г. Москва |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А40-152173/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой
судей: |
С.Л.Захарова, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2019 по делу N А40-152173/19, принятое судьей И.Н. Уточкиным,
по заявлению ООО "СМГ Импорт" (ИНН 7723425632, ОГРН 5157746303820)
к 1) Центральной акцизной таможне, 2) Северо-Западного акцизному таможенному посту Центральной акцизной таможни,
о признании незаконными бездействия, решения,
при участии:
от заявителя:
от ответчиков: |
Никоноров С.С. (ген.дир. решение N 3 от 21.12.18), Белый А.А. дов. от 22.01.2019; 1) Туробова О.Н. по дов. от 04.10.2019, 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СМГ Импорт" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными бездействия Центральной акцизной таможни (ЦАТ) по невнесению изменений в сведения, заявленные в ДТ 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207, 10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046 на основании обращений ООО "СМГ Импорт" от 03.10.2018 N N 20187/0310-1, 20187/0310-2, 20187/0310-3, 20187/0310-4, и решения Центральной акцизной таможни, оформленное письмом от 08.11.2018 N 15-12/20532 об отказе во внесении изменений в сведения, указанные в ДТ 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207, 10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046.
Решением от 09.09.2019 Арбитражный суд города Москвы признал незаконными бездействие Центральной акцизной таможни по невнесению изменений в сведения, заявленные в ДТ 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207, 10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046 на основании обращений ООО "СМГ Импорт" от 03.10.2018 N N 20187/0310-1, 20187/0310-2, 20187/0310-3, 20187/0310-4, и решение Центральной акцизной таможни, оформленное письмом от 08.11.2018 N 15-12/20532 об отказе во внесении изменений в сведения, указанные в ДТ 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207, 10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046; обязал Центральную акцизную таможню устранить нарушение прав и законных интересов ООО "СМГ Импорт".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЦАТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что ввезенные Обществом льдозаливочные комбайны являются оборудованием для общественных работ, а следовательно, подлежат отнесению к подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В обоснование данного довода таможенный орган ссылается на Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, в котором указано, что общественные работы могут быть организованы по направлениям мероприятий общественно-культурного назначения, и разъяснения термина "общественный", содержащегося в нескольких словарях.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель ЦАТ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям изложенным в отзыве, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.06.2018, 09.08.2018, 31.08.2018, 27.09.2018 ООО "СМГ ИМПОРТ" (далее Общество) поданы декларации на товары (ДТ) N N 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207, 10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046 на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни (адрес местонахождения поста: 194192, Санкт-Петербург, пр. Культуры, 40А) в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товаров, поступивших в адрес Общества в рамках контракта N 30-03-16 с компанией RESURFICE CORP., Канада.
В графе 31 ДТ М" 10009194/270618/0006429 (товары N N 1, 16), 10009194/090818/0008207 (товары NN 1-2), 10009194/310818/0009035 (товары NN 1-2),, 10009194/270918/0010046 (товары NN 1-2) Обществом заявлены следующие товары:
"Машины льдозаливочные (льдозаливочные комбайны) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой..., производитель: RESURFICE CORP., товарный знак: Olympia, марка: Olympia...".
Данные самоходные машины Обществом ошибочно отнесены к подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ).
Учитывая, что указанные самоходные машины не являются оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, и подлежат классификации в подсубпозиции 8479 89 970 8 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; прочие; прочие; прочие), 03.10.2018 Общество в Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни подало заявления о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта N N 2018/0310-1, 2018/0310-2, 2018/0310-3, 2018/0310-4 от 03.10.2018 (далее заявления Общества), в части изменения кода ТН ВЭД ЕАЭС самоходных машин, задекларированных по ДТ NN 10009194/270618/0006429 (товары NN 1, 16), 10009194/090818/0008207 (товары NN 1-2), 10009194/310818/0009035 (товары NN 1-2), 10009194/270918/0010046 (товары NN 1 -2).
Заявления Общества зарегистрированы в Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) 03.10.2018 за вх. N N 2791, 2792, 2793, 2794.
До настоящего времени изменения в ДТ N N 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207, 10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046 по инициативе декларанта Северо-Западным акцизным таможенным постом (специализированным) Центральной акцизной таможни внесены не были.
07.12.2018 Обществом было получено письмо Центральной акцизной таможни от 08.11.2018 N 15-12/20532, в соответствии с которым организации отказано во внесении изменений в сведения, указанные в ДТ на основании пп.б п. 18 С Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, в связи с несоблюдением п. 14 Порядка, а именно: в связи с непредставлением документов, подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, указанные в ДТ.
Заявитель полагает, что бездействие Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни по невнесению изменений в сведения, заявленные в ДТ N N 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207, 10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046 по инициативе декларанта на основании Заявлений Общества NN 2018/0310-1, 2018/0310-2, 2018/0310-3, 2018/0310-4 от 03.10.2018, неправомерно.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Обществу отказано во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N N 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207, 10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046, по причине несоблюдения, по мнению таможенного органа, п. 14 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, а именно: в связи с непредставлением документов, подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, указанные в ДТ.
Утверждение таможенного органа о непредставлении документов, подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, указанные в ДТ, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, а также иными нормами законодательства не предусмотрен конкретный перечень документов, подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, указанные в ДТ.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования должны быть сформулированы таким ^ образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки в Российскую Федерацию и (или) вывозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки из Российской Федерации.
П.4 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц.
Отнесение товаров и транспортных средств к подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС производится на основании их наименования, описания, предназначения. Обществом при подаче заявлений N N 2018/0310-1, 2018/0310-2, 2018/0310-3, 2018/0310-4 от 03.10.2018 представлены выписки из технического описания льдозаливочных машин Olympia Millennium, содержащие все указанные сведения. Кроме того данные сведения указаны непосредственно в самих заявлениях Общества. Указанные документы прилагаем к настоящему исковому заявлению.
Таким образом, Обществом при подаче заявлений N N 2018/0310-1, 2018/0310-2, 2018/0310-3, 2018/0310-4 от 03.10.2018 были представлены необходимые документы и сведения, подтверждающие изменения, вносимые в ДТ, а отказ таможенного органа по причине несоблюдения п. 14 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, является неправомерным.
Помимо отказа во внесении изменений в ДТ в письме Центральной акцизной таможни от 08.11.2018 N 15-12/20532 содержатся пояснения, в соответствии с которыми ввезенные Обществом товары, по мнению таможенного органа, относятся к категории оборудования для общественных работ и подлежат классификации в подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Однако ввезенные Обществом льдозаливочные комбайны не являются оборудованием для общественных работ в связи со следующим:
Таможенный орган не обосновал невозможность применения кода ТН ВЭД ЕАЭС 8479 89 970 8.
Доводы таможенного органа об отнесении ввезенных Обществом льдозаливочных комбайнов к категории оборудования для общественных работ не основаны на нормах действующего законодательства, являются мнением, которое в свою очередь основано только лишь на трактовке информации, содержащейся в нескольких толковых словарях.
Позиция же Общества, напротив, основана не только на соответствующих разъяснениях, но в первую очередь на законе, в том числе на Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ", в котором раскрыто понятие "общественные работы".
При этом, как было указано выше, действующим законодательством установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, с учетом положений Правил 2-6 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также в соответствии с положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В пояснениях к товарной позиции 8479 (прилагаем) перечислено оборудование, которое относится к товарной подсубпозиции 8479100000.
(А) Оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, например:
(1) Машины для распределения строительного раствора или бетона (исключая бетономешалки или растворосмесители, товарная позиция 8474 или 8705).
(2) Дорожно-строительные машины, которые оказывают вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения, а также придают нужный боковой наклон поверхности, а иногда производят также и укладку бетона.
Однако в данную товарную позицию не включаются планировщики товарной позиции 8429.
(3) Машины, как самоходные, так и несамоходные, для разбрасывания гравия на дорогу или аналогичные поверхности, а также самоходные машины для распределения и уплотнения битумосодержащих материалов дорожных покрытий. Не включаются в данную товарную позицию разбрасыватели гравия, смонтированные на шасси моторного транспортного средства (товарная позиция 8705).
(4) Машины и механические устройства для разглаживания свежих бетонных, битумных или других аналогичных мягких поверхностей, для нанесения на них бороздок или клеток и т.д.
Нагревательные приборы для битума и т.д. в данную товарную позицию не включаются (товарная позиция 8419).
(5) Небольшие механические аппараты, управляемые рядом идущим оператором, для обслуживания дорог (например, подметальные машины или аппараты для нанесения линий белой краской).
Механические вращающиеся щетки, которые могут быть смонтированы вместе с бункером для приема мусора и системой смачивания на колесном шасси, приводимом в движение трактором товарной позиции 8701, также относятся к данной товарной позиции как взаимозаменяемое оборудование даже в том случае, если они представлены вместе с трактором.
(6) Разбрасыватели соли и песка для очистки от снега, предназначенные для установки на грузовом автомобиле, состоящие из резервуара для хранения песка и соли, оборудованного дробильно-перемешивающим органом, системы для дробления/размалывания кусков соли и гидравлической системы рассеивания с разбрасывающим диском. Управление различными функциями машины осуществляется из кабины автомобиля с помощью дистанционного управления.
Исходя из этих пояснений очевидно, что в товарную подсубпозицию 8479 10 000 0 должна классифицироваться дорожная, строительная и аналогичная техника, к которой товары "льдозаливочные комбайны" не относятся.
Согласно п. 1.1.2 руководства по эксплуатации льдозаливочных комбайнов моделей Millenium, п. 1.3 руководства пользователя льдозаливочных комбайнов моделей Millenium Е, п. 1.3 руководства по эксплуатации льдозаливочных комбайнов моделей Н/Н plus: машины для обработки льда OLYMPIA предназначены только для создания и обработки ледовых поверхностей. Запрещается использовать машины OLYMPIA для каких-либо иных целей.
Заявитель представил заключение технической идентификационной экспертизы НИ Центра Технической экспертизы ФГУП НАМИ от 24.10.2018 N 2231/006-10-0753, согласно которому аналогичные самоходные ледозаливочные машины по своему целевому назначению и конструктивным особенностям не являются машинами для содержания дорог. Конструктивными особенностями самоходных ледозаливочных машин не предусмотрено переоборудование для выполнения каких-либо работ по содержанию дорог, приведенных в "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог", утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ" органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Также согласно определению из общедоступного источника (https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ dict/21662) под общественными работами понимается: "Строительные проекты, финансируемые государством. К ним относят новое строительство и ремонт дорог, мостов, школ, больниц, государственных учреждений, жилого фонда, принадлежащего государству...
Ни под одно из этих определений предназначение ввезенного Обществом товара не подпадает, а соответственно не является оборудованием для общественных работ.
Кроме того для выполнения общественных работ обычно не требуется предварительная профессиональная подготовка, особый уровень квалификации, специальные умения или навыки.
Так, согласно ч.2 ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ" право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Между тем управлять льдозаливочным комбайном могут только специально обученные операторы. Не допускается эксплуатация льдозаливочных комбайнов без надлежащим образом обученного водителя. Все операторы проходят обучение у квалифицированного инструктора (п. 1.3, 1.4, 1.6 руководств по эксплуатации льдозаливочных комбайнов моделей Millenium Е и моделей Millenium Н/Н plus, п. 1.1.2, 2.1 руководства по эксплуатации льдозаливочных комбайнов моделей Millenium.
Более того, данное требование установлено п. 3 постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 "Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (далее постановление Правительства РФ от 12.07.1999 N 796), согласно которому право на управление самоходными машинами подтверждается одним из следующих документов: удостоверением тракториста-машиниста (тракториста), либо временным удостоверением на право управления самоходными машинами. Управление самоходной машиной лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего наличие у него права на управление самоходными машинами, запрещается.
В соответствии с требованиями п. 9, 10, 11 постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) и временное удостоверение на право управления самоходными машинами выдается только после прохождения профессионального обучения, медицинского освидетельствования и сдачи в государственной инспекции гостехнадзора экзаменов на право управления самоходными машинами.
Таким образом, управление льдозаливочным комбайном осуществляется профессиональным, специально обученным работником. Управление льдозаливочным комбайном не должно осуществляться лицом, временно участвующим в общественных работах, не имеющим соответствующего уровня квалификации, не обладающим специальными умениями и навыками. Данное обстоятельство дополнительно свидетельствует о том, что льдозаливочные комбайны не относятся к оборудованию для общественных работ.
Правомерность отнесения ввезенных Обществом льдозаливочных комбайнов к подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 8479 89 970 8 подтверждается экспертным заключением ООО "ЦТИЭ Центрэкспертиза" N 468-18 от 16.11.2018, в соответствии с которым льдозаливочный комбайн не подлежит отнесению к подсубпозиции 8479 10 000 0, так как назначение и принцип действия комбайна не совпадает не с одним из описаний оборудования для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, указанного пояснениях к товарной позиции 8479, ввиду его конструктивных особенностей, а также требований к покрытию и уклону поверхностей.
Эксперт пришел к выводу, что данный льдозаливочный комбайн соответствует коду ТН ВЭД ЕАЭС 8479 89 970 8, так как по совокупности качественных характеристик он является машиной узкой специализации и предназначен для заливки льда на территории спортивных ледовых площадок, оснащенных необходимой инфраструктурой.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 N 639 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в том числе в Примечание 4 Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее Примечание 4 Перечня).
Согласно новой редакции Примечания 4 Перечня:
"Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС)".
Новую редакцию Примечания 4 Перечня таможенные органы трактуют таким образом, что относят к самоходным машинам и прицепам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, любые товары и транспортные средства, подпадающие по один из кодов ТН ВЭД ЕАЭС, указанных в Перечне, независимо от того, соответствует наименование и описание ввозимых на территорию ЕАЭС товаров и транспортных средств наименованию и описанию товаров и транспортных средств, указанных в Перечне, либо не соответствует.
Учитывая данную трактовку таможенными органами Примечания 4 Перечня Северо-Западным акцизным таможенным постом (специализированным) Центральной акцизной таможни в адрес Общества были направлены письма с требованием уплатить утилизационный сбор.
Согласно данным письмам, ввезенные Обществом "льдозаливочные комбайны" в связи с тем, что подлежат (по мнению таможенного органа) классификации в подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, они подпадают под уплату утилизационного сбора, так как, по мнению таможенного органа, они будут относиться к разделу X Перечня:
"Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0) <6>".
При этом таможенный орган не учел, что самоходные ледозаливочные машины не являются машинами для содержания дорог (данный факт подтвержден технической документацией, заключением технической идентификационной экспертизы НИ Центра Технической экспертизы ФГУП НАМИ от 24.10.2018 N 2231/006-10-0753 а также иными документами).
Между тем Верховный суд РФ разъяснил следующее (Определение Верховного суда РФ от 26.12.2017 по делу N 305-КГ17-12383, А40-170463/16): из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Закона об отходах производства и потребления следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально-возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П.
С учетом изложенного, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
В связи с изложенным, расширенное истолкование понятий "общественные работы, строительные работы и иные аналогичные работы", "машины для содержания дорог" в отношении самоходных машин - ледовых комбайнов в контексте отнесения их к коду ТН ВЭД ЕАЭС, влекущему уплату утилизационного сбора не может быть признано правомерным.
Таким образом, учитывая, что в пояснениях к товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 товар "льдозаливочный комбайн" не поименован, и принимая во внимание, что данный товар не является оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, он не подлежит отнесению к указанной подсубпозиции.
Таможенным органом при рассмотрении заявлений Общества о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта N N 2018/0310-1, 2018/0310-2, 2018/0310-3, 2018/0310-4 от 03.10.2018 нарушены требования п. 16 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", и п.4 ст. 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно данным нормам законодательства срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после их выпуска и принятия решения о возможности внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, не может превышать тридцать календарных дней со дня регистрации обращения.
Согласно п. 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ. ДТ NN 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207,10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046 были зарегистрированы Северо-Западном акцизным таможенным постом (специализированным).
Таким образом, Общество правомерно и обоснованно подало заявления N N 2018/0310-1, 2018/0310-2, 2018/0310-3, 2018/0310-4 от 03.10.2018 в Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный).
В соответствии с п.8 ст. 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, или со дня выявления по результатам рассмотрения обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, таможенный орган информирует декларанта о принятом решении в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием сети "Интернет" или в письменной форме на бумажном носителе в случае невозможности информирования с использованием сети "Интернет". При выявлении по результатам рассмотрения обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после их выпуска оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, таможенный орган при информировании декларанта указывает причины, послужившие основанием для отказа.
Заявления Общества о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта N N 2018/0310-1, 2018/0310-2, 2018/0310-3, 2018/0310-4 были зарегистрированы в Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) 03.10.2018 за вх. NN 2791, 2792, 2793, 2794.
В связи с изложенным, заявления Обществом должны были быть рассмотрены не позднее 04.11.2019, а ответ направлен Обществу - не позднее 05.11.2019.
Фактически же заявления Общества N N 2018/0310-1, 2018/0310-2, 2018/0310-3, 2018/0310-4 в установленный срок Северо-Западным акцизным таможенным постом (специализированным) рассмотрены не были, а ответ Обществу соответственно не направлен. Вместо этого, по истечении установленных сроков Центральной акцизной таможни в адрес Общества было направлено письмо от 08.11.2018 N 15-12/20532.
Продление, либо приостановление срока рассмотрения обращения декларанта о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, в случае перенаправления обращения в иной таможенный орган решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 не предусмотрено. Согласно п.16 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, данный срок может быть приостановлен только в одном случае: в случае если для рассмотрения обращения необходимо направление запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара.
Учитывая изложенное, бездействие Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни по невнесению изменений в сведения, заявленные в ДТ N N 10009194/270618/0006429, 10009194/090818/0008207, 10009194/310818/0009035, 10009194/270918/0010046 по инициативе декларанта на основании Заявлений Общества NN 2018/0310-1, 2018/0310-2, 2018/0310-3, 2018/0310-4 от 03.10.2018 является незаконным.
Указанное бездействие нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, поскольку влечет за собой необоснованное начисление утилизационного сбора.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд обязал Центральную акцизную таможню в течении месяца со дня вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СМГ ИМПОРТ" в установленные законом порядке и сроки.
Учитывая, что в пояснениях к товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС товар "льдозаливочный комбайн" не поименован, а также то, что данный товар не является оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, ввезенные Обществом "льдозаливочные комбайны" не подлежит отнесению к указанной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ЦАТ не доказала, что ввезенные Обществом "льдозаливочные комбайны" являются оборудованием для общественных работ, а также не доказала невозможность применения кода ТН ВЭД ЕАЭС, заявленного Обществом.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2019 по делу N А40-152173/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152173/2019
Истец: ООО "СМГ ИМПОРТ", ЦАТ
Ответчик: северо-западный акцизный таможенный пост (спецализированный ) центральной акцизной таможни