г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А56-146415/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Масейкиной Д.В.
при участии:
от истца: представитель Куликова М.Ю. по доверенности от 03.12.2019
от ответчика: представитель Тимофеева В.В. по доверенности от 10.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19807/2019) ООО "ЖКС Северо-Запада" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2019 по делу N А56-146415/2018 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску ООО "ЖКС СЕВЕРО-ЗАПАДА"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
о взыскании
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (191023, Санкт-Петербург, Гороховая д.50, пом. 7Н; Россия 190068, Санкт-Петербург, Садовая д.55-57; ОГРН: 1147847277852, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому Государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (192029, г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской обороны 54, ОГРН: 1037825019044, далее - Невское РЖА, Учреждение) о взыскании 1 089 693 руб. 73 коп. в качестве оставшейся части платы за горячее, холодное водоснабжение, а также электроснабжения, начисленных с учетом повышающего коэффициента и 22 899 руб. возмещения расходов по оплате госпошлины.
Решением от 13.03.2019 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Решение обжаловано ООО "ЖКС Северо-Запада" в апелляционном порядке.
Податель жалобы просит решение суда города отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы оспаривает вывод о том, что Учреждение не является представителем собственника помещений - города Санкт-Петербурга, поскольку Учреждение представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме и на ГКУ "Жилищное агентство Невского района" возлагается обязанность по оснащению помещений, принадлежащих на праве собственности городу Санкт-Петербургу, индивидуальными приборами учета и несению расходов по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, оплате коммунальных услуг; оспаривает вывод в части отсутствия права предъявления счетов за коммунальные услуги к публичному собственнику, поскольку именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета, наниматели помещений такими полномочиями не наделены, обязанности по установке приборов учета также на них не возложены.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчика представил документы в обоснование возражений об отсутствии технической возможности установить приборы учета. Документы оформлены в январе 2019 года.
Апелляционный суд в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возвратил дополнительные доказательства, поскольку ответчик не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Представитель истца поддержал доводы жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, исковые требования ООО "Жилищно-коммунальные систем Северо-Запада" к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" мотивированы обязанностью ответчика как представителя Санкт-Петербурга произвести оплату за горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение в размере 1 089 693,73 руб. за период с 01.01.2017 по 31.07.2018 в отношении жилых помещений, находящихся в собственности города Санкт-Петербурга, не оборудованных индивидуальными приборами учета. По мнению Управляющей организации, обязательство по оплате повышающего коэффициента возникло у Невского РЖА в силу закона, а именно ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении_" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон N 261-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на следующие положения.
В соответствии частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что органы государственной власти или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений. Все жилые помещения в многоквартирных домах по спорным адресам заселены.
Согласно части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, с момента заключения договора найма, социального найма обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем, т.е. управляющей организацией - нанимателям жилых помещений (п. 2, п. 67 Правил N 354).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Управляющей организация нет права предъявлять к оплате счета за коммунальные услуги к публичному собственнику - городу Санкт-Петербургу, а значит и производить расчет размера платы за коммунальные услуги. Невское РЖА не является представителем собственника помещений - города Санкт-Петербурга. В соответствии с Уставом, утв. распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 19.08.2011 N 1912-рз осуществляет от имени Санкт-Петербурга права и обязанности наймодателя жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также обеспечивает представление интересов Санкт-Петербурга при проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что Невское РЖА не несет расходы по оплате коммунальных услуг после заселения жилых помещений нанимателями.
Апелляционный суд находит решение суда ошибочным.
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).
В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами N 354 на собственников этих помещений (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт. Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
Поскольку законодательство обязанность по оснащению жилого помещения в МКД возлагает на его собственника, а учреждение, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылалось на отсутствие технической возможности установки ИПУ электроснабжения в этих помещениях, у суда первой инстанции отсутствовали основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием ИПУ в принадлежащих ему помещениях.
Таким образом, нормы жилищного законодательства исключают возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих обязанности по их установке.
Соответствующая правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2019 N 307-ЭС19-6279 и от 15.08.2019 N 307-ЭС19-5911.
Принимая во внимание правовую позицию, сформулированную Верховным Судом Российской Федерации, отсутствуют основания для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с собственника - Санкт-Петербурга платы за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления, как лица, управомоченнного на самостоятельное решение вопроса об оснащении принадлежащих ему жилых помещений ИПУ, оформленных в январе 2019 года.
Обязанность Невского РЖА нести расходы на содержание общего имущества, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р).
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств (далее - Положение), утвержденного Распоряжением N 310-р, расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, собственником которого он является, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения указанного помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Обязанность жилищных агентств административных районов по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в жилом доме установлена распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N 52-р "Об утверждении Положения о порядке представления интересов Санкт-Петербурга как собственника жилых или нежилых помещений в многоквартирных домах" и распоряжением Комитета по управлению городским имуществом правительства Санкт-Петербурга от 01.06.2011 N 74-р "Об утверждении типовой формы раздела устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств "Цели и виды деятельности учреждения".
В силу пунктов 2.1, 2.3, 2.3.16, 2.3.27 типовой формы раздела устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств "Цели и виды деятельности учреждения, учреждение создано собственником для достижения следующих целей: материально-техническое обеспечение деятельности администрации района Санкт-Петербурга; осуществление от имени Санкт-Петербурга прав и обязанностей наймодателя жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 устава, учреждение осуществляет следующие виды деятельности: обеспечение ведения учета свободных и освободившихся жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, жилых помещений, переходящих в собственность Санкт-Петербурга в порядке наследования по закону и завещанию, обеспечение в случаях, установленных действующим законодательством, сохранности таких жилых помещений; участие в обеспечении контроля за содержанием, эксплуатацией, текущим и капитальным ремонтом инженерных систем и коммуникаций, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и расположенных на территории района; организация мероприятий, направленных на обеспечение содержания объектов жилищного и нежилого фондов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части доли, принадлежащей Санкт-Петербургу, ликвидации аварий и проведение ремонтно-восстановительных работ в указанных объектах.
Жилищные агентства районов Санкт-Петербурга, представляющие интересы Санкт-Петербурга - собственника помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций или жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, заключают договоры с указанными организациями в соответствии с примерными договорами, утвержденными Жилищным комитетом Санкт-Петербурга, и несут за счет средств бюджета Санкт-Петербурга соответствующие расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах в отношении находящихся в собственности Санкт-Петербурга помещений за исключением жилых помещений, предоставленных нанимателям.
Ссылка ответчика на акты об отсутствии технической возможности установить приборы учеты спорных жилых помещениях, оформленные в январе 2019 года, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанные акты не приобщены к материалам дела. Кроме того, эти акты оформлены вне рамок периода исковых требований (с 01.01.2017 по 31.07.2018), поэтому не могут приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора в силу положений пункта 42 Правил N 354.
Поскольку законодательство обязанность по оснащению жилого помещения в МКД возлагает на его собственника, а Невское РЖА, как представитель собственника спорных жилых помещений, не доказало отсутствие в спорный период технической возможности установки ИПУ электроснабжения в этих помещениях, у суда первой инстанции отсутствовали основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием ИПУ в принадлежащих ему помещениях.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
В силу положений ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по делу подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2019 по делу N А56-146415/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт:
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" 1 089 693 руб. 73 коп. в качестве оставшейся части платы за горячее, холодное водоснабжение, а также электроснабжение, начисленных с учетом повышающего коэффициента, а также 23 897 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине по иску и 3000 руб. в возмещение расходов по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-146415/2018
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"