город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2019 г. |
дело N А32-34356/2019 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарском края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2019 (резолютивная часть от 24.09.2019) по делу N А32-34356/20190
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южные Земли"
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарского края
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южные земли" (далее - ООО "Южные земли", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарского края (далее - ГУ УПФР в Абинском районе, управление) о признании недействительным решения от 29.05.2019 N 609.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 25.09.2019 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ УПФР в Абинском районе Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что корректировка данных в отчете по форме СЗВ-М возможна лишь в отношении тех застрахованных лиц, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме и были приняты органом пенсионного фонда.
ООО "Южные земли" представило в суд отзыв на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарского края от страхователя ООО "Южные земли" поступили в установленный законом срок 08.11.2019 исходные формы СЗВ-М за октябрь 2018 года.
Отчетность была принята фондом.
Обществом 28.03.2019 были представлены дополняющие формы СЗВ-М за октябрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарского края проведена проверка в отношении ООО "Южные земли" на предмет правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-М за октябрь 2018 года. Результаты проверки зафиксированы в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 609 от 15.04.2019.
По результатам рассмотрения акта было вынесено решение от 29.05.2019 N 609 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде санкции в размере 500 рублей.
Считая незаконным решение фонда, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В абзаце 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что страхователь ООО "Южные земли" предоставило в фонд исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗМ-В за октябрь 2018 года в пределах установленного срока - 08.11.2018.
Дополняющая форма за октябрь 2018 года была представлена 28.03.2019 на одно застрахованное лицо.
Таким образом, на момент принятия 29.05.2019 ГУ УПФР решения о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, управление располагало принятыми от общества уточненными сведениями за октябрь 2018 года.
Как указано, общество самостоятельно устранило допущенные в отчете за октябрь 2018 года ошибки.
С учетом приведенных обстоятельств, суд первой инстанции правильно указал на отсутствие вины ООО "Южные земли" в совершении правонарушения, поскольку страхователь самостоятельно выявил ошибку и реализовал право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения к обществу финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы управления о невозможности освобождения общества от ответственности, поскольку корректировка данных в отчете по форме СЗВ-М возможна лишь в отношении тех застрахованных лиц, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме и были приняты органом пенсионного фонда.
Приведенные доводы противоречат положениям Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н.
В обязанности страхователя входит представление сведений обо всех застрахованных лицах.
Обязанность исполняется посредством представления отчетности, которая проверяется и принимается органом пенсионного фонда.
Из закона не следует, что страхователь не вправе уточнять и исправлять сведения о застрахованном лице, по которому сведения не были представлены в исходной отчетности (в таком случае подлежит уточнению (исправлению) отчетность именно в виде отсутствия сведений о конкретном застрахованном лице).
Пенсионным фондом в материалы дела не представлены доказательства выявления органом контроля факта недостоверности исходных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года до представления страхователем 28.03.2019 дополняющей формы сведений с исправленной ошибкой.
Судом также не принимаются во внимание доводы пенсионного фонда о том, что если работодателем не представлена своевременно отчетность, то автоматически пенсионеры - работники данной организации считаются неработающими, соответственно, у них возникает право на получение пенсии в повышенном размере с учетом пропущенных индексаций.
В данном случае, органом пенсионного фонда не представлено доказательств того, что действия общества причинили реальный ущерб бюджету либо застрахованным лицам.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются обстоятельства, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 111 Кодекса, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Суд апелляционной инстанции учитывает добросовестное поведение страхователя, который самостоятельно выявил допущенное нарушение в краткие сроки и представил 28.03.2019 уточняющие сведения за октябрь 2018 года.
Управлением Пенсионного фонда РФ суду не представлено доказательств того, что допущенное нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах повлекло недостоверное начисление либо уплаты страховых взносов, индексацию и фактическую выплату индексированных пенсий, либо причинило иной ущерб, либо создало реальную угрозу такого ущерба.
Оценив обстоятельства совершения правонарушения с учетом приведенных обстоятельств и разъяснений Конституционного Суда России, приняв во внимание то, что совершенным обществом правонарушением не нанесен ущерб финансовым интересам государства и застрахованных лиц, не причинен материальный вред, суд апелляционной инстанции квалифицирует приведенные обстоятельства в качестве исключающих ответственность общества и применение финансовой санкции.
При таких обстоятельствах, решения ГУ УПФР от 29.05.2019 N 609 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу, в связи с чем являются недействительными в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение от 10.10.2019.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы по делу распределены по правилам статьи 110 АПК РФ и отнесены на заинтересованное лицо, которое не освобождено от обязанности по возмещению судебных расходов стороне, выигравшей судебный спор.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу А32-34356/2019 от 10 октября 2019 года (резолютивная часть от 24.09.2019) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34356/2019
Истец: ООО "Южные земли"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарском края, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Абинском районе КК
Третье лицо: Понаморенко Игорь Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19467/19