г. Челябинск |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А07-17135/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Журавлева Ю.А.,
судей Румянцева А.А., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысуевой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Вирфель Жанны Станиславовны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.09.2019 по делу N А07-17135/2019 по иску Вирфель Ж.С. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N39 по Республике Башкортостан, третье лицо - Карагулов А.А. о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС N39 по РБ и обязании снести изменения в ЕГРЮЛ.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан - Цурканова И.А. (доверенность от 26.12.2018).
Истец и третье лицо надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтового отправления, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие указанных лиц.
Вирфель Жанна Станиславовна обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС N 39 по РБ по отказу в исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о Вирфель Ж.С., как о конкурсном управляющем ООО "Башторгэнерго" и обязании внести изменения по исключению из ЕГРЮЛ сведений о Вирфель Ж.С., как о конкурсном управляющем ООО "Башторгэнерго".
Определением суда от 22.07.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Карагулов А.А.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.09.2019 (резолютивная часть от 18.09.2019) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, арбитражный управляющий Вирфель Ж.С. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконными действия ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан по отказу в исключении из ЕГРЮЛ сведений о Вирфель Ж.С. как о конкурсном управляющем ООО "Башторгэнерго". Обязать ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан области внести изменения по исключению из ЕГРЮЛ сведений о Вирфель Ж.С. как о конкурсном управляющем ООО "Башторгэнерго".
По мнению подателя жалобы, указание суда первой инстанции на то, что арбитражный управляющий Вирфель Ж.С. обращалась к Инспекции с заявлением по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 NММВ-7-6/25@ с нарушением требований, установленных в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц, поскольку такое заявление подается вновь назначенным руководителем организации, является неправомерным; заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме NР14001, однако во внесении в ЕГРЮЛ соответствующих сведений также было отказано. В результате незаконных действий Инспекции нарушены права заявителя, поскольку он обязан представлять в соответствующие органы документы бухгалтерской и налоговой отчетности, кроме того, он лишен возможности занимать должности государственной службы. Судом первой инстанции не были учтено, что Закон о банкротстве и Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривают порядка внесения изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, при прекращении дела о ее банкротстве и полномочий арбитражного управляющего. Однако отсутствие правового регулирования данного вопроса не может являться основанием для нарушения прав арбитражного управляющего (обусловленного наличием в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о нем как о конкурсном управляющем). В соответствии с пунктом 2 статьи 127 Закона о банкротстве конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве. Налоговый орган необоснованно ссылался на то, что арбитражный управляющий направил в Инспекцию заявление по форме N 14001, утвержденной приказом N ММВ-7-6/25@, с нарушениями правил оформления, поскольку такое заявление может быть подано только лицами, перечисленными в пункте 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации. В соответствии с данным пунктом конкурсный управляющий может быть заявителем только при ликвидации организации, а в рассматриваемом случае арбитражный управляющий отстранен от исполнения обязательств по делу о банкротстве ООО "Башторгэнерго" 10.10.2018, соответственно арбитражный управляющий не может являться заявителем, но так как права арбитражного управляющего нарушены налоговым органом, бездействия Инспекции по непринятию действий по исключению из ЕГРЮЛ сведений о Вирфель Ж. С. как о конкурсном управляющем ООО "Башторгэнерго", являются незаконными. Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2018 Вирфель Жанна Станиславовна освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС". Запись о недостоверности внесена 17.06.2019, то есть прошло больше года после освобождения конкурсного управляющего. Также в случае записи о недостоверности наступают неблагоприятные последствия для лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, который указан в выписке из ЕГРЮЛ, в которой внесена запись о недостоверности, например, возникают проблемы с созданием юридического лица.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.12.2019.
До начала судебного заседания от Межрайонной ИФНС N 39 по РБ поступил отзыв на апелляционную жалобу. Суд, руководствуясь статьями 184, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в приобщении к материалам дела данного отзыва, поскольку не исполнена обязанность по направлению отзыва заблаговременно лицам, участвующим в деле.
В судебном заседании представитель Инспекции просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением от 20.08.2015 г. по делу N А07-25618/2014 Арбитражный суд Республики Башкортостан ООО "Башторгэнерго" (ИНН 0277116083) признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Копыленко В.М.
Определением суда от 15.05.2018 г. Копыленко В.М. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Башторгэнерго".
Определением суда от 31.05.2018 г. (резолютивная часть от 24.05.2018 г.) конкурсным управляющим ООО "Башторгэнерго" (ИНН 0277116083) утверждена Верфель Ж.С.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2018 по делу N А07-25618/2014 Верфель Ж.С. освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Башторгэнерго".
Определением от 18.03.2019 производство по делу о банкротстве ООО "Башторгэнерго" (ИНН 0277116083) прекращено.
Между тем, как следует из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 27.03.2019 в качестве лица, имеющего право действовать от имени ООО "Башторгэнерго" без доверенности, указана конкурсный управляющий Вирфель Ж.С.
Вирфель Ж.С. 22.02.2019 направила в Межрайонную ИФНС N 39 по РБ заявление, в котором просила исключить из ЕГРЮЛ сведения о ней как о конкурсном управляющим ООО "Башторгэнерго", к письму приложена заверенная копия определения суда от 10.10.2018.
Межрайонная ИФНС N 39 по РБ по результатам рассмотрения представленных документов, приняла решение об отказе в государственной регистрации N9259А от 01.03.2019 на основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц), в связи с представлением документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
Ссылаясь на то, что регистрирующий орган был обязан самостоятельно внести в ЕГРЮЛ сведения о прекращении его полномочий как конкурсного управляющего ООО "Башторгэнерго", Вирфель Ж.С. обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Межрайонная ИФНС N 39 по РБ об отказе в государственной регистрации от 01.03.2019 N 9259А соответствуют закону и не нарушает права и законные интересы Вирфель Ж.С.
Апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении таких заявлений арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение принятым решением прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов (пункты 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно пункту 1.3 той же статьи при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления
Форма N 14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ" утверждена Приказом N ММВ-7-6/25@.
Пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Отказывая во внесение изменений в ЕГРЮЛ уполномоченный орган указал, что документ в виде заявления по форме N Р14001, при оформлении которого допущено нарушение, не определен Законом в качестве надлежащего документа, допустимого для представления в регистрирующий орган, данный документ не может считаться представленным заявителем в установленном Законом порядке для внесения на его основании записи, так как это приведет к искажению сведений, содержащихся ЕГРЮЛ.
Закон о банкротстве и Закон о государственной регистрации не предусматривают порядка внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, при прекращении дела о банкротстве и полномочий арбитражного управляющий. Однако отсутствие правового регулирования данного вопроса не может являться основанием для нарушения прав Вирфель Ж.С., обусловленного наличием в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о ней как о конкурсном управляющем ООО "Башторгэнерго".
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что заявление по форме N 14001, утвержденной приказом N ММВ-7-6/25@ может быть подано только лицами, перечисленными в пункте 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации. В соответствии с данным пунктом конкурсный управляющий может быть заявителем только при ликвидации организации, а в рассматриваемом случае производство по делу о банкротстве прекращено.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в материалах регистрационного дела ООО "Башторгэнерго" содержится лист записи ЕГРЮЛ от 16.07.2019 (л.д. 36), в котором указано на недостоверность сведений о Вирфель Ж.С., как о физическом лиц, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция не усматривает.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.09.2019 по делу N А07-17135/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Вирфель Жанны Станиславовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Журавлев |
Судьи |
А.А. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17135/2019
Истец: Вирфель Жанна Станиславовна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 39 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, Межрайонная ИФНС N39 по РБ
Третье лицо: Карагулов Айнур Альфритович