г. Тула |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А68-2989/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.09.2019 по делу N А68-2989/2019 (судья Елисеева Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" (г. Москва, ОГРН 1107746919796, ИНН 7728754380) к управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1077104002095, ИНН 7104057646), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Интекс" (г. Тула, ОГРН 1097154009996, ИНН 7106509979), межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047100445006, ИНН 7104014427), общество с ограниченной ответственностью "Р39" (г. Тула, ОГРН 1187154003717, ИНН 7106081605) о признании недействительным решения N 07-15-1/31346@ от 17.12.2018; о признании действий МИФНС России N 10 по Тульской области по совершению регистрационных записей: ГРН 2187154548260 от 18.12.2018, ГРН 2187154548271 от 18.12.2018, ГРН 2187154548282 от 18.12.2018, ГРН 2187154549866 от 19.12.2018 незаконными и обязании МИФНС России N 10 по Тульской области совершить регистрационные действия по отмене регистрационных записей: ГРН 2187154548260 от 18.12.2018, ГРН 2187154548271 от 18.12.2018, ГРН 2187154548282 от 18.12.2018, ГРН 2187154549866 от 19.12.2018, восстановлении в ЕГРЮЛ записи о смене адреса местонахождения общества (ГРН 2177154357598 от 04.09.2017);
при участии в заседании:
от управления Федеральной налоговой службы по Тульской области: Рубанова Э.А. (доверенность от 09.09.2019 N 01-42/97),
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области: Мухамадиева О.Е. (доверенность от 10.01.2019 N 02-17/00084);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - управление) N 07-15-1/31346@ от 17.12.2018; о признании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (далее - инспекция) по совершению регистрационных записей: 2187154548260 от 18.12.2018, ГРН 2187154548271 от 18.12.2018, ГРН 2187154548282 от 18.12.2018, ГРН 2187154549866 от 19.12.2018 незаконными и обязании инспекции совершить регистрационные действия по отмене регистрационных записей: ГРН 2187154548260 от 18.12.2018, ГРН 2187154548271 от 18.12.2018, ГРН 2187154548282 от 18.12.2018, ГРН 2187154549866 от 19.12.2018, восстановлении в ЕГРЮЛ записи о смене адреса местонахождения общества (ГРН 2177154357598 от 04.09.2017).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ссылается на то, что решение управления не соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), поскольку его положениями не предусмотрен специальный порядок отменены регистрационных записей исключительно по инициативе налогового или регистрирующего органа, без участия заинтересованного лица (налогоплательщика) или судебных органов; указывает, что срок обращения с жалобой МИФНС России N 12 по Тульской области был пропущен; при подаче жалобы МИФНС России N 12 по Тульской области и вынесении решения управлением были допущены многочисленные процессуальные нарушения; при осуществлении регистрационных действий по отмене ранее зарегистрированных записей, инспекцией был нарушен Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н.
Инспекция и управление в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, общество было зарегистрировано с 11.11.2010 до 04.09.2017 по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, д. 10А.
18.05.2017 единственным участником общества Востриковым Д.С. принято решение изменить адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества на новый - Тульская область, г. Тула, ул. Революции, д. 39, офис 228.
По данным Федерального информационного ресурса "Централизованная система регистрации" в инспекцию 27.07.2017 обществом представлен пакет документов для государственной регистрации изменений в учредительные документы (форма Р13001) об изменении места нахождения на адрес: 300034, г. Тула, ул. Революции, д. 39, оф. 228.
В качестве документа, подтверждающего наличие у общества права пользования объектом недвижимости по вышеуказанному адресу, представлены договор субаренды нежилого помещения от 18.05.2017 N 68/17, заключенный между ООО "Интекс" (арендатор) и обществом (субарендатор) на срок с 19.05.2017 по 30.11.2017; договор аренды недвижимого имущества от 10.12.2016, заключенный между ООО "Юридическое бюро "Арсенал" (арендодатель) и ООО "Интекс" (арендатор), согласно п. 3.4.2 которого арендатор вправе заключать договоры субаренды, не подлежащие государственной регистрации, без согласования с арендатором.
27.07.2017 инспекцией получено объяснение от главного бухгалтера общества Силицкой В.М., которая сообщила, что общество планирует осуществлять деятельность в Тульской области, располагается по указанному в заявлении по форме N Р13001 адресу.
В ходе осмотра, проведенного 02.08.2017 должностными лицами инспекции, установлено, что сотрудники в офисе 228 по адресу: г. Тула, ул. Революции, д. 39 отсутствуют, дверь закрыта. Какие-либо вывески, таблички, указывающие на нахождение в данном помещении общества, отсутствуют.
03.08.2017 инспекцией принято решение о приостановлении государственной регистрации в отношении общества, согласно которому обществу предложено до 22.08.2017 представить пояснения и дополнительные документы. 04.08.2017 инспекцией получено объяснение генерального директора общества Бурячка В.Н., в котором он указал, что общество занимается проектированием, строительством и пуско-наладкой объектов электроэнергетики; является генподрядчиком ПАО "МОЭСК", ПАО "ПИК", АО "ОЭК", ведет строительство кабельных линий, трансформаторных подстанций; для возможности принимать участие в тендерах на территории региона общество переезжает в г. Тулу на ул. Революции, д. 39, оф. 228; в настоящее время там делается ремонт, оборудованы 2 рабочих места (для директора и бухгалтера); в связи с тем, что необходимо постоянно контролировать выполнение работ на объектах, сотрудников не бывает в офисе.
Инспекцией 24.08.2017 повторно проведен осмотр по адресу: г. Тула, ул. Революции, д. 39, оф. 228 - на момент осмотра сотрудники общества в офисе отсутствовали, при этом на двери офиса N 228 имелась вывеска общества.
04.09.2017 инспекцией принято решение от N 13765А о государственной регистрации изменений в учредительные документы общества, связанные с изменением его адреса регистрации.
Вместе с тем, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области (далее - МИФНС России N 12 по Тульской области) в декабре 2018 года установлено нарушение прав на осуществление налогового контроля в отношении общества, выразившееся в указании обществом, состоявшим на учете с 04.09.2017 в МИФНС России N 12 по Тульской области, недостоверного адреса места нахождения при государственной регистрации изменений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ, а именно, изменения места нахождения единоличного исполнительного органа.
МИФНС России N 12 по Тульской области обратилась в управление с жалобой на решение инспекции от 04.09.2017 N 13765А о государственной регистрации общества по адресу места нахождения: 300034, г. Тула, ул. Революции, д. 39, оф. 228, сославшись на заявление руководителя ООО "Интекс" Останина О.Н., который сообщил об отсутствии общества по адресу регистрации, о фиктивности договора субаренды нежилого помещения от 18.05.2017 N 68/17, так как общество не располагалось и не осуществляло деятельность по адресу: г. Тула, ул. Революции, д. 39, помещение 228.
Решением управления от 17.12.2018 N 07-15-1/31346@ отменено решение инспекции о государственной регистрации от 04.09.2017 N 13765А, а записи ГРН 2177154357598 и ГРН 2177154358577 признаны недействительными.
Инспекций в срок, предусмотренный ч. 5 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ, в ЕГРЮЛ внесены записи 2187154548260, 2187154548271, 2187154548282 и 2187154549866.
В ответ на вышеуказанные регистрационные действия обществом 16.01.2019 в управление подан запрос с просьбой о разъяснении правовых оснований на основании которых были осуществлены действия по отмене регистрационных записей.
Управление письмом от 14.02.2019 N 07-15/04133@ сообщило, что регистрационные действия в отношении общества по отмене ранее совершенных записей осуществлены на основании жалобы МИФНС России N 12 по Тульской области, поданной в управление на решение инспекции от 04.09.2017 N 13765А о государственной регистрации общества по адресу места нахождения: 300034, г. Тула, ул. Революции, д. 39, оф. 228 в порядке, предусмотренном гл. VIII.1. Закона N 129-ФЗ, в связи с нарушением прав МИФНС России N 12 по Тульской области на осуществление налогового контроля в отношении общества.
Полагая, что решение управления является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц регулируются положениям Закона N 129-ФЗ.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Закон N 129-ФЗ дополнен главой VIII.1 "Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации".
В соответствии с п. 1 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ, решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со ст. 2 Закона N 129-ФЗ, путем подачи жалобы порядке, установленном указанным Законом.
Согласно п. 1 ст. 25.1 Закона N 129-ФЗ, заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
По смыслу п. 1 ст. 25.1 Закона N 129-ФЗ к заинтересованным лицам, которые могут обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации, могут относиться и налоговые органы, при реализации ими налогового контроля.
Согласно п. 3 ст. 23.6 Закона N 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со ст. 2 настоящего Федерального закона, принимает одно из следующих решений: об отмене решения регистрирующего органа либо об оставлении жалобы без удовлетворения.
При этом полномочия по отмене вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа закреплено также в ст. 9 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и п. 3 ст. 31 НК РФ, согласно которым вышестоящий налоговый орган вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству Российской Федерации.
При этом положения гл. VIII.1 Закона N 129-ФЗ не предусматривают право на обращение с жалобой в вышестоящий регистрирующий орган лицам только в отношении решений регистрирующего органа, вынесенных в отношении них самих.
Заинтересованным лицом является не только само юридическое лицо, в отношении которого выносится оспариваемое решение, но и иные лица, осуществляющие взаимодействие с данным юридическим лицом, заинтересованные, в том числе, в достоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ (кредиторы, государственные органы).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 22.11.2017 N 303-КГ17-12965 по делу N А51-25103/2016 исходит из наличия у территориального органа Федеральной налоговой службы права на обжалование решений о государственной регистрации, принятых иным территориальным органом данной системы.
Письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088 "Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица", являющееся аргументом апеллянта, отменено письмом ФНС России от 13.02.2019 N ГД-4-14/2445@. Кроме того, письмо ФНС России N СА-4-14/12088, являясь по форме издания ненормативным актом, фактически носит информационный характер и не является самостоятельным актом нормативного регулирования правоотношений.
Таким образом, вопреки доводу апеллянта, решение управления от 17.12.2018 N 07-15-1/31346@, отменяющее решение инспекции о государственной регистрации от 04.09.2017 N 13765А, по жалобе МИФНС России N 12 по Тульской области принято в рамках полномочий управления.
Довод апеллянта о том, что срок обращения с жалобой МИФНС России N 12 по Тульской области был пропущен отклоняется судебной коллегией, так как МИФНС России N 12 по Тульской области стало известно о недостоверности адреса общества на дату внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений при получении 10.12.2018 (вх. N 85262) информации от руководителя ООО "Интекс" - организации, предоставившей указанное помещение обществу по договору субаренды.
Таким образом, МИФНС России N 12 по Тульской области обратилась за восстановлением своих нарушенных прав в установленный гл. VIII.1 Закона N 129-ФЗ срок и в установленном данной главой порядке.
Довод апеллянта о том, что МИФНС России N 12 по Тульской области располагала информацией о фактическом осуществлении обществом деятельности, в связи с чем основания для обращения с жалобой в управление отсутствовали, отклоняется судебной коллегией, так как регулярное предоставление налоговой отчетности в МИФНС России N 12 по Тульской области в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а также участие через представителей в судебных заседаниях не может свидетельствовать о нахождении общества по адресу: 300034, г. Тула, ул. Революции, д. 39, офис 228.
Кроме того, при установлении в договоре субаренды срока его действия с 01.03.2018 до 27.02.2019, корреспонденция, направленная в адрес общества (300034, г. Тула, ул. Революции, д. 39, офис 228) 12.02.2019, 11.03.2019 обществом не получена, а корреспонденция, направленная обществу 11.03.2019 по адресу: 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 10А, получена адресатом 19.03.2019, что подтверждает отсутствие общества по месту нахождения в г. Туле.
Документов (договоров аренды, субаренды), подтверждающих место нахождения общества по адресу: 300034, г. Тула, ул. Революции, д. 39, офис 228 в период с 01.12.2017 по 28.02.2018 в материалы дела не представлено.
Также апелляционная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с приказом управления от 04.04.2007 N 01-09/101@ и положением об инспекции, территориальным органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и отдельные функции по учету организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Тульской области осуществляет инспекция.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
При этом регистрирующий орган, в рамках представленных ему полномочий, установленных п. 5.13 и 6.6 положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, не лишен возможности осуществлять мероприятия в отношении юридического лица на предмет соблюдения им требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.
В силу п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении основания, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона N129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ".
Основания и порядок применяются при осуществлении территориальными органами ФНС проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
В силу п. 2 Оснований и порядка, основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является, в том числе, несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России.
Согласно п. 4.4. ст. 9 Закона N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Согласно п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" регистрирующий орган на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П и в определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Судом области правомерно отклонен довод общества о нарушении инспекцией Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н (далее - Административный регламент) при осуществлении регистрационных действий по отмене ранее зарегистрированных записей по следующим основаниям.
Так, в соответствии с абз. 7 п. 21 Административного регламента при государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, для предоставления государственной услуги предоставляются, в том числе, документы, подтверждающие наличие у юридического лица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по адресу, относящемуся к месту нахождения, указанному в решении об изменении места нахождения юридического лица, - в случае изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
Между тем, общество при осуществлении регистрационных действий по отмене ранее зарегистрированных записей не обращалось в инспекцию за государственной регистрацией изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, связанных с изменением места нахождения юридического лица.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в п. 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. В силу п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись. Другого порядка внесения исправлений в ЕГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает. Признание вышестоящим регистрирующим органом незаконным решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
Пунктом 5 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ определено, что в случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 Федерального закона N129-ФЗ.
17.12.2018 в инспекцию поступило решение управления N 15-1/31346@ от 17.12.2018 о признании недействительной записи ГРН 2177154357598 от 04.09.2017 в отношении общества, в связи с чем инспекцией в ЕГРЮЛ внесены записи 2187154548260, 2187154548271, 2187154548282 и 2187154549866.
Следовательно, инспекция исполнила решение, принятое вышестоящим налоговым органом, для приведения сведений ЕГРЮЛ в актуальное состояние.
Ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения, действия (бездействия) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов юридического лица.
Поскольку в настоящем деле отсутствует наличие совокупности условий для признания ненормативного акта недействительным и действий незаконными, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, то у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований общества.
Более того, как справедливо отметил суд первой инстанции, поскольку общество спорное помещение по адресу: г. Тула, ул. Революции, д. 39, оф. 228, не арендует, хозяйственную деятельность по указанному адресу не осуществляет, следовательно, признание недействительными спорных записей в настоящее время приведет к тому, что в ЕГРЮЛ в отношении адреса регистрации общества будут содержаться недостоверные сведения.
Таким образом, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, в том числе: жалоба руководителя ООО "Интекс" (т. 1 л. 124 - 127), актов обследования помещений от 02.08.2017, 24.08.2017, 27.11.2019 (т. 1 л. 130 - 131); объяснений Серегиной О.В. от 27.11.2019; возврата корреспонденции, направленной в адрес общества (г. Тула ул. Революции, д. 39, оф. 228), в связи с истечением срока хранения, а также в связи с отсутствием адресата по адресу (РПО 30000826165533, т. 2 л. 26; РПО 30000826146747, т. 2 л. 37; РПО 77413-141,РПО 74286-60, РПО 74288-214, РПО 74210-67, РПО 73965-48, РПО 73861-428); получение обществом корреспонденции по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, д. 10А (РПО 30000826165540, т. 2 л. 27); отсутствие у общества с 31.07.2018 единоличного исполнительного органа, апелляционная коллегия приходит к выводу, что ни на момент проведения регистрационных действий инспекцией, ни в дальнейшем, общество по заявленному адресу в г. Тула не находилось.
Следовательно, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о регистрации изменений, вносимых обществом в учредительные документы в связи со сменой места нахождения, а управление правомерно отменило решение инспекции и признало недействительными записи ГРН 2177154357598 и ГРН 2177154358577.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены, в связи с чем не являются основанием для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 19.09.2019 по делу N А68-2989/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2989/2019
Истец: ООО "Стройкомплекс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области, ООО "ИНТЕКС", ООО "Р 39"