г. Саратов |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А12-22854/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2019 года по делу N А12-22854/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищный Стандарт-1" (400105, г. Волгоград, ул. Богунская, д. 8, ОГРН 1173443028318, ИНН 3461062942)
к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (400066, г. Волгоград, ул. Донецкая, д. 16, ОГРН 1023403435637, ИНН 3444050993)
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Жилищный Стандарт-1" (далее - ООО "Жилищный Стандарт-1", общество, заявитель, страхователь) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене уведомления Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, орган фонда социального страхования, Учреждение) об установлении с 01.01.2019 ООО "Жилищный стандарт-1" страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40 % от 26.04.2019, обязании ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Жилищный Стандарт-1".
Решением суда первой инстанции от 04 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным уведомление ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.04.2018 N 3406081411 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязал Учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Жилищный Стандарт-1".
ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 26.04.2019 N 3406081411 ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации установило заявителю тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40 %, что соответствует виду экономической деятельности общества "аренда и лизинг строительных машин и оборудования", имеющей наиболее высокий класс профессионального риска (22 класс) из видов экономической деятельности общества, которые указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
16.05.2019 заявитель направил в орган фонда социального страхования заявление о пересмотре установленного в уведомлении от 26.04.2019 тарифа с приложением заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе", справки-подтверждения основного вида экономической деятельности.
Письмом от 05.06.2019 ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации отказало заявителю в пересмотре установленного тарифа ввиду нарушения срока предоставления документов, подтверждающих основной вид деятельности.
ООО "Жилищный Стандарт-1", полагая, что уведомление 26.04.2018 N 3406081411 является незаконным, установление тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40 % нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, основывался на том, что заявителем в орган фонда социального страхования представлены документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Согласно статье 21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ под классом профессионального риска понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Согласно пунктам 2, 3 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с настоящими Правилами, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
На основании положений пункта 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55) (далее - Порядок подтверждения основного вида деятельности).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида деятельности основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида деятельности предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку подтверждения основного вида деятельности; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку подтверждения основного вида деятельности; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида деятельности в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка подтверждения основного вида деятельности, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит пункт 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что заявителем в орган пенсионного фонда представлены предусмотренные пунктом Порядка подтверждения основного вида деятельности документы, подтверждающие вид деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе".
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида деятельности право органа фонда социального страхования самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
По смыслу пункта 5 Порядка подтверждения основного вида деятельности страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка подтверждения основного вида деятельности, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельностити.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Фонд социального страхования не оценил представленные заявителем документы в подтверждение осуществления ООО "Жилищный Стандарт-1" вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе", указав лишь, что данные документы представлены обществом после истечения установленного пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида деятельности срока.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что представленные обществом в орган фонда социального страхования документы подтверждают осуществление ООО "Жилищный Стандарт-1" заявленного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 октября 2019 года по делу N А12-22854/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22854/2019
Истец: ООО "ЖИЛИЩНЫЙ СТАНДАРТ-1"
Ответчик: ГУ ВОЛГОГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ