г. Вологда |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А05-2860/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от администрации муниципального образования "Вельское" Подобаевой Т.Г. представителя по доверенности от 28.12.2018 N 4052,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2019 года по делу N А05-2860/2019,
установил:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Вельский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области (ОГРН 1022901219791, ИНН 2907003416; адрес: 165150, Архангельская обл., Вельский р-н, г. Вельск, ул. Советская, д. 52/15; далее - МО "Вельский муниципальный район") и муниципальному образованию "Вельское" в лице администрации муниципального образования "Вельское" (ОГРН 1052907034762, ИНН 2907010999; адрес: 165150, Архангельская обл., Вельский р-н, г. Вельск, ул. Советская, д. 33; далее - МО "Вельское") о взыскании с надлежащего ответчика 4 705 740 руб. убытков.
Требования заявлены как регрессные в целях возмещения Архангельской области сумм, возвращённых в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) в связи с невыполнением II этапа программы переселения граждан из аварийного жилья, и указаны с уточнениями, принятыми судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 12 августа 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области (далее - Инспекция, КРИ АО).
Решением суда от 24 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство обжаловало решение в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку МО "Вельское" нарушило сроки выполнения II этапа программы переселения граждан из аварийного жилья, а договором о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ предусмотрены соответствующие денежные санкции за её нарушение (всего в сумме 4 705 740 руб.), которые уже перечислены из бюджета Архангельской области в Фонд ЖКХ.
Представитель МО "Вельское" в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Инспекция в отзыве на жалобу, поддержала её доводы.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителя МО "Вельское", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в 2014 году в целях реализации Программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы", утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп (далее - Программа), МО "Вельское" на условиях софинансирования его расходных обязательств по расселению жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, предоставлялись субсидии за счёт бюджетных средств Архангельской области и средств Фонда ЖКХ. Средства предоставлялись на финансирование мероприятий II этапа программы, предусматривающих переселение граждан из 51 жилого помещения, срок завершения которых определён до 31.12.2015.
Права и обязанности участников межбюджетных отношений по использованию средств Фонда ЖКХ и областного бюджета для исполнения мероприятий Программы закреплены в договорах, заключённых в соответствии с частью 3.1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), а именно:
- в договоре от 28.10.2008 N 72-ЗС между Фондом ЖКХ и Архангельской областью с дополнительными соглашениями к нему;
- в договоре от 29.07.2013 N 2ФП-13 между Министерством и МО "Вельский муниципальный район" с дополнительными соглашениями к нему;
- в договоре от 29.07.2013 N 2ФП-1-13 между Министерством и МО "Вельское" с дополнительными соглашениями к нему.
Дополнительным соглашением от 19.08.2014 N 23 к договору между Фондом ЖКХ и Архангельской областью, дополнительным соглашением от 13.10.2014 N 4 между Министерством и МО "Вельский муниципальный район" и дополнительным соглашением от 15.10.2014 N 4 между Министерством и МО "Вельское" установлена финансовая ответственность исполнителя за недостижение показателей программы в сроки, установленные частью 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ. Исполнитель обязывался возместить в соответствующий бюджет средства полученного финансирования в сумме, исчисленной из расчета 5000 руб. за каждый день просрочки за каждое жилое помещение, переселение граждан из которого просрочен.
В связи с невыполнением Архангельской областью целевых показателей II этапа Программы Фонд ЖКХ принял решение от 01.09.2016 о возврате средств финансовой поддержки в размере 84 490 000 руб., в том числе 4 705 740 руб. по МО "Вельское", которым не соблюдён срок переселения граждан из 31 помещения.
Архангельской областью данное решение исполнено, соглашением от 24.10.2016 N 1-ПО на суммы, подлежащие возврату, уменьшены поступления из Фонда ЖКХ для реализации III этапа Программы (т. 1, л. 27-32).
В свою очередь Архангельской областью предприняты меры по истребованию сумм финансовой ответственности у муниципальных образованиям, не выполнившим целевые показатели Программы. Министерством в адрес главы администрации МО "Вельский муниципальный район" направлено требование от 14.02.2017 N 203/09-06/1367 о возврате 4 705 740 руб. средств Фонда ЖКХ в связи с незавершением расселения на территории МО "Вельское" жилых помещений общей площадью 780,9 кв. м (т. 1, л. 33).
Кроме того, указанное требование фактически воспроизведено в предписании Инспекции от 30.06.2017 N 01-22/725 по итогам внеплановой выездной проверки правомерности, в том числе целевого характера и эффективного расходования средств, выделенных МО "Вельское" в целях реализации Программы (т. 2, л. 102-121).
Не согласившись с указанным предписанием, администрация МО "Вельское" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 октября 2017 года по делу N А05-9620/2017 заявление удовлетворено.
Законность указанного решения подтверждена постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 июня 2018 года и определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2018 N 307-КГ18-15650. Судебными актами допущенное МО "Вельское" нарушение квалифицировано как нарушение положений части 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, за которое статьями 23, 23.1 этого же закона установлена специальная ответственность. Предписанием Инспекции муниципальное образование фактически привлечено к иной ответственности, имеющей гражданско-правовой характер и не предусмотренной положениями действующего законодательства, что явилось основанием для признания его недействительным. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что требование Архангельской области к муниципальному образованию, по существу, носит регрессный характер и направлено на возмещение возвращённых в Фонд ЖКХ сумм, поэтому не может быть рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В связи с этим Министерство предъявило рассматриваемый иск к МО "Вельское" о взыскании 4 705 740 руб. убытков, причинённых Архангельской области выплатой в Фонд ЖКХ сумм финансовой ответственности, предусмотренной договором.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из положений пункта 1 статьи 1064 ГК РФ, с учётом толкования данного Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 15.07.2009 N 13-П, от 07.04.2015 N 7-П, от 05.03.2019 N14-П, от 18.11.2019 N 36-П), следует, что обязанность возместить причинённый вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этим поведением и наступлением вреда, а также его вину.
В рассматриваемой ситуации наличие перечисленных элементов состава правонарушения Министерством не мотивировано, соответствующих доказательств не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно сослался на действующие положения бюджетного законодательства Российской Федерации и акты вышестоящих судов в рамках дела N А05-9620/2017.
С учётом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 сентября 2019 года по делу N А05-2860/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2860/2019
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: МО "Вельский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, МО "Вельское" в лице администрации муниципального образования "Вельское"
Третье лицо: Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области