г. Челябинск |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А47-6175/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корчагина Станислава Викторовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2019 по делу N А47-6175/2019.
Индивидуальный предприниматель Корчагин Станислав Викторович (далее - заявитель, ИП Корчагин С.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации Первомайского района Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления администрации Первомайского района Оренбургской области от 07.03.2019 N 239-п "О проведении внеплановой выездной проверки ИП Корчагина С.В.".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ИП Корчагину С.В. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИМ Корчагин С.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе и представленных дополнениях к ней ИП Корчагин С.В. указывает на неверное установление судом первой инстанции обстоятельств дела. Полагает, что выводы суда первой инстанции о создании социального напряжения в связи с прекращением предпринимателем регулярных перевозок по маршруту N 101 не основаны на материалах дела. Полагает, что оспариваемое постановление не соответствует нормативным актам, регламентирующих проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основания к проверке отсутствовали, постановление оформлено с нарушением, не содержит в себе предъявляемых к подобным актам требований.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу предпринимателя Администрация ссылалась на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.03.2019 в администрацию Первомайского района Оренбургской области поступило заявление от ИП Корчагина С.В. о прекращении действия свидетельства серии 001 N 000006 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 101 Т "п. Тюльпан - п. Первомайский" от 04.03.2019 с приложением вышеуказанного свидетельства, а также расписания периода действия с 02.09.2016 по 02.09.2021 (л.д. 31).
Согласно указанному заявлению карта маршрута регулярных перевозок серии 001 N 000015 (дубликат взамен утерянной карты серии 001 N 000006) ИП Корчагиным С.В. утеряна.
07.03.2019 администрацией Первомайского района Оренбургской области в адрес ИП Корчагина С.В. заказным письмом направлено уведомление о необходимости осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 101 Т "п. Тюльпан - п. Первомайский" в течении девяноста дней со дня направления заявления о прекращении действия свидетельства в Уполномоченный орган, с приложением оригинала свидетельства серии 001 N 000006 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 101 Т "п. Тюльпан - п. Первомайский", оригинала расписания период действия с 02.09.2016 по 02.09.2021 (л.д. 37).
Дополнительно сообщалось, что для получения карты маршрута регулярных перевозок по данному маршруту (в связи с утерей Карты маршрута серии 001 N 000015), ИП Корчагину С.В. необходимо обратиться в Уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
ИП Корчагин С.В. направил в адрес администрации Первомайского района Оренбургской области вышеуказанное свидетельство и прекратил осуществление перевозок на маршруте регулярных перевозок N 101 Т "п. Тюльпан - п. Первомайский", что, исходя из отзыва заинтересованного лица, привело к социальному напряжению, жалобам со стороны населения.
Администрацией Первомайского района Оренбургской области 07.03.2019 в прокуратуру Первомайского района Оренбургской области направлено заявление о согласовании с органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя (л.д. 128).
Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки принято прокурором Первомайского района Оренбургской области 07.03.2019 (л.д. 129).
07.03.2019 принято постановление администрации Первомайского района Оренбургской области N 239-п "О проведении внеплановой выездной проверки ИП Корчагина С.В." (л.д. 13-14).
Цель проверки - определение выполнения условий свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 101 Т "п. Тюльпан - п. Первомайский". Срок проведения проверки: с 11.03.2019 по 13.03.2019.
Основанием проведения проверки является Положение о порядке осуществления контроля за перевозчиками осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Первомайского района Оренбургской области, утвержденное постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 13.07.2018 N 667-п (л.д. 15-23), коллективное обращение жителей п. Тюльпан Первомайского района Оренбургской области от 29.02.2019 (л.д. 125-126), информация территориального отдела автодорожного надзора по Оренбургской области от 06.03.2019 N 03-08/124 (л.д. 127).
Администрацией Первомайского района Оренбургской области приняты меры к исследованию факта исполнения перевозчиком условий свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 101 Т "п. Тюльпан - п. Первомайский".
Проверкой установлено, что в период с 11.03.2019 по 13.03.2019 перевозки ИП Корчагиным С.В. не осуществлялись.
Согласно актам проведения контроля за выполнением условий свидетельств от 11.03.2019, 12.03.2019, 13.03.2019 автобус ИП Корчагина С.В. на остановочном пункте п. Первомайский, обслуживающий данный маршрут в установленное утвержденным расписанием время отсутствует.
Протоколом N 26 от 13.03.2019 заседания комиссии по вопросам организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок Первомайского района Оренбургской области, состав которой утвержден постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 12.07.2016 N 604-п (с изменениями от 05.04.2018), принято решение о прекращении действия свидетельства серии 001 N 000006 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 101 Т "п. Тюльпан - п. Первомайский".
18.03.2019 принято постановление администрации Первомайского района Оренбургской области N 269-п "О прекращении свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 101 Т "п. Тюльпан -п. Первомайский".
Не согласившись с Постановлением Администрации Первомайского района Оренбургской области от 07.03.2019 N 239-п "О проведении внеплановой выездной проверки ИП Корчагина С.В." заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям нормативных актов, кроме того, ИП Корчагиным С.В. не представлено доказательств того, каким образом оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно с пунктом 6 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок:
1) наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок;
2) соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок либо с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, требований порядка посадки и высадки пассажиров;
3) наличия оснований для принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона;
4) соблюдения условий, предусмотренных частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ контроль за выполнением иных, не указанных в части 1 настоящей статьи, условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.
Решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район Оренбургской области от 25.03.2016 N 39 утверждено Положение об организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Первомайском районе Оренбургской области (далее - Положение), в соответствии с пунктом 5 которого органом местного самоуправления Первомайского района Оренбургской области, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок, является администрация Первомайского района Оренбургской области.
В силу пункта 6 Положения уполномоченный орган осуществляет контроль над выполнением условий муниципального контракта или свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, за исключением проверок соблюдения условий, которые осуществляет орган государственного транспортного контроля Российской Федерации (подпункт 21).
Ссылка заявителя на то, что проверка проведена Администрацией с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), отклоняется.
В рассматриваемом случае проверка в соответствии с указанным законом Администрацией не проводилась. Предметом проверки являлась проверка исполнения заявителем условий свидетельства об осуществлении перевозок в части транспортного обслуживания по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 101Т "п. Тюльпан - п. Первомайский", действие Закона N 294-ФЗ не распространяется на проведение контроля, предусмотренного частью 2 статьи 35 Закона N 220-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В рассматриваемом случае контроль выполнения условий (требований) свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, осуществляемый Администрацией, не относится к контрольным и надзорным функциям в рамках данного Закона.
В данном случае проводилась проверка соблюдения предпринимателем условий и требований к осуществлению перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок - N 101Т.
Таким образом, Постановление Администрации Первомайского района Оренбургской области от 07.03.2019 N 239-п "О проведении внеплановой выездной проверки ИП Корчагина С.В." вынесено в пределах полномочий с соблюдением положений Закона N 220-ФЗ.
Как указывалось, постановлением Администрации Первомайского района Оренбургской области утверждено Положение о порядке осуществления контроля за перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Первомайского района Оренбургской области (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения установлено, что внеплановый контроль осуществляет при поступлении обоснованных жалоб и обращений от граждан, организаций, органов местного самоуправления, органов государственного контроля и надзора.
В соответствии с пунктом 9 Положения предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Пунктом 10 Положения установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступлению в администрацию обращений и заявлений граждан, сведений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 06.02.2019 в адрес Губернатора Оренбургской области от жителей п. Тюльпан Первомайского района поступило коллективное обращение, содержащее в себе сведения о нарушении ИП Корчагиным С.В. порядка осуществления пассажирских перевозок, что влечет возникновение угрозы безопасности пассажиров (л.д. 125-126).
Далее, в адрес Администрации Первомайского района поступила информация от Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора о поступившем коллективном обращении от граждан (л.д. 127).
Следовательно, приведенные обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствуют о наличии у Администрации в соответствии с пунктом 10 Положения оснований для проведения внепланового контроля.
В соответствии с пунктом 12 Положения внеплановая выездная проверка может быть проведена комиссией после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
07.03.2019 Администрацией в прокуратуру Первомайского района Оренбургской области направлено заявление от 07.03.2019 N 02-02-08/919 о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя с приложением к нему постановления Администрации Первомайского района Оренбургской области от 07.03.2019 N 239-п "О проведении внеплановой выездной проверки ИП Корчагина С.В." (л.д. 128).
07.03.2019 Прокуратурой Первомайского района вынесено решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (л.д. 129).
Таким образом, порядок вынесения Постановления о проведении внеплановой выездной проверки заинтересованным лицом соблюден.
Относительно доводов предпринимателя об оформлении постановления с нарушением требований, предъявляемых к такому документу, суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемое постановление Администрации Первомайского района Оренбургской области от 07.03.2019 N 239-п содержит все необходимые реквизиты: орган, вынесший постановление, предмет проверки, цель проверки, основания проверки, форму, а также лиц, осуществляющих проверку путем указания на Комиссию по вопросам организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок Первомайского района Оренбургской области, которая утверждена Постановлением Администрации Первомайского района Оренбургской области от 12.07.2016 N 604-П (л.д. 131-135).
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителю с проведенными во время проверки мероприятиями, в то время как в данном деле, исходя из заявленных ИП Корчагиным С.В. требований, подлежит разрешение о законности вынесения постановления Администрации Первомайского района Оренбургской области от 07.03.2019 N 239-п "О проведении внеплановой выездной проверки ИП Корчагина С.В."
С учетом изложенного, доказательств того, что постановление Администрации Первомайского района Оренбургской области от 07.03.2019 N 239-п "О проведении внеплановой выездной проверки ИП Корчагина С.В." издано с нарушением требований, предъявляемых к такому ненормативному правовому акту, в том числе требований об основаниях проведения проверки, наличий у должностных лиц соответствующих полномочий, порядка согласования проверки, также отсутствуют доказательства того, что оспариваемым Постановлением нарушены права и законные интересы ИП Корчагина С.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции в ходе надлежащего исследования и оценки всей совокупности доказательств по делу, сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2019 по делу N А47-6175/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корчагина Станислава Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6175/2019
Истец: ИП Корчагин Станислав Викторович
Ответчик: Администрация Первомайского района Оренбургской области