город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2019 г. |
дело N А32-35281/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Нарышкиной Н.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Армавир
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2019 по делу N А32-35281/2019 (судья Нигоев Р.А.)
по иску муниципального предприятия г. Армавира "Троллейбусное управление"
к администрации муниципального образования город Армавир
при участии третьего лица: финансового управления администрации муниципального образования город Армавир
о взыскании убытков,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие г. Армавира "Троллейбусное управление" (далее - истец, МУП г. Армавира "Троллейбусное управление") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к муниципальному образованию город Армавир в лице администрации муниципального образования город Армавир (далее - ответчик, администрация) о возмещении разницы между полной и льготной стоимостью месячных проездных билетов для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в период с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года в сумме 1 655 125 рублей 00 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено финансовое управление администрации муниципального образования город Армавир.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2019 по делу N А32-35281/2019 иск удовлетворен как обоснованный.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, поскольку, по мнению ответчика основания для возмещения истцу понесенных расходов не имеется, каких либо договоров на возмещение расходов по реализации мер социальной поддержки связанных с перевозкой учащихся администрацией не заключалось, договор перевозки, заключенный сторонами не может служить таким основанием
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны и третье лицо представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения истца в суд с иском послужили следующие обстоятельства.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131- ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) органы местного самоуправления принимают муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с организацией регулярных перевозок и контролем за их осуществлением, не урегулированные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Армавирская городская Дума в пункте 1 решения от 28 ноября 2007 года N 382 "О социальной поддержке обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории муниципального образования город Армавир" (в редакции решения Армавирской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 41) предоставила с 1 сентября по 30 июня ежегодно обучающимся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (за исключением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа), расположенных на территории муниципального образования город Армавир, льготу при приобретении месячного проездного билета на городской электротранспорт в размере 50%.
Порядок предоставления льгот, указанных в пункте 1 настоящего решения, устанавливаются постановлением главы города Армавира (пункт 3 решения Армавирской городской Думы от 28 ноября 2007 года N 382). Порядок предоставления льгот учащимся дневного обучения общеобразовательных школ, учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, расположенных на территории муниципального образования город Армавир утверждён постановлением главы города Армавира от 17 января 2008 года N 152 "Об утверждении Порядка предоставления льгот учащимся дневного обучения общеобразовательных школ, учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, расположенных на территории муниципального образования город Армавир".
Из пункта 8 Порядка следует, что возмещение предприятиям расходов на реализацию мер социальной поддержки, связанных с перевозкой учащихся дневного обучения общеобразовательных школ, учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, расположенных на территории муниципального образования город Армавир, осуществляется на основании договоров, заключаемых администрацией города Армавира и предприятиями.
Во исполнение указанного выше Решения, Муниципальное предприятие г. Армавира "Троллейбусное управление" осуществляло перевозку учащихся дневного обучения общеобразовательных школ, учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, расположенных на территории муниципального образования город Армавир, в периоды с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года, по льготному тарифу с предоставлением 50 процентной скидки на проезд.
До 11 января 2019 года действовал тариф (размер оплаты пассажирами) на проезд 1 (одного) пассажира в троллейбусах на муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения в сумме 20 рублей 00 копеек, установленный постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 13 июня 2017 года N 1197 "Об установлении тарифа на перевозку пассажиров в троллейбусах на муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения для МП города Армавира "Троллейбусное управление".
Пунктом 1 постановления администрации муниципального образования город Армавир от 27 декабря 2018 года N 2400 "Об установлении предельно максимального тарифа, тарифа на перевозку пассажиров на муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения для МП города Армавира "Троллейбусное управление" установлено, что для МП города Армавира "Троллейбусное управление" тариф (размер оплаты пассажирами) на проезд 1 (одного) пассажира в троллейбусах на муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения составляет 25 рублей 00 копеек.
Указанный тариф действует с 11 января 2019 года (со дня официального опубликования текста постановления в газете "Армавирский собеседник").
Распоряжением отдела транспорта и связи администрации города Армавира Краснодарского края от 1 февраля 2007 года N 14 "О продаже проездных билетов" руководителю МП "Троллейбусное управление" предписано установить следующее количество поездок в месяц на один проездной билет долговременного пользования (месяц): студенты, учащиеся средних специальных учебных заведений (платные личные билеты) и школьники (платные личные билеты) - 50 поездок.
Вышеуказанная льгота на проезд, фактически представляла собой финансовую скидку 50% от установленной платы за проезд отдельных категорий пассажиров в поездах пригородного сообщения.
Факт выполнения истцом своих обязательств по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Армавир с предоставлением льготы на проезд подтверждается представленными истцом ведомостями на получение денежных средств за реализованные месячные проездные билеты и реестрами реализации месячных проездных билетов с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года, оформленными в соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления льгот учащимся дневного обучения общеобразовательных школ, учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, расположенных на территории муниципального образования город Армавир.
Между муниципальным предприятием г. Армавира "Троллейбусное управление" (МП АТУ) (перевозчик) и администрацией муниципального образования город Армавир (администрация) заключен договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Армавир от 25 декабря 2018 года N 1 (далее -договор перевозки пассажиров).
Предметом договора перевозки пассажиров являются действия сторон договора по организации регулярных пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Армавир (пункт 1.1. договора перевозки пассажиров).
В соответствии с подпунктом 2.3.2. пункта 2.3. договора перевозки пассажиров перевозчик обязуется обеспечивать льготные перевозки отдельных категорий граждан в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно реестрам реализации проездных билетов, ведомостям на получение денежных средств за реализованные проездные билета количество реализованных истцом ученических проездных билетов для проезда на городском электрическим транспорте составило в 2019 году (с января по июнь 2019 года) - 2 713 штук.
Рассчитав выпадающие доходы за январь-июнь 2019 года из разницы между полной ценой одного проездного билета и льготной ценой проездного билета, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании указанной суммы убытков с муниципального образования город Армавир в лице администрации муниципального образования город Армавир.
Коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска в силу следующего.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 12 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно положениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного, Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как верно указал суд первой инстанции, истец по характеру своей деятельности осуществляет перевозки пассажиров на основании публичного договора, в соответствии с которым обязан осуществлять перевозку транспортом общего пользования в отношении каждого кто к нему обратился за этой услугой, в том числе определенных законом и иными правовыми актами льготных категорий потребителей, которым услуги были предоставлены в январе-июне 2019 года.
Доводы ответчика об отсутствии между сторонами договора на реализацию средств социальной защиты и компенсацию расходов ответчика в связи с провозом льготных категорий, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и верно им отклонены, поскольку в данном случае наличие либо отсутствие договора не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ученический проездной билет является публичным договором перевозки, поэтому истец, как транспортная организация общего пользования, обязан был предоставить льготнику право проезда на своем транспорте на основании ученического проездного билета.
Обязанность по перевозке пассажиров льготных категорий возникает у транспортной организации в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании актов публично-правовых образований, а не из условий указанных договоров.
Право на получение из соответствующего бюджета сумм возмещения расходов за перевозку льготников имеет непосредственный перевозчик.
Обязанность истца по перевозке льготников на основании ученического проездного билета возникла в силу нормативного акта субъекта РФ, а не в силу договора N 1 от 25.12.2018 г., заключенного между истцом и администрации муниципального образования город Армавир.
Факт предоставления льгот и размер заявленных расходов подтверждаются материалами дела, в связи с чем заявленные истцом требования о возмещении реального ущерба, правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере 1 655 125 руб.
Расчет суммы иска апелляционной коллегий повторно проверен, вывод суда первой инстанции о том, что такой расчет верен, поддерживается апелляционным судом.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2019 по делу N А32-35281/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты изготовления его полного текста через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35281/2019
Истец: Муниципальное предприятие г. Армавиа "Троллейбусное управление", МУП г.Армавира "Троллейбусное управление "
Ответчик: Администрация муниципального образования город Армавир, АМО г.Армавир
Третье лицо: Финансовое Управление Администрации МО г. Армавир