона у данных лиц возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Частью 3 статьи 170 ЖК РФ установлено два способа формирования фонда капитального ремонта: на специальном счете или на счете регионального оператора.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 227-КЗ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Учитывая, что перечень многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 N 513-па опубликован в "Приморской газете" от 31.01.2014 N 9 (874), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в МКД наступила у собственников помещений в спорном МКД с 01.10.2014.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 227-КЗ минимальный размер взноса устанавливается Администрацией Приморского края на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта с разбивкой по годам в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном настоящим Законом. Минимальный размер взноса, установленный на второй и третий год указанного трехлетнего периода, подлежит индексации, исходя из уровня инфляции.
Администрацией Приморского края установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД в расчете на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД на 2014-2016 годы в размере 6,57 руб. /кв. м в месяц, на 2017-2019 годы - 7,10 руб. /кв. м в месяц, на 2018 год в размере 7,38 руб. /кв. м в месяц, на 2019 год в размере 7,73 руб. /кв. м в месяц (постановления от 18.11.2013 N 411-па; от 17.11.2016 N 534-па; от 10.11.2017 N 446-па; от 22.01.2019 N 21-па).
В силу положений статьи 7 Закона N 227-КЗ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований статьей 158, 169 ЖК РФ, статьи 7 Закона N 227-КЗ оплата взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД за январь 2019 года - апрель 2019 года не произведена.
При этом регистрация права оперативного управления ответчика на спорные жилые помещения подтверждена имеющимися в деле выписками из Единого государственного реестра недвижимости и самим ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Расчет исковых требований истца судом проверен и признан нормативно обоснованным и арифметически правильным, ответчиком документально не опровергнут, мотивированный надлежащими доказательствами контррасчет не представлен.
Доказательств отсутствия задолженности, так же как и доказательств перехода права собственности иным лицам ответчиком не представлено.
Довод Главного управления МЧС России по Приморскому краю о том, что между истцом и ответчиком не заключен договор на управление многоквартирным, в следствии чего отсутствуют правовые основания для внесения взносов и взыскания их, основываются на неверном толковании норм права.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Возникновение у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт связано не с моментом заключения договора, а в силу прямого указания закона - с официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта.
Доводы заявителя о том, что ему не направлялись документы для уплаты взносов на капитальный ремонт, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку обязанность по внесению соответствующих взносов возникает для ответчика в силу закона и не связана с моментом выставления счетов. При добросовестных действиях ответчик, в целях исполнения обязательств по уплате взносов на капремонт, имел возможность обратиться в организацию за получением счетов на оплату, тем самым исключив негативные для себя последствия.
Анализируя статьи 38, 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует отметить, что правовой статус ответчика, равно как и его недостаточное финансирование из соответствующего бюджета, не освобождает его от обязанности уплаты обязательных платежей, предусмотренных законом.
Учитывая результат рассмотрения спора, суд первой инстанции, вопреки позиции апеллянта, на основании статьи 110 АПК РФ, абзаца 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) правомерно возложил на ответчика по делу расходы по уплате государственной пошлины по иску.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет.
Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обратившимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ с уплатой налога и (или) сбора обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Как следует из материалов дела, истцом при обращении в суд с настоящим иском уплачена госпошлина, которая в силу статьи 101 АПК РФ с момента ее уплаты и принятия иска к производству перешла в категорию судебных расходов.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося спора - истцом и ответчиком.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, урегулированную нормами НК РФ, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам в соответствии с требованиями АПК РФ, которым освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов не предусмотрено, напротив, частью 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно взыскал понесенные расходы истца по оплате госпошлины по иску с ответчика.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений статьи 333.37 НК РФ, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2019 по делу N А51-19123/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19123/2019
Истец: ФОНД ПРИМОРСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю