г. Киров |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А31-3589/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области - Шадрина А.В., по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.10.2019 по делу N А31-3589/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" (ОГРН 1033700076552, ИНН 3702008951)
к Костромской области в лице Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (ИНН 4443024537, ОГРН 1024400518548), Департамента финансов Костромской области (ИНН 4401006423, ОГРН 1024400516084)
о взыскании 1 191 454 рублей 85 копеек убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" (далее - истец, заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской области в лице Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - ответчик 1, Департамент), Департамента финансов Костромской области (далее - ответчик 2, Департамент финансов) о взыскании 1 191 454 рублей 85 копеек убытков, образовавшихся в результате применения заниженного тарифа в период с 01.01.2017 по 31.05.2017.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 11.10.2019 по делу N А31-3589/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя, при вынесении решения суд нарушил нормы материального и процессуального права. Суд в решении указал, что лицо, требующее возмещения убытков, причиненных в результате издания нормативно правового акта государственного органа, должно доказать, что нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда. При этом судом не учтено, что у Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации появились полномочия надзорного органа над региональными органами власти по установлению тарифов на тепловую энергию, по рассмотрению разногласий, по оценке нарушений действующего законодательства должностными лицами при установлении тарифов. ФАС России в пределах предоставленных ей полномочий было признано превышение полномочий Департамента по тарифам в 2016 году при установлении тарифа на тепловую энергию Обществу на 2017 год, в частности, было установлено, что тарифы приняты с нарушением пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1057, пунктов 33, 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э. Однако суд отказался применять данный правовой акт при вынесении решения. Выводы суда о том, что для возмещения вреда требуется обязательное установление судом в другом процессе нормативного акта недействительным не соответствуют установленным судом обстоятельствам дела и требованиям статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель также отмечает, что вывод суда о том, что Приказ ФАС России от 20.04.2017 N 539/17 не содержит выводов о занижении тарифа, не соответствует обстоятельствам дела.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области доводы заявителя отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент финансов в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.11.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.11.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Общество и Департамент финансов явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Представитель Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" потребителям Костромской области на 2016-2018 годы" (опубликовано 21.12.2015 на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Администрации Костромской области, источник: http://pravo.adm44.ru/view.aspx?id=1280) были установлены:
- тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" потребителям г. Костромы на 2016-2018 годы;
- долгосрочные параметры регулирования ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" (город Кострома) на 2016-2018 годы.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527 установлены следующие тарифы:
- для потребителей городской округ город Кострома (котельная микрорайон Черноречье) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1628,88 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1681,23 руб./Гкал, население (с учетом НДС) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1922,08 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1983,85 руб./Гкал;
- для потребителей городской округ город Кострома (котельная микрорайон Черноречье) через тепловые сети МУП г. Костромы "Городские сети" с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1944,41 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2012,85 руб./Гкал, население (с учетом НДС) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 2294,40 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2375,16 руб./Гкал.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2016 N 16/388 "О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527" (опубликовано 23.12.2016 на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Администрации Костромской области, источник: http://pravo.adm44.ru/view.aspx?id=2442) установлены следующие тарифы:
- для потребителей городской округ город Кострома (котельная микрорайон Черноречье) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1497,62 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1485,95 руб./Гкал, население (с учетом НДС) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1767,19 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1753,42 руб./Гкал;
- для потребителей городской округ город Кострома (котельная микрорайон Черноречье) через тепловые сети МУП г. Костромы "Городские сети" с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1813,15 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1813,15 руб./Гкал, население (с учетом НДС) с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 2139,52 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2139,52 руб./Гкал.
Общество, не согласившись с уменьшением тарифа, 16.01.2017 обратилось в Федеральную антимонопольную службу России (далее - ФАС России) с заявлением об отмене принятого Департаментом постановления N 16/388 от 19.12.2016, как незаконного (т. 1, л.д. 35-38).
Приказом ФАС России от 20.04.2017 N 539/17 (т. 1, л.д. 39-41) требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление Департамента от 19.12.2016 N 16/38 отменено с 01.06.2018, как принятое органом регулирования с превышением полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования. При этом ФАС России указал, что Департаментом были нарушены пункт 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункты 33 и 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
Департаменту предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.06.2017 решение о внесении изменений в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527 в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения и настоящим приказом, без изменения иных, ранее учтенных и не указанных в настоящем приказе параметров расчета необходимой валовой выручки и тарифов Общества.
Во исполнение Приказа ФАС России Департаментом вынесено Постановление от 19.05.2017 N 17/68 (опубликованное 22.05.2017 на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Администрации Костромской области (источник публикации: http://pravo.adm44.ru/view.ast)x?id=2857), которым установлены следующие тарифы:
- для потребителей городской округ город Кострома (котельная микрорайон Черноречье) с 01.01.2017 по 31.05.2017 - 1497,62 руб./Гкал, с 01.06.2017 по 30.06.2017 - 1584,47 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1642,80 руб./Гкал, население (с учетом НДС) с 01.01.2017 по 31.05.2017 - 1767,19 руб./Гкал, с 01.06.2017 по 30.06.2017 - 11869,67 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1938,50 руб./Гкал;
- для потребителей городской округ город Кострома (котельная микрорайон Черноречье) через тепловые сети МУП г. Костромы "Городские сети" с 01.01.2017 по 31.05.2017 - 1813,15 руб./Гкал, с 01.06.2017 по 30.06.2017 - 1900,00 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1970,00 руб./Гкал, население (с учетом НДС) с 01.01.2017 по 31.05.2017 - 2139,52 руб./Гкал, с 01.06.2017 по 30.06.2017 - 2242,00 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2324,60 руб./Гкал.
Как указывает истец, обоснованный тариф был установлен только с 01.06.2017, а в течение первых пяти месяцев 2017 года истец реализовывал тепловую энергию по заниженному необоснованному тарифу.
Общество от БМК м-на Черноречье реализовало в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 13718,54 Гкал тепловой энергии, что по тарифам, установленным отмененным Постановлением Департамента от 19.12.2016 N 16/388, составило выручку 24 445 811 рублей 16 копеек.
Реализовав в указанный период тепловую энергию по тарифу, установленному в соответствии с нормативными документами, выручка Общества составила бы 25 637 266 рублей 01 копейка.
Согласно расчету истца недополученный доход составил 1 191 454 рубля 85 копеек (т. 1, л.д. 61).
Указывая, что в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 из-за применения заниженного тарифа Общество понесло убытки, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку убытки являются мерой ответственности, по делам о взыскании убытков, возникших как в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случае причинения вреда, истец должен доказать наличие таких обстоятельств как противоправность действий (бездействия) ответчика; факт и размер понесенного ущерба; причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками; наличие вины ответчика.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23 (далее - Постановление N 23) разъяснено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В рассматриваемом случае истцом ко взысканию предъявлены убытки, возникшие в связи с оказанием регулируемого вида деятельности, а именно поставкой тепловой энергии.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в пунктах 2.1 -2.3 статьи 8 данного Закона. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), долгосрочные параметры регулирования - параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются; необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что приказ ФАС России от 20.04.2017 N 539/17 в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обладает преюдициальным значением для арбитражного суда, не доказывает признания постановления Департамента от 19.12.2016 N 16/388 недействующим как противоречащим акту, имеющему высшую юридическую силу, поскольку ФАС России не обладает полномочиями по признанию нормативно-правовых актов недействующими; материалы дела не содержат доказательства того, что постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2016 N 16/388 в установленном порядке признан недействующим.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2016 N 16/388 "О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527" внесены изменения в долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям города Костромы на 2016-2018 годы.
Указанным постановлением были скорректированы тарифы на тепловую энергию на 2017 год в сторону их уменьшения.
Общество, не согласившись с уменьшением тарифа, 16.01.2017 обратилось в ФАС России с заявлением об отмене принятого Департаментом постановления N 16/388 от 19.12.2016, как незаконного (т. 1, л.д. 35-38).
Приказом ФАС России от 20.04.2017 N 539/17 (т. 1, л.д. 39-41) требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление Департамента от 19.12.2016 N 16/38 отменено с 01.06.2018, как принятое органом регулирования с превышением полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования.
При этом ФАС России указал, что Департаментом были нарушены пункты 52 Основ ценообразования, 33 и 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
Департаменту предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.06.2017 решение о внесении изменений в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527 в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения и настоящим приказом, без изменения иных, ранее учтенных и не указанных в настоящем приказе параметров расчета необходимой валовой выручки и тарифов Общества.
Согласно положениям части 7 статьи 10 Закона о теплоснабжении решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), принятое им с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отмены решений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию".
Пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 определяет, что ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, и рассматривает заявления об отмене таких решений органов исполнительной власти субъектов в соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123.
Так, согласно Постановлению Правительство РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службы" (далее - Положение о ФАС России) антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 5.3.1.1 Положения о ФАС России); за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (пункт 5.3.1.22 Положения о ФАС России); осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении (пункт 5.3.32 Положения о ФАС России); урегулирует в досудебном порядке споры, связанные с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях цен (тарифов), если федеральными законами не установлено иное (пункт 5.3.35 Положения о ФАС России).
Таким образом, ФАС России в пределах своей компетенции по осуществлению контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) издало Приказ от 20.04.2017 N 538/17 "Об отмене постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2016 N 16/388 "О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527".
Доказательств того, что указанный приказ ФАС России был оспорен или отменен в материалы дела не представлено.
Напротив, во исполнение Приказа ФАС России от 20.04.2017 N 538/17 Департаментом вынесено Постановление от 19.05.2017 N 17/68, опубликованное 22.05.2017 на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Администрации Костромской области, которым тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям города Костромы на 2016-2018 годы (приложение N1), утвержденные постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/527 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" (в редакции постановлений Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 14.01.2016 N 16/03, от 19.02.2016 N 16/388), изложены в новой редакции.
Указанным постановлением были скорректированы тарифы на тепловую энергию на 2017 год в сторону их увеличения, в том числе тариф на первое полугодие 2017 года (с 01.06.2017 по 30.06.2017).
Из выписки заседания правления департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области лот 19.05.2017 N 17 (т. 1 л.д. 130-131) следует, что изменения в постановление Департамента от 18.12.2015 N 15/527 вносятся во исполнение приказа ФАС России с целью устранения допущенных нарушений.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Общество в период с 01.01.20107 по 31.05.2017 реализовало тепловую энергию потребителям города Костромы по заниженному тарифу, установленному Постановлением Департамента от 19.12.2016 N 16/388, которое впоследствии было отменено ФАС России в пределах своей компетенции по осуществлению контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов); разница от реализации продажи тепловой энергии по необоснованному заниженному тарифу с 01.01.2017 по 31.05.2017 Департаментом не была учтена при установлении новых тарифов на последующие периоды регулирования; доказательств того, что Общество получило какую-либо компенсацию разницы между стоимостью тепловой энергии, реализованной с 01.01.2017 по 31.05.2017 по уменьшенному тарифу и стоимостью этой тепловой энергии, рассчитанной по обоснованному тарифу, принятому Департаментом по тарифам только с 01.06.2017, в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в завяленном размере.
Методика расчета убытков ответчиками не оспорена, контррасчет не представлен.
По смыслу позиции, изложенной в пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на коммунальные ресурсы, соответственно, субъектом, обязанным возместить расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение - по общему правилу субъектом Российской Федерации.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", согласно которому по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда убытки подлежат возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Принимая во внимание доводы, что финансовый орган субъекта Российской Федерации привлечен к участию в деле в качестве ответчика, суд признает заявленные убытки подлежащими взысканию с субъекта Российской Федерации - Костромская область в лице Министерства финансов за счет средств казны.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Костромской области от 11.10.2019 по делу N А31-3589/2019 - отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Ввиду удовлетворения иска и апелляционной жалобы истца на Министерство финансов подлежат отнесению расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" удовлетворить.
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.10.2019 по делу N А31-3589/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" удовлетворить.
Взыскать с субъекта Российской Федерации Костромская область в лице департамента финансов Костромской области за счет казны 1 191 454 рубля 85 копеек убытков, 27 915 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-3589/2019
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" в лице Филиала ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" "Костромской"
Ответчик: Костромская области в лице Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Костромская область в лице Департамента финансов КО