г. Челябинск |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А76-15309/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Боршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал Чебаркуль" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2019 по делу N А76-15309/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал Чебаркуль" - Ваняшкин Е.А. (руководитель по решению единственного учредителя от 22.03.2011);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Елисеева С.Г. (доверенность N 39 от 18.02.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал Чебаркуль" (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Квартал") (далее - заявитель, ООО "УК "Жилой квартал Чебаркуль") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция, ГУ "ГЖИ Челябинской области") о признании незаконным решения от 05.04.2019 N 2372-в/1 о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в части включения в указанный реестр многоквартирного дома N 29Б по ул. Заря, г. Чебаркуль за обществом с ограниченной ответственностью "Стротехснаб С" (далее - ООО "Стройтехснаб С") и исключения из указанного реестра реестр многоквартирного дома N 29Б по ул. Заря, г. Чебаркуль за ООО "Управляющая компания "Квартал" (т.1 л.д.2-5).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Стройтехснаб С"".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2019 (резолютивная часть решения объявлена 07.10.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано. Также судом возвращена заявителю излишне уплаченная госпошлина в размере 3000 руб. (т.3 л.д.136-140).
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Жилой квартал Чебаркуль" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Обращает внимание на незаконность оспоренного решения инспекции и нарушение им прав и законных интересов как заявителя, так и собственников помещений многоквартирного дома. Приводит следующие доводы: оспоренное решение инспекции принято на основании решения собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 12.02.2019 о выборе новой управляющей организации - ООО "Стройтехснаб С"; 04.03.2019 уполномоченный представитель собственников помещений многоквартирного дома обратился в инспекцию со сведениями о допущенных нарушениях при проведении общего собрания 12.02.2019 и об отсутствии подписанного договора управления с новой управляющей организацией, а также просил проверить законность действий ООО "Стройтехснаб С", однако, письмом от 01.04.2019 в удовлетворении этого заявления инспекцией отказано; решением суда общей юрисдикции указанное решение собственников помещений многоквартирного дома от 12.02.2019 признано недействительным, и в рамках этого дела судом по итогам исследования полученных от инспекции документов установлено что договор управления ООО "Стройтехснаб С" с собственниками помещений не заключался (единоличное подписание такого договора Сурковой Н.П. не свидетельствует о заключении договора со всеми собственниками помещений, так как полномочий на подписание договора от имени этих лиц у нее не имелось); в отсутствие договора управления внесение изменений в реестр лицензий незаконно; также судом общей юрисдикции установлено, что после исключения части голосов собственников помещений многоквартирного дома, фактически не принимавших участие в собрании, кворум отсутствовал (количество принявших участие собственников помещений менее 50% от общего числа собственников помещений), а также, все присутствовавшие лица были введены в заблуждение при решении вопроса об избрании членов счетной комиссии, и в бланках решений некорректно отражена строка о принятом собственником решении, в связи с чем собственники помещений были введены в заблуждение в части отметок о принятом ими решении; в ходе рассмотрения заявления ООО "Стройтехснаб С" инспекция должна была осуществить проверку представленных документов на предмет их соответствия закону и выявить указанные нарушения, однако, не сделала этого.
Представитель ООО "УК "Жилой квартал Чебаркуль" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель инспекции в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылались на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "УК "Жилой квартал Чебаркуль" (ранее - ООО "Управляющая компания "Квартал") зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1117420000280 и осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (лицензия N 0387). В реестр лицензий Челябинской области 01.11.2018 внесена запись об управлении заявителем многоквартирным домом N 29Б по ул. Заря в г. Чебаркуль на основании решения собственников помещений указанного дома, оформленного протоколом от 02.09.2018, и договора управления от 17.09.2018 (т.1 л.д.15-25).
20.02.2019 в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обратилось ООО "Стройтехснаб С" с заявлением о включении в реестр лицензий изменений в отношении управления указанным многоквартирным домом в связи с заключением собственниками помещений договора управления с ООО "Стройтехснаб С" на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 12.02.2019 (т.1 л.д.11-14). К заявлению приложены заверенные копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.02.2019, решений собственников помещений на общем собрании, проводимом в форме очно-заочного голосования с 15.01.2019 по 05.02.2019, договора управления от 19.02.2019 N 45-29Б, а также реестр собственников жилых помещений в многоквартирном доме, снимок экрана страницы портала ГИС ЖКХ о размещении заявки N 174038313 для реестр лицензий и снимок экрана страницы портала ГИС ЖКХ о размещении договора управления (опись - т.1 л.д.41).
04.03.2019 в инспекцию поступило обращение уполномоченного представителя собственников помещений многоквартирного дома N 29Б по ул. Заря в г. Чебаркуле, содержащее просьбу приостановить рассмотрение заявки ООО "Стройтехснаб С" и провести проверку представленных этим лицом материалов в связи с проведением собрания собственников помещений с нарушением нормативных требований и выявленными случаями фальсификации протоколов общего собрания собственников помещений (т.1 л.д.26-27). Письмом от 01.04.2019 инспекция отказала в удовлетворении указанного заявления (т.1 л.д.28).
По итогам рассмотрения заявления ООО "Стройтехснаб С" инспекцией принято решение от 05.04.2019 N 2372-в/1 об исключении из реестра лицензий Челябинской области сведений о многоквартирном доме за ООО "УК "Квартал" и о включении в реестр лицензий сведений об этом многоквартирном доме за ООО "Стройтехснаб С". Дата внесения изменений в реестр лицензий - 01.05.2019 (т.1 л.д.10).
Решением Чебаркульского городского суда от 26.04.2019 по делу N 2-373/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11.07.2019 (т.2 л.д.63-79) решения собственников помещений многоквартирного дома N 29Б по ул. Заря в г. Чебаркуле Челябинской области в период с 15.01.2019 по 05.02.2019, выраженные в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.02.2019, признаны недействительными. В указанных судебных актах отражено, что из общего количества собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании следует исключить часть голосов, и после такого исключения количество голосов собственников, принявших участие в собрании составит менее 50% от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно все принятые на собрании решения приняты в отсутствие необходимого кворума. Также суды сочли заслуживающими внимание довод о том, что все физические лица были введены в заблуждение при решении вопроса об избрании членов счетной комиссии, и в бланках решений собственников по всем вопросам некорректно отражена строка, в которой необходимо отметить принятое решение, и все собственники были введены в заблуждение относительно того, как им необходимо отмечать сове решение, что могло отразиться на подсчете голосов.
Получив решение суда от 26.04.2019, заявитель 01.07.2019 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о признании незаконным решения инспекции от 05.04.2019 N 2372-в/1. При этом, помимо сведений о признании судом общей юрисдикции недействительным решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, выраженного в протоколе от 12.02.2019, заявитель указал на получение им в рамках приведенного выше гражданского дела сведений, позволяющих утверждать, что представленный ООО "Стройтехснаб С" договор управления не заключался.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону. Указав на отсутствие у инспекции оснований для отказа в удовлетворении заявления ООО "Стройтехснаб С" о внесении изменений в реестр лицензий, поскольку в ходе рассмотрения такого заявления инспекцией объективно не могли быть установлены признаки ничтожности представленных с заявлением решений собственников помещений.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности применительно к существу рассматриваемых требований, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии со статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4). Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 этого Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 Кодекса (часть 6).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Порядком N 938/пр (в редакции, действовавшей с 10.04.2018) предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2). К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса); в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 этого Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата); ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия; з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации; и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц; - копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения; копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата: копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования; копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования; л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния; копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния; копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния; справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником; м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя) (пункт 3). Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4). В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5). По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7). Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8). Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"-"е" пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9). Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя (пункт 10). При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей; в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка (пункт 15). По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 Порядка (пункт 17).
Исследованием материалов дела установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Чебаркуль, ул. Заря, 29Б находился в управлении ООО "УК "Квартал" (правопредшественник ООО "УК "Жилой квартал Чебаркуль" на основании протокола общего собрания собственников помещений от 02.09.2018, и договора управления от 17.09.2018, о чем в реестр лицензий Челябинской области была внесена соответствующая запись.
20.02.2019 в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обратилось ООО "Стройтехснаб С" с заявлением о включении в реестр лицензий изменений в отношении управления указанным многоквартирным домом в связи с заключением собственниками помещений договора управления с ООО "Стройтехснаб С" на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 12.02.2019
По итогам рассмотрения этого заявления инспекцией принято оспоренное решение от 05.04.2019 N 2372-в/1 об исключении из реестра лицензий Челябинской области сведений о многоквартирном доме за ООО "УК "Квартал" и о включении в реестр лицензий сведений об этом многоквартирном доме за ООО "Стройтехснаб С".
Оспаривая это решение инспекции, ООО "УК "Жилой квартал Чебаркуль" ссылается на недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных ООО "Стройтехснаб С" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий (поскольку недействительность решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленных протоколом от 12.02.2019, признаны недействительными в судебном порядке), а также на несоответствие таких документов предъявляемым требованиям (ввиду представления ООО "Стройтехснаб С" неподписанного со стороны собственников помещений договора управления многоквартирным домом). В этой связи заявитель полагает, что оснований для принятия оспоренного решения у управления не имелось.
Суд апелляционной инстанции полагает позицию заявителя обоснованной.
В соответствии с положениями пункта 5 Порядка N 938/пр, инспекция в ходе рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и приложенных к нему документов обязана осуществить их проверку на предмет положениям пункта 3 этого Порядка (которым предусмотрено представление с заявлением в числе прочего копии протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом, а также копии договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), а также на предмет достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка, и отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Чебаркульского городского суда от 26.04.2019 по делу N 2-373/2019 решения собственников помещений многоквартирного дома N 29Б по ул. Заря в г. Чебаркуле Челябинской области, выраженные в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.02.2019, признаны недействительными по основаниям недействительности оспоримой сделки (отсутствие кворума и введение участвующих в голосовании лиц относительно вопросов об избрани членов счетной комиссии и относительно порядка голосования).
Проверка такого протокола на предмет отсутствия признаков недействительности по основаниям недействительности оспоримой сделки в полномочия инспекции в соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр не входит. Эти обстоятельства устанавливаются только судом и только при предъявлении соответствующих исковых требований.
В то же время, в полномочия инспекции входит проверка достоверности сведений, содержащихся в представленном документе, включая отраженные в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.02.2019 сведения о наличии кворума, а также сведения, отраженные в представленных с указанным протоколом решениях собственников помещений.
Решением Чебаркульского городского суда от 26.04.2019 по делу N 2-373/2019 установлены факты недостоверности содержащихся в протоколе от 12.02.2019 сведений о наличии кворума в связи с необходимостью исключения из общего количества голосов собственников помещений многоквартирного дома голоса трех лиц, от имени которых представлены решения по вопросам голосования, и которые фактически в голосовании не участвовали, бланки решений собственников не заполняли.
То есть, недостоверность содержания документов, представленных ООО "Стройтехснаб С" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий подтверждено преюдицальным судебным актом (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, о наличии возможности предоставления указанным лицом недостоверных сведений в целях внесения изменений в реестр лицензий на основании протокола от 12.02.2019 инспекция была заблаговременно поставлена в известность письмом представителей собственников помещений многоквартирного дома от 04.03.2019, в котором содержалась в том числе информация о нарушениях, допущенных при формировании счетной комиссии и подсчете голосов, о проведении собрания в отсутствие кворума и о не подписании уполномоченными представителями собственников помещений многоквартирного дома договора управления с ООО "Стройтехснаб С" (т.1 л.д.26-27).
Однако, 01.04.2019 инспекция отказала в удовлетворении содержащегося в этом письме заявления о приостановлении рассмотрения заявления ООО "Стройтехснаб С" в целях проведения дополнительной проверки со ссылкой на отсутствие у нее полномочий на проведение проверки указанного юридического лица (т.1 л.д.28).
То есть, инспекция фактически устранилась от исполнения возложенной на нее обязанности по проверке обоснованности информации, содержащейся в документах, приложенных к заявлению ООО "Стройтехснаб С" о внесении изменений в реестр лицензий.
Позицию суда первой инстанции об отсутствии у инспекции возможности установить основания недействительности решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, выраженных в протоколе от 12.02.2019, суд апелляционной инстанции полагает ошибочной.
Кроме того, к заявлению ООО "Стройтехснаб С" была приложена копия договора управления не подписанная со стороны собственников помещений многоквартирного дома (т.1 л.д.42 оборот - 43).
Как следует из отзыва инспекции по существу предъявленных к ней требований, инспекция полагает, что необходимость наличия такой подписи Порядком N 938/пр не предусмотрена, и в силу пункта 3 этого Порядка достаточно факта утверждения условий договора общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Между тем, подписанный в одностороннем порядке договор не является договором по смыслу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, не порождает, не изменяет и не прекращает гражданские права и обязанности (такой договор в силу пункта 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации не является заключенным, и по сути представляет собой лишь оферту в отсутствие ее акцепта).
То есть требования подпункта "в" пункта 3 Порядка N 938/пр ООО "Стройтехснаб С" при обращении в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий не соблюдены, в связи с чем оснований для удовлетворения такого заявления у инспекции не имелось (подпункт "б" пункта 9 Порядка N 938/пр).
Суд апелляционной инстанции также учитывает содержащуюся в письменном мнении по делу ООО "Стройтехснаб С" информацию о том, что договор управления был подписан лишь с собственником помещений многоквартирного дома - Сурковой Н.П. (т.2 л.д.1). Сведений о подписании такого договора с иными собственниками помещений многоквартирного дома материалы дела не содержат, равно как не содержат и доказательств наличия у Сурковой Н.П. полномочий на подписание такого договора от имени всех собственников помещений или собственников, обладающих количеством голосов более 50% (часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). То есть, материалов дела не подтверждают фактическое заключение в установленном порядке договора управления многоквартирным домом по итогам собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 12.02.2019.
При таких обстоятельствах, оспоренное решение инспекции о внесении изменений в реестр лицензий на основании представленных ООО "Стройтехснаб С" документов не соответствует закону.
При этом, в период с момента принятия этого решения и до 19.07.2019 (дата принятия инспекцией решения N 11555-в/198_3 о внесении изменений в реестр лицензий в части исключения спорного многоквартирного дома из реестра лицензий за ООО "Стройтехснаб С" и включении его в реестр лицензий за ООО "УК "Жилой квартал Чебаркуль" на основании вступившего в законную силу решения Чебаркульского городского суда от 26.04.2019 по делу N 2-373/2019 - т.2 л.д.4) таким решением нарушались права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности ввиду создания препятствий в осуществлении им лицензируемой деятельности по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании решения инспекции от 05.04.2019 N 2372-в/1 недействительным материалами дела подтверждено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене на основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя о признании недействительным решения инспекции от 05.04.2019 N 2372-в/1 подлежат удовлетворению.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в части возврата заявителю излишне уплаченной госпошлины в размере 3000 руб. (на основании платежного поручения от 29.04.2019 N 122) не имеется.
С учетом результатов рассмотрения дела и апелляционной жалобы, уплаченная заявителем при обращении в суд с заявлением и с апелляционной жалобой госпошлина в общей сумме 4500 руб. (платежные поручения от 29.04.2019 N 121 и от 21.11.2019 N 366) подлежит отнесению на инспекцию в порядке части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная заявителем при обращении с апелляционной жалобой госпошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 21.11.2019 N 366) подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2019 по делу N А76-15309/2019 отменить.
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным, как не соответствующее положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, решение Главного управления "Государственной жилищной инспекции Челябинской области" от 05.04.2019 N 2372-в/1 о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области.
Взыскать с Главного управления "Государственной жилищной инспекции Челябинской области" (ОГРН 1147451012400) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал Чебаркуль" (ОГРН 1117420000280) в возмещение расходов по уплате госпошлины 4500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал Чебаркуль" (ОГРН 1117420000280) из федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 21.11.2019 N 366.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15309/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛОЙ КВАРТАЛ ЧЕБАРКУЛЬ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО "СТРОЙТЕХСНАБ-С"