г. Саратов |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А06-9435/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Смирникова А.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области апелляционную жалобу Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (414040, г. Астрахань, пл. Карла Маркса д. 33, ИНН 3015111622, ОГРН 1173025006373)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 октября 2019 года по делу N А06-9435/2019 (судья Т.А. Ковальчук)
по заявлению индивидуального предпринимателя Русановой Татьяны Ивановны (г. Астрахань) к Волжскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (414040, г. Астрахань, пл. Карла Маркса д. 33, ИНН 3015111622, ОГРН 1173025006373) о признании незаконным и отмене постановления,
при участии в судебном заседании:
- от индивидуального предпринимателя Русановой Татьяны Ивановны - Н.В. Хайрутдинова, по доверенности от 01.04.2019,
- от Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - В.А. Зорин, служебное удостоверение представлено,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Русанова Татьяна Ивановна (далее - ИП Русанова Т.И., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Волжское МУГАДН Ространснадзора, управление, административный орган) от 09.08.2019 N 002745 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.10.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Волжское МУГАДН Ространснадзора, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление Волжского МУГАДН Ространснадзора от 09.08.2019 N 002745 о привлечении ИП Русановой Т.И. к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Как следует из материалов дела, 07.08.2019 в 09 час. 15 мин. при проведении плановых (рейдовых) мероприятий по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, 36, на основании графика проведения рейдов и распоряжения от 09.07.2019 N 500-П установлен факт осуществления деятельности по перевозке пассажиров в количестве 1 человека по регулярному маршруту N 7с "ул. Бехтерева - Рынок Большие Исады" ИП Русановой Т.И. на транспортном средстве марки ГАЗ-22132, государственный регистрационный номер АК516/30, под управлением водителя Ильмагамбетова Б.А. с нарушением обязательных условий и требований, установленных правовыми актами, а именно осуществление регулярных перевозок пассажиров с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок: в карте маршрута серии ГА-30 N 002431 указаны характеристики транспортного средства - наличие кондиционера, фактически при визуальном осмотре кондиционер отсутствует, в свидетельстве о регистрации транспортного средства серии 30 44 N 660416 в особых отметках изменения об установке кондиционера на вышеуказанное транспортное средство отсутствует.
Результаты проверки зафиксированы в акте осмотра транспортного средства от 07.08.2019.
По факту выявленных нарушений 08.08.2019 в отношении ИП Русановой Т.И. составлен протокол N 002745 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Постановлением Волжского МУГАДН Ространснадзора от 09.08.2019 N 002745 предприниматель признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьей 11.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции исходил из отсутствия события и состава административного правонарушения, вменяемого в вину предпринимателю.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Обязанность водителей транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок установлена частью 3 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ.
Как предусмотрено пунктом 10 части 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ, в карте маршрута регулярных перевозок указываются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок,
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок: наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок; соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок либо с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, требований порядка посадки и высадки пассажиров;
Частью 8 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 229-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Частью 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что в карте маршрута в числе прочего указываются следующие сведения:
регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок;
наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту;
вид транспортного средства и класс транспортного средства;
срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок.
Из анализа приведенных положений следует, что карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
Как следует из оспариваемого постановления, ИП Русановой Т.И. вменяется использование транспортного средства марки ГАЗ-22132, государственный регистрационный номер АК516/30, при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по регулярному маршруту N 7с "ул. Бехтерева - Рынок Большие Исады" с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок: в карте маршрута серии ГА-30 N 002431 указаны характеристики транспортного средства - наличие кондиционера, фактически при визуальном осмотре кондиционер отсутствует, в свидетельстве о регистрации транспортного средства серии 30 44 N 660416 в особых отметках изменения об установке кондиционера на вышеуказанное транспортное средство отсутствует.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктами 1-3 статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), и его виновность.
Исходя из части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют: имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 29.4 КоАП РФ).
Из части 1 статьи 29.10 КоАП РФ следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
При этом при проверке законности оспариваемого постановления административного органа в полномочия арбитражного суда не входит выявление состава административного правонарушения или иных обстоятельств, имеющих значение для уже рассмотренного административного дела. Суд не может подменять собой административный орган, а должен проверить, насколько правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, и положенные в основу принятого им постановления.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель заявителя пояснил, что на транспортном средстве автокондиционер был установлен в 2017 году, что подтверждается актом на выполнение работ-услуг N 356 от 22.02.2017 и актом от 12.04.2017 осмотра транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту N 7с, подписанный представителями Администрации МО "Город Астрахань".
Кроме того, заявитель представил в материалы дела акт осмотра транспортного средства от 11.10.2019, составленный ИП Шабановым Ш.Ш., устанавливающим автокондиционер в 2017 году.
Данным актом осмотра установлено, что автомобиль оснащен встроенным кондиционером разнесенного типа, конденсатор, фреонпровода и компрессор которого располагаются в подкапотном пространстве, испаритель - в передней панели. Все компоненты системы кондиционирования установлены в штатные места, предусмотренные заводом-изготовителем транспортного средства. На момент проверки система кондиционирования работает исправно.
В суде первой инстанции сотрудник управления Юрьева О.В. пояснила, что 07.08.2019 осмотр транспортного средства, принадлежащего ИП Русановой Т.И., производился визуально, подкапотное пространство не осматривалось, письменные объяснения от водителя на предмет наличия кондиционера не истребовались.
Специалист Утеев А.Б., работающий в ООО "АКС30" в должности начальника отдела продаж пояснил, что на транспортном средстве марки ГАЗ-22132, государственный регистрационный номер АК516/30, автокондиционер установлен. При визуальном осмотре его невозможно обнаружить, так как основная его часть установлена в подкапотном пространстве.
Волжским МУГАДН Ространснадзора в суде апелляционной инстанции не опровергнуты доводы перевозчика и представленные в их обоснование доказательства.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о непредставлении административным органом достаточных и допустимых доказательств осуществления ИП Русановой Т.И. регулярных перевозок по маршруту N 7с "ул. Бехтерева - Рынок Большие Исады" на транспортном средстве марки ГАЗ-22132, государственный регистрационный номер АК516/30, с нарушением обязательных условий и требований, установленных правовыми актами, а именно осуществление регулярных перевозок пассажиров с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не подтверждены соответствующими доказательствами, в связи с чем отклоняются апелляционной коллегией.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях ИП Русановой Т.И. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, правомерно удовлетворил заявленные требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 октября 2019 года по делу N А06-9435/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9435/2019
Истец: ИП Русанова Татьяна Ивановна
Ответчик: Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора