г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А56-27704/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым МС
при участии:
от истца (заявителя): Зайцев ИН - доверенность от 02/04/2019
от ответчика (должника): Мостовой СМ - доверенность от 04/01/2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28974/2019) Общественного движения Санкт-Петербурга "Народные эксперты" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2019 по делу N А56-27704/2019, принятое по иску Общественного движения Санкт-Петербурга "Народные эксперты"
к Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный Округ Прометей
3-е лицо: ООО "Инвестиции.Менеджмент.Консалтинг"ООО "Инвестиции.Менеджмент.Консалтинг"
о признании незаконным отказа от заключения муниципального контракта,
установил:
общественное движение Санкт-Петербурга "Народные эксперты" (далее - ОД "Народные эксперты", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о признании незаконным отказа от заключения муниципального контракта между Местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей (далее - ответчик, Администрация) и общественным движением Санкт-Петербурга "Народные эксперты", оформленного протоколом отказа от заключения контракта от 22.01.2019 N 18988 по закупке N 0172300002818000035, и обязании Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей заключить муниципальный контракт с общественным движением Санкт-Петербурга "Народные эксперты" по закупке N 0172300002818000035.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Инвестиции.Менеджмент.Консалтинг" (далее - ООО "Инвестиции.Менеджмент.Консалтинг", третье лицо).
Решением суда от 13.08.2019 в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ОД "Народные эксперты" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 13.08.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и ненадлежащую оценку обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, судом был неправильно истолкован пункт 7.3 Устава, в котором определено, что одним из источников формирования имущества общественного движения является поступление от мероприятий, проводимых ОД "Народные эксперты". Из данного пункта устава не следует, что деятельность ОД по проведению мероприятий ограничивается лишь самостоятельной организацией и финансированием таких мероприятий.
В судебном заседании представитель ОД "Народные эксперты" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
3-е лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрацией (заказчик) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении определения исполнителя, в форме электронного аукциона N 0172300002818000035 на "Оказание услуг по организации и проведению мероприятий для жителей округа" (далее - извещение) и документация об электронном аукционе на "Оказание услуг по организации и проведению мероприятий для жителей округа" (далее - Документация) в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
По результатам проведения определения исполнителя сформирован протокол подведения итогов электронного аукциона от 11.01.2019 N 0172300002818000035-3, согласно которому победителем электронного аукциона было признано общественное движение Санкт-Петербурга "Народные эксперты".
Впоследствии на основании части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта с победителем аукциона в связи с несоответствием участника закупки установленным заказчиком требованиям к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в частности пункту 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ - "отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Полагая данный отказ незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требований к участникам закупки, в частности, об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Отказ от заключения контракта был обусловлен, по мнению Администрации, отсутствием у ОД "Народные эксперты" права на осуществление коммерческой деятельности.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ОД "Народные эксперты" осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях, Закона N 82-ФЗ), иными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом.
Как следует из содержания статьи 37 Закона N 82-ФЗ, общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ, согласно которым некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации)".
Таким образом, в силу вышеприведенных норм и правил следует признать, что некоммерческие организации имеют ограниченную правоспособность при участии в закупках, если предмет закупок не отвечает целям создания и деятельности организации, а также если осуществление такой деятельности не предусмотрено уставом.
Предметом рассматриваемой закупки является определение исполнителя на оказание услуг по организации и проведению мероприятий для жителей округа. Определенный по результатам электронного аукциона исполнитель обязан организовать и провести праздничные мероприятия для жителей округа, для чего необходимо, в том числе разработать сценарий мероприятия; предоставить жителям муниципального образования интерактивно-развлекательную программу; и т.д.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава целями и видами деятельности ОД "Народные эксперты" является, в том числе формирование, экспертиза и продвижение общественных инициатив, направленных на формирование комфортной городской среды на территории г. Санкт-Петербурга; повышение уровня доверия в обществе и доверия общества к государственной и муниципальной власти, путем продвижения общественных инициатив, прошедших народную экспертизу; содействие формированию комфортной городской среды на территории г. Санкт-Петербурга, в том числе общественных пространств, предоставляющих жителям возможности общения, основанной на экспертизе общественных предложений; и т.д.
Для достижения уставных целей ОД "Народные эксперты" осуществляет деятельность, в том числе, по участию в конкурсах на получение средств государственной поддержки, в том числе социально-ориентированных проектов, организовывает их проведение; проводит форумы, конференции, круглые столы, выставки, семинары, как самостоятельно, так и совместно с органами государственной власти (пункта 2.2. Устава).
Следует отметить, что проводимый аукцион на проведение праздничных мероприятий для жителей муниципального округа полностью вписывался в осуществляемые ОД виды общественной деятельности по поддержанию и формированию комфортной городской среды и не противоречил уставным целям и задачам по повышению уровня доверия в обществе и доверия общества к государственной и муниципальной власти, реализации социально-ориентированных проектов.
В соответствии с пунктом 7.3 Устава одним из источников формирования имущества ОД "Народные эксперты" являются поступления от мероприятий, проводимых Движением, в том числе от лекций, выставок, лотерей, аукционов, а также поступления от других источников, не запрещенных законодательством.
При этом, из содержания пункта 7.3 Устава вовсе не следует, что ОД должно являться в данном случае и организатором и лицом, осуществляющим финансирование такого мероприятия. А из совокупного анализа вышеприведенных положений Устава следует, что осуществление таких программ возможно как самостоятельно, так и совместно с органами государственной власти, коммерческими и некоммерческими организациями (л.д. 110).
Таким образом, апелляционная коллегия не усматривает каких-либо ограничений для ОД "Народные эксперты" для участия в спорной закупке, выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неправильной оценке представленных в материалы дела доказательств, а также на расширительном толковании положений Устава ОД. Суд также ошибочно применил к рассматриваемым правоотношениям Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации_".
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отказа в заключении муниципального контракта с победителем аукциона у Администрации не имелось. В данной части решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Вместе с тем, нарушенное право заявителя не может быть восстановлено избранным им способом, так как по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт от 23.01.2019 N 7079-02019-1-10 с ООО "Инвестиции. Менеджмент. Консалтинг". На момент рассмотрения апелляционной жалобы контракт полностью исполнен и оплачен.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанциях подлежат отнесению на Администрацию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 августа 2019 года по делу N А56-27704/2019 отменить в части отказа в признании незаконным отказа от заключения муниципального контракта между Местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Прометей" и общественным движением Санкт-Петербурга "Народные эксперты", оформленного протоколом отказа от заключения контракта от 22.01.2019 N 18988 по закупке N 0172300002818000035.
Признать незаконным отказ от заключения муниципального контракта между Местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Прометей" и общественным движением Санкт-Петербурга "Народные эксперты", оформленный протоколом отказа от заключения контракта от 22.01.2019 N 18988 по закупке N 0172300002818000035.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 августа 2019 года по делу N А56-27704/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общественного движения Санкт-Петербурга "Народные эксперты" - без удовлетворения.
Взыскать с Местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Прометей" в пользу общественного движения Санкт-Петербурга "Народные эксперты" 9000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27704/2019
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "НАРОДНЫЕ ЭКСПЕРТЫ"
Ответчик: МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПРОМЕТЕЙ
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2745/20
17.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28974/19
13.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-27704/19
20.05.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11829/19
05.04.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-27704/19