г. Ессентуки |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А22-2324/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калугиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2019 по делу N А22-2324/2019, по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225) к индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Очир-Горяеву Игорю Юрьевичу (ИНН 081700384475, ОГРНИП 314081620200021) о взыскании полученного гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров в общем размере 1 430 613 рублей 17 копеек, при участии в судебном заседании представителей индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Очир-Горяева Игоря Юрьевича - Овалова А.С. (доверенность от 08.05.2019) и Авеева С.А. (доверенность от 12.04.2019), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Очир-Горяеву Игорю Юрьевичу (далее - предприниматель) о взыскании полученного из республиканского бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 325 000 рублей и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в форме субсидии в размере 105 613, 17 рублей в пользу бюджета Республики Калмыкия в лице Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия.
Решением суда от 26.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции посчитал недоказанным факт нарушения ответчиком обязательных условий представления гранта.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на то, предприниматель, начиная с 30.08.2016 трудоустроен, что является, по мнению истца, нарушением требования соглашения на получение гранта.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов министерства, просит решение суда оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 30.04.2015 предприниматель обратился в министерство с заявкой на участие в конкурсе по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам в рамках проведения ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2014-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия 08.06.2012 N 185 (далее - программа).
Рассмотрев указанное заявление, комиссия по проведению конкурсного отбора начинающих фермеров по предоставлению грантов признала предпринимателя участником программы и установила предоставить грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам в размере 1 325 000 рублей, о чем 22.06.2015 между министерством и предпринимателем заключено соглашение N 23/2015.
В соответствии с пунктом 1.1. предметом соглашения является сотрудничество сторон по реализации мероприятий программы, предусматривающих предоставление государственной поддержки для достижения целей государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.11.2013 N 457, выражающихся в обеспечении условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермеров по доступности финансовых ресурсов, стимулирования перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
По условиям данного соглашения министерство предоставило начинающему фермеру денежные средства в соответствии с вышеуказанной программой в виде гранта в размере 1 325 000 руб., а он, в свою очередь, обязался использовать предоставленные средства на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства строго в соответствии с планом расходов.
Дополнительным соглашением от 13.07.2015, заключенным между министерством и предпринимателем, в условия соглашения от 22.06.2015 N 23/2015 внесены изменения, в результате чего предпринимателю также предоставлена единовременная помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам в форме субсидии в размере 105 613,17 руб.
Министерством перечислины на лицевой счет предпринимателя денежные средства в общей сумме 1 430 613,17 руб., что подтверждается платежными поручениями от 23.06.2015 N 858827, от 20.07.2015 N 19800, от 15.01.2016 N 370369.
В соответствии с пунктом 3.2. соглашения, начинающий фермер несет ответственность за целевое использование средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, а также достоверность, полноту и своевременность предоставления в министерство сведений, предусмотренных соглашением.
Исходя из пункта 2.2.8. соглашения одним из условий предоставления данного вида государственной поддержки является обязанность начинающего фермера постоянно проживать или в течение 12 месяцев со дня получения гранта и/или единовременной помощи на бытовое обустройство переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, которое является единственным местом трудоустройства главы хозяйства.
Из письма ОЭБ и ПК Управления МВД России по г. Элисте от 24.01.2019 г. N 1/1213 следует, что в ходе проведения мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экономических, налоговых и коррупционных преступлений было выявлено, что Очир-Горяев И.Ю., начиная с 30.08.2016 трудоустроен в БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер" в должности врача-психиатра.
Посчитав, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предпринимателем пункта 2.2.8. соглашения, а также пункта 2.14. Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 88.062012 N 185, министерство направило в адрес предпринимтаеля требования от 06.02.2019, 06.03.2019, 19.04.2019 о возврате гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, однако денежные средства ответчиком возвращены не были, в связи с чем министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
На основании части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Материалами дела установлено и министерством не отрицается, что ответчик на момент подачи заявки на участие в конкурсе, соответствовал требованиям, предъявляемым к заявителям.
По мнению министерства, предпринимателем нарушены условия соглашения, выразившиеся в том, что он с 30.08.2016 осуществляет трудовую деятельность в БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер". Истец ссылается на факт нецелевого расхода ответчиком полученных средств бюджета.
Вместе с тем, целевое использование денежных средств подтверждается представленными в материалы дела документами. В материалах дела имеются доказательства о направлении предпринимателем денежных средств на социально значимые цели (т.1, л.д. 87-96), согласно которым предприниматель купил на средства гранта сельскохозяйственных животных, создал рабочие места, а также приобрел автомобиль, предназначенный для сельскохозяйственных работ. Также в материалах дела имеются трудовые договоры с тремя работниками с отметками пенсионного фонда и налогового органа.
Материалами дела также подтверждается, что предпринимателем сдавалась отчетность в министерство, как этого требуют пункты 2.2.4-2.2.6 соглашения. Кроме того предприниматель предоставлял в налоговые органы отчетность по ЕСХН за 2015-2018 годы с уплатой единого сельскохозяйственного налога в бюджет.
Таким образом, обязанности в рамках соглашения предпринимателем исполнялись в полном объеме. Условия предоставления субсидии сторонами выполнены, цель предоставления субсидии - грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство достигнута, денежные средства, предоставленные ответчику, реализованы в соответствии с целевым назначением.
В качестве единственного основания нарушений требования соглашения министерство указало то, что предприниматель с 30.08.2016 осуществляет трудовую деятельность в БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер" после получения средств гранта.
Действительно, в материалах дела имеется трудовой договор от 30.08.16, подтверждающий трудоустройство предпринимателя в качестве врача-психиатра в БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер".
В то же время апелляционный суд учитывает следующее.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 24.10.2018 N 41-АПГ18-19, подпункт 7.5 пункта 7 приложения N 4 к Положению о порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Ростовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденного постановлением правительства Ростовской области от 14.02.2017 N 83, признан недействующим в части слов "и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства начинающего фермера".
Согласно позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в указанном постановлении, правовой статус начинающего фермера, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета, нормативно определен на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации, следовательно, субъект Российской Федерации не вправе в качестве условия получения гранта устанавливать дополнительные требования, в том числе, к установлению фермерского хозяйства как единственного места трудоустройства.
Таким образом, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, трудоустройство предпринимателя не может являться препятствием к получению гранта.
Истец, требуя возвратить сумму гранта и единовременной помощи в связи с допущенным нарушением, ограничивается формальной констатацией лишь факта трудоустройства предпринимателя в нарушение установленных соглашением требований.
Принимая во внимание отсутствие у предпринимателя иных нарушений при получении и использовании средств гранта, апелляционная коллегия судей полагает, что основания для возврата средств гранта только в связи с трудоустройством предпринимателя, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что, несмотря на трудоустройство, крестьянско-фермерское хозяйство продолжает функционировать с участием привлеченных по трудовому договору работников. Об этом свидетельствуют показатели, указанные в отчетах, сданных предпринимателем в министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия. О недостоверности сведений в указанных отчетах министерством не заявлено.
Фермерское хозяйство работает с прибылью. Из налоговой декларации по ЕСХН за 2015-2018 годы следует, что сумма доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, составляет: 1 235 035 руб. за 2015 год, 225 578 руб. за 2016 год, 786 000 руб. за 2017 год и 260 000 руб. за 2018 год.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела не подтвержден ни факт получения ответчиком бюджетных средств с нарушением условий, установленных при их предоставлении, ни факт нецелевого использования гранта. Не представлено министерством и доказательств того, что крестьянское (фермерское) хозяйство не функционирует, а привлечение работников по договорам носит формальный характер (учитывая имеющиеся отметки пенсионного фонда и налогового органа на представленных в материалы дела трудовых договорах).
Из пояснений представителей предпринимателя, данных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, следует, что предприниматель осуществляет трудовую деятельность в БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер" в режиме неполного рабочего времени, что позволяет ему параллельно вести работу в крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия судей, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 24.10.2018 N 41-АПГ18-19, приходит к выводу об отсутствии оснований для возврата средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 325 000 рублей и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в форме субсидии в размере 105 613, 17 рублей.
Таким образом, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки доводов каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в государственной программе, достигнуты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии вины предпринимателя в предъявляемых истцом требованиях и отсутствии оснований для возврата гранта.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал министерству в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2019 по делу N А22-2324/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2324/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Ответчик: Очир-Горяев И. Ю.