г. Красноярск |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А69-1293/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Бутиной И.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии представителей:
Министерства топлива и энергетики Республики Тыва - Кыргыс О.Б. (доверенность от 17.12.2018, паспорт),
акционерного общества "Энергетические решения" - Юдина О.А. (доверенность от 15.01.2019 N 01/32/2019, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топлива и энергетики Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "17" июля 2019 года по делу N А69-1293/2019,
установил:
акционерное общество "Энергетические решения" (далее - истец, общество, АО "Энергетические решения") обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству топлива и энергетики Республики Тыва (далее - ответчик, министерство, Минтопэнерго Республики Тыва) о взыскании 98 652 817 рублей 78 копеек - денежных средств в порядке субсидиарной ответственности, 200 000 рублей - расходов по уплате государственной пошлины.
Определениями арбитражного суда от 13 мая 2019 года исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК-4" (далее - третье лицо, ГУП РТ "УК ТЭК-4").
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 17 июля 2019 года по делу N А69-1293/2019 исковые требования АО "Энергетические решения" удовлетворены.
С Республики Тыва в лице Минтопэнерго Республики Тыва в пользу АО "Энергетические решения" взыскано 98 662 817 рублей 78 копеек - задолженности в порядке субсидиарной ответственности, 200 000 рублей - расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Минтопэнерго Республики Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, мотивируя тем, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации может нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только на основании предоставленной государственной гарантии, договор поручительства является ничтожным.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел". Определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru.
От АО "Энергетические решения" поступил отзыв на апелляционную жалобу, письменные объяснения, которые приобщены к материалам дела.
Также от общества поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: постановления правительства Республики Тыва от 20.12.2013 N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2020 годы", в первоначальной редакции; постановления Правительства Республики Тыва от 20.12.2013 N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2020 годы", в редакции, действовавшей в период с 28.04.2014 по 25.06.2014; постановления Правительства Республики Тыва от 20.12.2013 N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2020 годы", в редакции, действовавшей с 26.06.2014 по 16.04.2015; постановления Правительства Республики Тыва от 20.12.2013 N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2020 годы", в редакции, действовавшей с 17.04.2015 по 02.03.2016; постановления Правительства Республики Тыва от 20.12.2013 N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2020 годы", в редакции, действовавшей с 03.03.2016 по 16.01.2018; постановления Правительства Республики Тыва от 20.12.2013 N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2020 годы", в редакции, действовавшей с 17.01.2018 по 16.05.2018; постановления Правительства Республики Тыва от 20.12.2013 N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2020 годы", в редакции, действовавшей с 17.05.2018 по 20.02.2019; постановлением Правительства Республики Тыва от 20.12.2013 N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2020 годы", в редакции, действовавшей с 21.02.2019 по 29.09.2019); постановлением Правительства Республики Тыва от 20.12.2013 N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2020 годы", в текущей, действующей редакции; законом Республики Тыва от 04.12.2013 N 2251 BX-I "О республиканском бюджете на 2014 год на плановый период 2015 и 2016 годов"; законом Республики Тыва от 09.12.2014 N 20-ЗРТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"; законом Республики Тыва от 28.12.2015 N 139-ЗРТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2016 год"; законом Республики Тыва от 30.12.2016 N 245-ЗРТ "О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"; законом Республики Тыва от 04.12.2017 N 338-ЗРТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"; законом Республики Тыва от 03.12.2018 N 446-ЗРТ "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Перечисленные документы приобщены апелляционным судом к материалам дела на основании части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 4 октября 2017 года по делу N А69-1486/2017 с ГУП РТ "УК ТЭК-4" в пользу АО "Энергетические решения" взыскана задолженность в размере 79 163 583 руб. 50 коп., 200 000 руб. судебных расходов.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 26 февраля 2018 года по делу N А69-1486/2017 с ГУП РТ "УК ТЭК-4" в пользу АО "Энергетические решения" взысканы судебные расходы в размере 136 000 руб.;
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 июля 2018 года по делу N А69-1563/2018 с учетом определения об исправлении арифметических ошибок от 2 августа 2018 года с ГУП РТ "УК ТЭК-4" в пользу АО "Энергетические решения" взыскана неустойка в размере 15 674 089 руб. 55 коп., проценты в размере 11 116 763 руб. 62 коп., проценты в размере 632 739 руб. 58 коп. Всего 27 473 592 руб. 75 коп., а также судебные расходы в размере 144 608 руб. 21 коп.
Указанные судебные акты вступили в законную силу.
Как следует из материалов дела, Минтопэнерго Республики Тыва в письме от 22.07.2018 N РК-1707 сообщило обществу о том, что Республика Тыва - субъект Российской Федерации (поручитель) принял обязательства отвечать полностью перед АО "Энергетические решения" (кредитором) за исполнение ГУП РТ "УК ТЭК-4" (должником) всех его денежных обязательств перед АО "Энергетические решения" по погашению задолженности в сумме основного долга, а также процентов, неустоек, судебных расходов, прочих издержек по вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Республики Тыва от 4 октября 2017 года по делу N А69-1486/2017.
Из текста письма следует, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства перед кредитором поручитель отвечает перед кредитором в порядке субсидиарной ответственности.
Поручительство предоставлено на срок 5 лет, вступает в законную силу с момента предоставления АО "Энергетические решения" ответного письма о принятии поручительства.
АО "Энергетические решения" в письме от 24.07.2018 N 699-18 сообщило министерству о принятии поручительства, предоставленного Республикой Тыва, на условиях, содержащихся в письме (исх. N РК-1707 от 22.07.2018).
Основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском к министерству (субсидиарному должнику) послужило невыполнение основным должником (ГУП РТ "УК ТЭК-4") обязательств по погашению задолженности, взысканной судебными актами арбитражного суда.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд пришел к выводу о наличии у субъекта - Республики Тыва в лице Минтопэнерго Республики Тыва субсидиарной обязанности по погашению задолженности унитарного предприятия в силу выданного им поручительства.
При принятии судебного акта арбитражный суд руководствовался положениями статей 113, 361, 363, 399, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 3 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Судебной коллегией установлено, что должник - ГУП РТ "УК ТЭК-4" является унитарным предприятием, учредителем которого является Республика Тыва. В качестве органа, осуществляющего права учредителя, указано Минтопэнерго Республики Тыва.
По данным ЕГРЮЛ на 12.12.2019, ГУП РТ "УК ТЭК-4" является действующим юридическим лицом, сведения о нахождении унитарного предприятия в стадии ликвидации или в процедуре банкротстве у апелляционного суда отсутствуют.
В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия (пункт 1).
Согласно пункту 6 приведенной статьи унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Из содержания приведенных норм права следует, что публично-правовое образование, в рассматриваемом случае субъект Российской Федерации - Республика Тыва, в силу закона не может быть привлечено к субсидиарной ответственности по обязательствам созданного им унитарного предприятия.
В пункте 1 статьи 363 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
По смыслу приведенного положения субъект Российской Федерации (Республика Тыва), выступая в качестве поручителя, вправе добровольно принять на себя обязательства отвечать за исполнение унитарным предприятием денежных обязательств перед кредитором.
Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Положениями данной нормы права не предусматривается возможность возложения солидарной ответственности на основного и субсидиарного должников.
Апелляционным судом установлено, что исполнительные листы серии ФС N 013495097, N 020029118, выданные для принудительного исполнения судебных актов по делу N А69-1486/2017 возвращены взыскателю (обществу), исполнительные производства по ним окончены, что подтверждается постановлениями судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 27.07.2018, 31.07.2018.
Вместе с тем, в материалы дела представлен ответ от 25.01.2019 N Е02-5-03/3481 Единого сервисного центра "Уральско-Сибирский" АО "Россельхозбанк", в соответствии с которым исполнительный лист серии ФС N 013495097 выданный по делу N А69-1486/2017 на сумму 71 363 583 рубля 50 копеек принят на исполнение. Исполнительный лист находится на контроле достаточности денежных средств на счете должника, помещен в очередь распоряжений, не исполненных в срок.
АО "Народный банк Тувы" в ответе от 23.01.2019 N 160/1 уведомил взыскателя (общество) о том, что исполнительный лист серии ФС N 018129114 принят к исполнению и оприходован в очередь неисполненных в срок распоряжений для взыскания с расчетного счета должника ГУП РТ "УК ТЭК-4".
Апелляционный суд принимает во внимание тот факт, что в ответах из банков не содержится информация о наличии картотеки на счетах должника - ГУП РТ "УК ТЭК-4".
Установленные по делу фактические обстоятельства позволяют судебной коллегии прийти к выводу о том, что в настоящее время обществом реализуются мероприятия по взысканию задолженности с основного должника - унитарного предприятия. В материалы дела не представлены сведения о погашении ГУП РТ "УК ТЭК-4" задолженности, равно как и не представлены доказательства невозможности взыскания с него денежных средств в рамках исполнительного производства. Исполнительные документы приняты к исполнению банками, находятся на очереди исполнения.
Только в случае недостаточности денежных средств у основного должника кредитор вправе предъявить денежное требование к субсидиарному должнику.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что истец преждевременно обратился в арбитражный суд с настоящим иском, поскольку возможность удовлетворения им денежных требований основным должником - ГУП РТ "УК ТЭК-4" не утрачена. Доказательства отсутствия денежных средств у унитарного предприятия суду не представлены. Иной подход противоречил бы правовой природе субсидиарной ответственности, представляющей собой дополнительную ответственность по обязательствам основного должника.
Настоящий судебный акт не нарушает права заявителя и не является препятствием на судебную защиту, поскольку принят до утраты возможности получения денежных средств с унитарного предприятия.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствовали обстоятельствам дела, то решение Арбитражного суда Республики Тыва от 17 июля 2019 года по делу N А69-1293/2019 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
В связи с тем, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по ее уплате за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей подлежат отнесению на ООО "Энергетические решения" (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "17" июля 2019 года по делу N А69-1293/2019 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований акционерного общества "Энергетические решения" отказать.
Взыскать с акционерного общества "Энергетические решения" (ИНН 7729681657, ОГРН 1117746345276) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1293/2019
Истец: АО Энергетические решения
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Третье лицо: ГУП Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4", Министерство финансов Республики Тыва, Министерство финансов РТ
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1980/20
13.03.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5620/19
20.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5441/19
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-1293/19