г. Хабаровск |
|
20 декабря 2019 г. |
А73-12704/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кильдюшевской Д.А.
при участии в заседании:
от межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: Самойлова О.А. представитель по доверенности от 19.04.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый союз": Гаврилина А.И. представитель по доверенности от 30.03 2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый союз"
на решение от 13.09.2019
по делу N А73-12704/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый союз"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Торговый союз" (ОГРН 1132724011144, ИНН 2724183401) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.09.2019 заявленные требования управления удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 13.09.2019 по делу N А73-12704/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.09.2019 по делу N А73-12704/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное разбирательство в порядке статьи 158 АПК 22.10.2019 откладывалось на 19.11.2019, а затем на 19.12.2019.
В порядке статьи 18 АПК РФ в составе суда: Харьковская Е.Г., Сапрыкина Е.И., Тищенко А.П. в связи с отпуском и командировкой судей произведена замена: Харьковская Е.Г., Вертопрахова Е.В., Швец Е.А. определением от 16.12.2019, после чего судебное разбирательство произведено с самого начала.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Закон N 171-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закон
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Необходимое содержание лицензии отражено в статье 19 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ - розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещено. Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования Закона N 171-ФЗ несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Пять звезд" и Компания" имеет лицензию ХБ 0007706 N 27РПО0001014 от 18.12.2017, выданную комитетом потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности правительства Хабаровского края, сроком действия до 20.12.2018, по месту нахождения обособленного подразделения организации, в которой имеется ограничение в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции.
Должностным лицом межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу в ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО "Торговый союз" в нарушение подпункта 4 пункта 3.1 статьи 20, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) 22.09.2018, 31.10.2018, 28.11.2018, 19.12.2018, осуществляло поставку алкогольной продукции по коду 229 коньяк и арманьяк, реализуемые в бутылках, с содержанием этилового спирта 40% в адрес ООО "Пять звезд и Компания": г.Хабаровск, ул. Воронежская, д. 19, кафе в гостинице.
Поставка ООО "Торговый союз" по ТТН в ООО "Пять Звезд" и Компания" отражено в Единой государственной автоматизированной системе учета алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
Таким образом, ООО "Торговый союз" осуществляя оборот (поставку) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5%, в адрес организации, имеющей лицензию на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, нарушило требования подпункта 4 пункта 3.1 статьи 20, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ. Указанное является грубым нарушением лицензионных условий и требований, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ.
Извещением от 13.05.2019 ООО "Торговый союз" было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 10.06.2019 на 14 часов 30 минут, которое вручено обществу 29.05.2019.
10.06.2019 должностным лицом управления в отношении ООО "Торговый союз" в отсутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении N у7-ап294/10 по ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ, направленный в общество 14.06.2019.
Управление в соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ обратилось о привлечении общества к ответственности в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленное требование.
В соответствии с частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно примечанию к ст. 14.17 КоАП РФ под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются: поставка этилового спирта организации, не имеющей соответствующей лицензии.
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ - поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, кроме прочего: сообщения и заявления физических и юридических лиц, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Состав административного правонарушения общества подтвержден материалами дела. Порядок и срок привлечения к ответственности не нарушен.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела отсутствуют доказательства обстоятельств, препятствующих ООО "Торговый союз" исполнению требования законодательства.
Судом по материалам дела не установлено исключительности обстоятельств для признания правонарушения малозначительным, равно как и для применения статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, посчитал возможным применить ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ и привлечь правонарушителя к административному наказанию в виде штрафа 100 000 руб. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки вывода суда.
Доводы подателя жалобы о том, что Законом N 171-ФЗ не предусмотрен
запрет поставщику на поставку алкоголя, если у покупателя имеется лицензия на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 % объема готовой продукции и лицензия обязывает именно ООО "Пять звезд и Компания" соблюдать установленные в ней ограничения, не могут быть приняты, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Факт недоказанности реализации ООО "Пять звезд и Компания" алкогольной продукции в данном случае не имеет правового значения, поскольку для наличия объективной стороны вменяемого правонарушения достаточно факта поставки спорной продукции.
Доводы жалобы о том, что ООО "Пять звезд и Компания" приобретало алкогольную продукцию для дальнейшей реализации ее в виде напитков с содержанием этилового спирта не более 16,5 % объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, не исключают наличия в действиях ООО "Торговый союз" грубого нарушения лицензионных требований, предусмотренного примечанием к статье 14.17 КоАП РФ.
Отсутствие информации о наличии (отсутствии) у контрагента соответствующей лицензии не являлось обстоятельством, освобождающим ООО "Торговый союз" от обязанности по соблюдению лицензионных требований. В отсутствие контроля за исполнением законодательства при осуществлении своей деятельности общество приняло на себя риск совершения административного правонарушения.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.09.2019 по делу N А73-12704/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12704/2019
Истец: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "ТОРГОВЫЙ СОЮЗ"