г. Челябинск |
|
25 января 2024 г. |
Дело N А07-15006/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Напольской Н.Е.,
судей Баканова В.В., Лучихиной У.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская жилищная ремонтно-эксплуатационная служба" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2023 по делу N А07-15006/2023.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Городская жилищная ремонтно-эксплуатационная служба" (далее - ООО "ГЖРЭС", ответчик) о взыскании суммы долга за потребленную тепловую энергию по договору N 9025/СОИ от 01.11.2018 г. за период июнь 2022, октябрь 2022, декабрь 2022 в сумме 61 173 руб. 63 коп., пени за период с 16.07.2022 по 24.04.2023 в размере 4 511 руб. 02 коп., и далее, начиная с 25.04.2023 по день фактического исполнения обязательств, расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 627 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2023 по делу N А07-15006/2023 исковые требования удовлетворены.
С общества с ограниченной ответственностью "Городская жилищная ремонтно-эксплуатационная служба" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" сумму долга за потребленную тепловую энергию по договору N 9025/СОИ от 01.11.2018 г. за период июнь 2022, октябрь 2022, декабрь 2022 в сумме 61 173 руб. 63 коп., пени за период с 16.07.2022 по 24.04.2023 в размере 4 511 руб. 02 коп., и далее, начиная с 25.04.2023 по день фактического исполнения обязательств., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 627 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик оспорил его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ООО "Городская жилищная ремонтно-эксплуатационная служба" (далее также - податель жалобы, апеллянт) ее податель, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, указал, что судом первой инстанции не указана методика, использовавшаяся при определении объема предъявленного к оплате ресурса, правовое обоснование применения названной методики со ссылкой на соответствующие нормативные акты, арифметические расчеты, как итоговой суммы, так и расчеты всех составляющих элементов примененной формулы.
Апеллянт, полагая, что расчет истца представляет собой лишь суммарную величину значений, выставленных в счетах-фактурах и накладных, считает, что приведенный истцом расчет произведен по не предусмотренной законом формуле, в расчете применено значение (норматив потребления коммунальной услуги), не предусмотренное структурой формулы, подлежащей применению, а, следовательно, расчет истца не может быть признан обоснованным и соответствующим закону.
Указывает на недопустимость применения норматива потребления горячего водоснабжения, установленного для домов с централизованным горячим водоснабжением.
Поясняет, что ответчик не производил начислений и не взимал плату за горячую воду на общедомовые нужды за спорный период, что подтверждается платежными документами, выставляемыми в адрес жильцов, а расчетные показания (по формуле) не могут превышать показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в противном случае, оплата за коммунальную услугу не начисляется.
Кроме того, ответчик обращает внимание коллегии на необходимость применения формул 20 и 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354 для определения стоимости коммунального ресурса на содержание общего имущества в спорных МКД для определения количества коммунального ресурса, использованного на приготовление горячей воды. Полагает, что данные формулы могут применяться не только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества МКД.
К апелляционной жалобе ответчиком приложены дополнительные доказательства, в том числе: справочный расчет по формуле N 24 с учетом показаний приборов учета потребления горячей воды; акты вводы в эксплуатацию приборов учета воды от 07.04.2021; акты об оказании услуг N 005859 от 16.06.2021, N006299 от 25.06.2021, N 006300 от 25.06.2021, N 005857 от 16.06.2021, N 005858 от 18.06.2021; письмо от 02.04.2021; акт от 07.04.2021.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023 апелляционная жалоба ООО "Городская жилищная ремонтно-эксплуатационная служба" принята к производству. Судебное заседание назначено на 23.01.2024 на 10 час. 00 мин. Указанным определением суд обязал подателя жалобы не позднее даты судебного заседания представить в суд апелляционной инстанции пояснения, представлялись ли указанные документы (дополнительные доказательства, приложенные к апелляционной жалобе) в суде первой инстанции; если нет, пояснить, какие объективные причины препятствовали это сделать (ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение суда от 04.12.2023 в части предоставления ответчиком пояснений относительно дополнительных доказательств ООО Городская жилищная ремонтно-эксплуатационная служба не исполнено.
В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
К числу уважительных причин относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в приобщении дополнительных документов к материалам дела (справочный расчет по формуле N 24 с учетом показаний приборов учета потребления горячей воды; акты вводы в эксплуатацию приборов учета воды от 07.04.2021; акты об оказании услуг N 005859 от 16.06.2021, N006299 от 25.06.2021, N 006300 от 25.06.2021, N 005857 от 16.06.2021, N 005858 от 18.06.2021; письмо от 02.04.2021; акт от 07.04.2021), поскольку уважительные причины непредставления доказательств в суд первой инстанции заявителем не приведены.
К дате судебного заседания 22.01.2024 от ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" посредством системы "Мой Арбитр" в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец вынесенное решение считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу ответчика - не подлежащей удовлетворению.
Возражая по доводам жалобы, ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" указывает, что спорные многоквартирные дома оборудованы индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством которых ответчик осуществляет самостоятельное производство коммунальной услуги "горячая вода" для целей ее передачи конечному потребителю-населению. Полагает, обязанность ответчика по оплате коммунального ресурса как исполнителя коммунальной услуги по оплате ресурсов, поставленных в отношении многоквартирных домов, возникла на основании ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 13,14 Правил 354.
Кроме того, поясняет, что расчет объемов тепловой энергии на приготовление горячей воды на содержание общего имущества составлен истцом в соответствии Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 121 (Зарегистрировано в Госкомюстиции РБ 03.10.2016 N8224), Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 120.
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме ООО "БашРТС" произведен согласно п.48 Главы VI Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021, с изм. от 31.05.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". При определении размера обязательств ответчика истец определил объем ресурса, затраченного на приготовление горячей воды, исходя из нормативов на горячее водоснабжение и на подогрев.
Возражая на доводы ответчика, истец также указывает, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебной коллегией отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "БашРТС" (далее - ресурсоснабжающая организация, РСО) и ООО "ГЖРЭС" (далее - исполнитель СОИ) был заключен договор N 9025/СОИ от 01.11.2018 (далее - договор).
Согласно пункту 2.1 договора ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю СОИ коммунальный ресурс в целях содержания общедомового имущества в МКД, а исполнитель СОИ обязуется принять и оплатить объем коммунального ресурса, потребленный в целях содержания общедомового имущества.
Сторонами договора пунктом 5.2.1 согласовано, что исполнитель СОИ обязуется принимать коммунальный ресурс, производить его оплату в порядке и сроки определенный договором.
Как указано в пункте 6.5 договора исполнитель СОИ оплачивает потребленный коммунальный ресурс в расчетном периоде до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Истцом в адрес ответчика в период с октября 2018 г. по август 2020 г. был отпущен коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества многоквартирных домов.
ООО "БашРТС" в адрес ООО "ГЖРЭС" выставлены платежные документы на оплату поставленного коммунального ресурса, однако, оплату ответчик не произвел:
Счет-фактура N 05/03-30062022-0000000276 от 30.06.2022 за июнь 2022 на сумму 18 317 руб. 54 коп., частично оплачен на сумму 6 300 руб. 30 коп., остаток составляет 12 017 руб. 24 коп.;
Счет-фактура N 05/03-31102022-0000001086 от 31.10.2022 за октябрь 2022 на сумму 33 827 руб. 50 коп.;
Счет-фактура N 05/03-31122022-0000002686 от 31.12.2022 за декабрь 2022 на сумму 20 709 руб. 97 коп., частично оплачен на сумму 5 381 руб.08 коп., остаток составляет 15 328 руб. 89 коп.
По расчету истца за ответчиком сформировалась задолженность по оплате поставленного ресурса в размере 61 173 руб. 63 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена предарбитражная претензия N БРТС_ТС/18913 от 17.01.2023 с требованием оплаты сформировавшейся задолженности.
Указанная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "БашРТС" с рассматриваемым иском в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены либо изменения судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере энергоснабжения, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По правилу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
- 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;
- оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, а в ценовых зонах теплоснабжения объема, определенного в соответствии с порядком, предусмотренным договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Факт поставки ответчику коммунального ресурса подтверждается счетами-фактурами, накладными и ООО "ГЖРЭС" не оспаривается.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" исполнитель обязан перечислить оплату за полученные энергоресурсы ресурсоснабжающей организации в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчётным.
Обязанность ООО "ГЖРЭС" по оплате коммунального ресурса как исполнителя коммунальной услуги возникла на основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 14 Правил N 354.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Между истцом и собственниками (пользователями) помещений многоквартирных домов заключены договоры горячего водоснабжения (в письменной форме либо путём совершения потребителями конклюдентных действий в виде фактического потребления услуг, согласно пункту 6 Правил N 354).
При этом какие-либо расчёты по горячему водоснабжению указанных многоквартирных домов в отношении объёмов ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, между истцом и ответчиком отсутствуют.
В указанных целях Постановлением N 603 внесены изменения в определённое пунктами 2, 4 Правил N124 понятие исполнителя коммунальной услуги, согласно которым для целей применения Правил N124 исполнителями коммунальной услуги признаются управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правил N 124 случаях.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления МКД, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию.
Различие в их деятельности определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на как коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
С учётом внесённых в законодательство изменений исключается возможность взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в отсутствие специального решения общего собрания.
При наличии в доме управляющей организации соответствующие расходы возложены на нее, даже если между собственниками помещений существуют прямые договоры.
Пунктом 29 Правил N 491 в редакции Постановления N1498 предусмотрено, что с 01.01.2017 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, из смысла редакции пункта 29 Правил N 491 следует, что в нормативные расходы на содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
По смыслу пункта 54 Правил N 354 в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячая вода), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объёма тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объёме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объём подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объёмы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, отсутствует централизованное горячее водоснабжение, приготовление горячей воды в многоквартирные дома осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений (бойлера, теплового пункта).
Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601), и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), не имеют собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действуют в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем, объем их обязательств перед ресурсоснабжаемыми организациями по общему правилу не может превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей.
В соответствии с пунктом 22(1) раздела IV приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
Из формулы 20.2 Правил N 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема горячей воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды (произведение удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды на соответствующий тариф и на объем горячей воды на общедомовые нужды).
Из материалов дела следует, что раздельный учет тепловой энергии, поступившей в многоквартирные дома и использованной на нужды отопления, и тепловой энергии, поступившей в жилые дома и использованной для приготовления горячей воды, не ведется; стоимость поставленной теплоэнергии выставляется к оплате собственникам помещений в силу отношений, сложившихся между обществом и собственниками помещений.
Расчет объемов тепловой энергии на приготовление горячей воды на содержание общего имущества составлен истцом в соответствии Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 121 (зарегистрировано в Госкомюстиции РБ 03.10.2016 N 8224, Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 120 (зарегистрировано в Госкомюстиции РБ 04.10.2016 N8227).
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме ООО "БашРТС" произведен согласно п. 48 Главы VI Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021, с изм. от 31.05.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2. п. 10 Главы III к данным Правилам Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для 1-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10.
При определении размера обязательств ответчика истец определил объем ресурса, затраченного на приготовление горячей воды, исходя из нормативов на горячее водоснабжение и на подогрев.
Такой алгоритм расчета прямо не противоречит действующему жилищному законодательству.
Сведений, опровергающих данные, использованные истцом при расчете объема потребления тепловой энергии на содержание общего имущества с использованием норматива, не имеется.
Ответчик не доказал того, что объем тепловой энергии, потребленной на приготовление горячей воды для общедомовых нужд, рассчитанный истцом исходя из норматива на горячее водоснабжение на содержание общедомового имущества и норматива на подогрев, больше, чем объем, зафиксированный общедомовыми приборами учета.
При этом бремя доказывания фактических величин расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды лежит на управляющей компании как лицо, в управлении которой находятся индивидуальные тепловые пункты.
Доводы жалобы о том, что в спорных МКД установлены ИТП, не влияют на принятое судом решение и являются несостоятельными, поскольку приготовление горячей воды осуществляется не индивидуально каждым потребителем и не с помощью ЦТП, а с помощью общедомового имущества за счет использования подаваемой в дом тепловой энергии ответчика, относящегося к ИТП. Принимая во внимание требования приведенных норм материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании долга в размере в сумме 61 173 руб. 63 коп за период июнь 2022, октябрь 2022, декабрь 2022 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции также учитывает споры по предыдущим периодам в рамках этого же договора.
В связи с просрочкой в оплате коммунального ресурса истцом заявлено требование о взыскании пени в размере 4 511 руб. 02 коп. за период с 16.07.2022 по 24.04.2023.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.06.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена.
Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, при взыскании суммы неустоек (пеней) (законной неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения. Расчет пени судом проверен и признан арифметически верным, оснований для его непринятия не усматривается.
Поскольку со стороны ООО "ГЖРЭС" имеет место просрочка платежа, суд первой инстанции обоснованно взыскал пени.
При этом оснований для снижения суммы пени в порядке статьи 333 ГК РФ суд первой инстанции не усмотрел с учетом отсутствия в материалах дела как заявления ответчика о ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства, так и доказательств такой несоразмерности (пункты 71, 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом_исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника.
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному вывод об удовлетворении требования о взыскании пени за период с 16.07.2022 г. по 24.04.2023 г. в размере 4 511 руб. 02 коп., и далее, начиная с 25.04.2023 по день фактического исполнения обязательств.
Довод апелляционной жалобы ООО "ГЖРЭС" о необходимости использовать в расчетах сторон формул 20 и 20.1, содержащуюся в приложении N 2 к Правилам N 354 отклоняется апелляционным судом.
Как указано в пункте 22 Правил (размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20). Данная формула определяет стоимость, а не объем потребленного коммунального ресурса ГВС для собственников жилых и не жилых помещений.
Объем коммунального ресурса в данной формул определен как qvкр - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1.
В формуле 20.1, данной в приложении N 2 к Правилам N 354, на необходимость применения которой ссылается заявитель, учтен объем ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества МКД.
Названный подход соответствует позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Из указанной формулы следует, что величина qkpv вычисляется посредством этой формулы в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В отсутствие этого условия названная величина приравнивается к утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом нормативу расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Из материалов дела следует, что компания не осуществляет производство тепловой энергии для целей горячего водоснабжения МКД.
Следовательно, применение формулы 20.1 из приложения 2 к Правилам N 354 для определения количества тепловой энергии, использованной на приготовление горячей воды, невозможно.
Суд первой инстанции полно выяснил все имеющиеся обстоятельства по делу, в этой связи решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.09.2023 по делу N А07-15006/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская жилищная ремонтно-эксплуатационная служба" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Е. Напольская |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15006/2023
Истец: ООО БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ
Ответчик: ООО ГОРОДСКАЯ ЖИЛИЩНАЯ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА