г. Санкт-Петербург |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А26-5466/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35287/2019) администрации Сортавальского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2019 по делу N А26-5466/2019 (судья Богданова О.В.), принятое
по иску акционерного общества "ТНС энерго Карелия"
к администрации Сортавальского муниципального района
о взыскании
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Сортавальского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 89 643 руб. 94 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии, поставленной в жилые помещения, принадлежащие муниципальному образованию.
Истец заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 61 930 руб. 15 коп. и ходатайство об отказе от иска в части взыскания задолженности по оплате электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, расположенных: п. Кааламо, ул. Центральная, д.2а, ком. 12 за период с мая 2017 года по январь 2019 года в сумме 10 164 руб.; п. Кааламо, ул. Центральная, д.2а, ком. 39 за период с апреля 2016 года по ноябрь 2018 года в сумме 11 202 руб. 32 коп.
Суд принял отказ истца от указанной части исковых требований и прекратил по ним производство.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2019 исковые требования удовлетворены в сумме 61 930 руб. 15 коп. за счет средств казны муниципального образования.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
По мнению Администрации, она является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. спорные жилые помещения числились в реестре муниципальной собственности МО Сортавальский муниципальный район, а не в собственности Администрации, за которой данные помещения не закреплены на каком-либо вещном праве; договор энергоснабжения между истцом и ответчиком не заключен.
Администрация полагает, что являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, она имеет статус казенного учреждения и не может нести ответственность по обязательствам муниципального образования.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом, своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие согласно статьям 121, 156 АПК РФ.
От истца поступил письменный отзыв на жалобу, в котором изложены возражения против ее удовлетворения, а также ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что предметом иска является требование истца о взыскании с Администрации задолженности в сумме 61 930 руб. 15 коп. по оплате потребленной электрической энергии, поставленную в жилые помещения, принадлежащие муниципальному образованию, в том числе:
- задолженность по лицевому счету N 100808900617 (г. Сортавала, п. Рюттю, ул. 14 км, д.4, кв.1) за период с марта 2016 г. по ноябрь 2018 г. в размере 8 437,41 руб.;
- задолженность по лицевому счету N 100808900649 ( г. Сортавала, п. Рюттю, ул. 14 км. д.21, кв.1) за период с июля 2017 г. по сентябрь 2018 г. в размере 3947,92 руб.;
- задолженность по лицевому счету N 100808900645 (г. Сортавала, п. Рюттю, ул. 14 км, д.22, кв.2) за период с июля 2017 г. по август 2018 г. в размере 15 544,36 руб.;
- задолженность по лицевому счету N 100800200542 (г. Сортавала. п. Кааламо, ул. Центральная. д.2А, ком.8,) за период с апреля 2016 г. по нюнь 2016 г.,
август 2016 г., с февраля 2017 г. но ноябрь 2017 г., январь 2019 г. в размере 5845,80 руб.;
- задолженность по лицевому счету N 100800200528 (п. Кааламо. ул. Центральная, д.2А, ком.24) за период с апреля 2016 г. по ноябрь 2018 г. в размере 14 607,64 руб.;
- задолженность по лицевому счету N 100800200541 (г. Сортавала, п. Кааламо, ул. Центральная, д.2А, ком.37) за период с апреля 2016 г. по январь 2017 г. в размере 656,75 руб.;
- задолженность по лицевому счету N 100882011219 (г. Сортавала, п. Рускеала, ул. Школьная, Д.21А, кв.4) за период с апреля 2017 г. по январь 2018 г. в размере 1 669,03 руб.;
-задолженность по лицевому счету N 100800200518 (г. Сортавала. п. Кааламо, ул. Центральная, д.2А. ком.5а,)за период с апреля 2016 г. по ноябрь 2018 г. в размере 11 221,24 руб.
Рассматривая дело, суд установил, что истец, являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, обеспечивал электрической энергией многоквартирные дома, в которых расположены жилые помещения, собственником которых является муниципальное образование "Сортавальский муниципальный район".
Наличие долга по оплате электрической энергии у собственника данных жилых помещений, в которых в спорный период никто не был зарегистрирован, явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что спорные жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования, в установленном порядке в спорный период не заселены, в связи с чем именно Администрация обязана производить оплату потребленного коммунального ресурса.
С учетом представленных ответчиком и по запросу суда регистрационным органом сведений о регистрации граждан, истец уточнил исковые требования, исключив задолженность в отношении помещений по адресам п. Кааламо, ул. Центральная, д.2а, ком. 12 и ком. 39; уточнил период взыскания задолженности в отношении помещения по адресу п. Кааламо, ул. Центральная, д.2а, ком.8а.
Возражения ответчика в отношении помещения по адресу п. Кааламо, ул. Центральная, д.2а, ком. 37 отклонены судом, поскольку представлены сведения о регистрации с 17.02.2017, то есть за пределами заявленного периода (с апреля 2016 г. по январь 2017 г.).
Отклонен судом и довод ответчика о том, что помещения по адресам: г. Сортавала, п. Рюттю, ул. 14 км. д.4 кв. 1, д.21, кв.1, 2, не принадлежат муниципальному образованию как противоречащий постановлению Правительства Республики Карелия от 03.08.2015 N 238-П.
Проверив заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям с марта по май 2016 года, суд пришел к выводу о том, что срок исковой давности не пропущен, так как истец обратился к ответчику с претензией в порядке части 5 статьи 4 АПК РФ 27.02.2019, то есть в пределах трехлетнего срока с момента возникновения у ответчика обязательства по оплате потребленной электрической энергии.
Выводы суда первой инстанции апелляционный суд считает правильными. а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. (далее - Правила N 354), потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
По смыслу положений п. 2 Правил N 354 в качестве потребителей могут выступать как физические, так и юридические лица, владеющие на законном нраве жилыми или нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
При этом в силу пп. "а" п. 3 Правил N 354 коммунальные услуги предоставляются собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. 6 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В силу п. 7 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, для признания договора заключенным наличие письменного договора не является обязательным, достаточно совершения потребителем конклюдентных действий, свидетельствующих о намерении потреблять услуги или факта потребления услуг.
В силу ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке, расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
С учетом изложенного ответчик в силу закона обязан оплачивать расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения спорных жилых помещений.
Отклоняется как необоснованный и довод апелляционной жалобы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Согласно абз. 1.2.3 ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Устава Сортавальского муниципального района, администрация Сортавальского муниципального района является юридическим лицом, действует па основании настоящего Устава и в соответствии с Положением, утверждаемым Советом Сортавальского муниципального района.
Администрация Сортавальского муниципального района как юридическое лицо имеет собственный расчетный счет.
Муниципальное образование "Сортавальский муниципальный район" в соответствии с ст. 15 Бюджетного кодекса РФ имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Как следует из части 1 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительные органы Государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают исполнение бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 28 Устава Сортавальского муниципального района, администрация Сортавальского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган Сортавальского муниципального района.
В п. 1 ч.1 ст. 29 Устава Сортавальского муниципального района указано, что к полномочиям администрации Сортавальского муниципального района относится решение вопросов местного значения Сортавальского муниципального района, в том числе обеспечение составления проекта бюджета Сортавальского муниципального района, его исполнения и составления бюджетной отчетности, формирование муниципального задания в соответствии с бюджетным законодательством, управление муниципальным долгом.
Таким образом, именно Администрация является надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску.
Решением по настоящему делу задолженность по оплате потребленной электрической энергии взыскана с администрации Сортавальского муниципального района за счет средств казны муниципального образования "Сортавальский муниципальный район".
Таким образом, указанным решением на администрацию Сортавальского муниципального района как на исполнительно-распорядительный орган Сортавальского муниципального района, возложена обязанность по оплате образовавшейся задолженности за счет средств казны муниципального образования "Сортавальский муниципальный район", а не за счет собственных средств Администрации, следовательно, права администрации Сортавальского муниципального района не нарушены.
В силу части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу п. 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) не допускается.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик не оспаривал наличия между сторонами договора энергоснабжения и не ссылался на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Учитывая, что нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, а изложенные в решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2019 по делу N А26-5466/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5466/2019
Истец: АО "ТНС энерго Карелия"
Ответчик: Администрация Сортавальского муниципального района
Третье лицо: Подразделение по вопросам миграции отделения МВД РФ по Сортавальскому району