г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А21-8225/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32689/2019) ООО "Управдом" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.09.2019 по делу N А21-8225/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Управдом"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании в части предписания
установил:
ООО "Управдом" (ОГРН 1053900207020, место нахождения: г.Калининград, ул.Генделя,5) (далее -заявитель, Управляющая компания, Общество,) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) N ЖК-2/719/КАС/596-о от 25.03.19г.
Решением суда от 19.09.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, Обществом правомерно повышена плата за техническое обслуживание газового оборудования (ВДГО), ввиду изменения периодичности технического обслуживания и повышения тарифов ОАО "Калининградгазификация".
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с целью проверки поступивших обращений жильцов многоквартирного дома N 59 по ул.Левитана в г. Калининграде (далее - МКД) по вопросам повышения платы за обслуживание ВДГО за 1 кв.м. Министерством была проведена внеплановая, документарная проверка ООО "Управдом".
25 марта 2019 г. в отношении Общества окончена проверка, по результатам которой составлен акт N ЖК-1/1257/пр/КАС/596-о, которым зафиксированы нарушения Обществом положений:
- подп. "а", "б" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.14г. N 1110;
- ч.1 ст.162, ч.7 ст.156, пп.7 ч.1, ч.2 ст.193 Жилищного кодекса РФ;
-подп. "ж" п.4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416;
По заключению проверяющих, управляющая компания не вправе была взимать плату за обслуживание ВДГО - 0,71 (0,72) руб. с 1 кв.м. в одностороннем порядке.
25.03.19г. Обществу выдано оспариваемое предписание, которым в срок до 20.06.2019 г. вменено в обязанность произвести перерасчет (снятие) размера платы (собственникам, нанимателям) кв.32 МКД N 59 по ул.Левитана в г.Калининграде по обслуживанию ВДГО в полном объеме, поскольку обслуживание ВДГО входит в размер платы за содержание жилья.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Пунктом 29 данных Правил установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (пункт 31 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 21 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Правила N290) к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относятся, в том числе организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 410 от 14.05.2013 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410), согласно п. 4 которых безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования обеспечиваются, в том числе путем осуществления его технического обслуживания.
Пунктом 38 Правил N 410 установлено, что условия договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО определяются в соответствии с ГК РФ и данными Правилами.
В подпункте "к" пункта 39 Правил N 410 установлено, что в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указывается цена договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 40 Правил N 410 цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 40 Правил N 410 и Письмом Минрегиона России от 18.10.2013 N 19706-ВГ/11 "О разъяснениях по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителем и заказчиком работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", цена (тариф) на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомовою и (или) внутриквартирного газового оборудования государственному регулированию не подлежит.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, обслуживание ВДГО не является коммунальной услугой, регулируемой государственными органами и (или) органами местного самоуправления, а является жилищной услугой, поэтому тариф на нее должен утверждаться на общем собрании собственников, как и увеличение такого тарифа.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установленного органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.
Как следует из материалов дела и установлено судом, собственники помещений МКД N 59 корпус 1 по ул. Левитана в г. Калининграде на общем собрании 01.06.2013 года приняли решение о выборе способа управления - управляющей организацией. В качестве управляющей организации избрано ООО "Управдом", утвержден договор управления спорным МКД.
Согласно приложению к договору управления от 01.06.2013 года, плата за техническое обслуживание ВДС газоснабжения установлена в размере 0,21 руб./кв.м., а аварийно-техническое обслуживание в размере 0,35 руб./кв.м. и включена в состав платы за обслуживание жилья - 10,50 руб. с 1 кв.м.
Вместе с тем, согласно представленных квитанций фактически управляющей компанией выставлено к оплате по кв. 32 д. 59 по ул. Левитана в г. Калининграде с июле 2018 года по январь 2019 года - 0,71(0,72) руб. с кв.м. ежемесячно, помимо платы за содержание жилья в размере 10,50 руб. с 1 кв.м.
При этом документов, свидетельствующих о том, что собственниками и нанимателями принималось решение об утверждении стоимости обслуживания ВДГО спорного МКД суду не представлено.
Доводы Общества об обоснованности повышения платы за обслуживание ВДГО в связи изменением размера платы до 0,71 руб. с 1 кв.м. ОАО "Калининградгазификация" за счет увеличения стоимости работ по техническому обслуживанию были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте.
Как верно указал суд, действующее законодательство не предусматривает право управляющей компании на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями. Такое изменение возможно только решением общего собрания собственников.
Таким образом, начисление платы за обслуживание ВДГО без проведенного в установленном ст.ст. 44-48, ч. 7 ст. 156, ч.1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ порядке общего собрания собственников - неправомерно.
ООО "Управдом" являясь профессиональным участником отношений по управлению домами, должно было знать соответствующие требования законодательства и исполнять их.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку решение по вопросам увеличения размера платы за обслуживание ВДГО общим собранием собственников помещений в МКД не принималось, увеличение Обществом размера платы до 0,71 руб. с 1 кв.м. является необоснованным, и влечет нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что оспариваемое предписание Министерства соответствует действующему законодательству, не нарушает права общества и не возлагает на него дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены законом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, подателем жалобы не приведено. Неправильного применения судом норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке представленных доказательств апелляционной коллегией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.09.2019 по делу N А21-8225/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8225/2019
Истец: ООО "Управдом"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области