г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А21-7476/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28936/2019) арбитражного управляющего Бурмистрова Б.В. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.09.2019 по делу N А21-7476/2019, принятое
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
к Арбитражному управляющему Бурмистрову Б.В.
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (ИНН 3906131304, ОГРН 1043902855446 (далее - Росреестр, Управление, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Бурмистрова Бориса Владимировича (далее - Бурмистров Б.В., арбитражный управляющий) к административной ответственности по ч. 3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.
Решением суда от 03.09.2019 заявленное требование удовлетворено. Арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей и по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Не согласившись с указанным решением суда, арбитражный управляющий обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2013 по делу N А21-8758/2012 в отношении МУП ЖКХ г.Краснознаменска Калининградской области введена процедура банкротства - конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 28.02.2014 по делу N А21-8758/2012 конкурсным управляющим МУП ЖКХ г.Краснознаменска Калининградской области утвержден Бурмистров Б.В.
По результатам проведения административного расследования, возбужденного в отношении арбитражного управляющего 04 апреля 2019 года Управлением был составлен протокол N 00213919 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, поскольку управляющим допущены нарушения требований п. 4 ст. 20.3, п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве, нарушение положений п. 4, п. 5, п. 11, Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 года N 299, п. 2 ст. 129, п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве, п. 40.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60, абз. 17 п. 10 ст. 110, п. 2 ст. 129, п. 1 ст. 61.22 Закона о банкротстве.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Бурмистрова Б.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3, частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанными событие административного правонарушения и вину арбитражного управляющего, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем 1 раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Согласно п.3 ст. 193 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
11.08.2016 на собрании кредиторов МУП ЖКХ г.Краснознаменска установлена периодичность проведения собраний кредиторов должника один раз в 6 месяцев.
Как следует из материалов дела и установлено судом, конкурсным управляющим МУП ЖКХ г.Краснознаменска Бурмистровым Б.В. были проведены собрания:
- 25.11.2016 с повесткой дня: "Утверждение плана продаж части имущества должника. Принятие решения о частичном прекращении деятельности предприятия (по направлению утилизации и захоронения ТБО) и передаче полигона ТБО на баланс МО "Краснознаменский городской округ";
- 20.03.2017 с повесткой дня, в том числе: "Отчет конкурсного управляющего";
- 05.07.2017 с повесткой дня: "О списании неликвидного имущества МУП ЖКХ г. Краснознаменска Калининградской области; Утверждение правила продажи имущества МУП ЖКХ г. Краснознаменска Калининградской области путем публичного предложения";
- 28.09.2017 с повесткой дня, в том числе: "Отчет конкурсного управляющего";
- 20.10.2017 с повесткой дня, в том числе: "Отчет конкурсного управляющего";
- 14.05.2018 с повесткой дня: "Отчет конкурсного управляющего".
Конкурсный управляющий Бурмистров Б.В.:
- проводя собрание кредиторов 11.08.2016 следующее собрание кредиторов должен провести не позднее 13.02.2017. Однако только 20.03.2017 было проведено собрание кредиторов должника с повесткой дня: "Отчет конкурсного управляющего", (с нарушением срока на 44 дня).
- проводя собрание кредиторов 20.03.2017 следующее собрание кредиторов должен провести не позднее 20.09.2016. Однако только на 28.09.2017 назначено проведение собрания кредиторов должника с повесткой дня: "Отчет конкурсного управляющего" (с нарушением срока на 8 дней).
- проводя собрание кредиторов 20.10.2017 следующее собрание кредиторов должен провести не позднее 20.04.2018. Однако только 14.05.2018 было проведено собрание кредиторов должника с повесткой дня: "Отчет конкурсного управляющего" (с нарушением срока на 23 дня).
Проводя собрания кредиторов 25.11.2016, 05.07.2017 года конкурсным управляющим не был представлен собранию кредиторов отчет о своей деятельности, рассматривались только вопросы об утверждении плана продаж части имущества должника, о частичном прекращении деятельности предприятия и передаче полигона ТБО на баланс МО "Краснознаменский городской округ", о списании неликвидного имущества МУП ЖКХ г.Краснознаменска Калининградской области; утверждение правила продажи имущества МУП ЖКХ г. Краснознаменска Калининградской области путем публичного предложения".
В действиях конкурсного управляющего Бурмистрова Б.В. усматривается нарушение требования п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве, по проведению собраний кредиторов с предоставлением отчета о своей деятельности, информации о ходе конкурсного производства, финансового состояния должника и его имущества в ходе конкурсного производства с периодичностью - не реже чем один раз в три месяца.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее по тексту - Общие правила).
Согласно п. 4 Общих правил отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В соответствии с п. 5 Общих правил в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего указывается, в том числе, сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, и источниках выплаты денежного вознаграждения указанным лицам.
Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 10 Общих правил).
Согласно п.2 ст. 143 Закона о банкротстве, в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения, в том числе, о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества, о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства.
Согласно п. 11 Общих правил к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Конкурсным управляющим МУП ЖКХ г. Краснознаменска Бурмистровым Б.В. в Арбитражный суд Калининградской области в материалы дела N А21-8758/2012 о признании несостоятельным (банкротом) МУП ЖКХ г. Краснознаменска были представлены отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности от 08.08.2016, 16.03.2017, 28.09.2017, 20.10.2017, 10.05.2018, 09.11.2018, 15.02.2019.
В отчете от 08.08.2016 в разделе "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности" содержится информация о заключении договора с ООО "РАО "Оценка-Экспертиза" N б/н от 05.04.2016 для проведении оценки имущества.
Однако к отчетам конкурсного управляющего МУП ЖКХ г. Краснознаменска от 08.08.2016, 16.03.2017, 28.09.2017, 20.10.2017, 10.05.2018, 09.11.2018,15.02.2019 не приложена копия указанного договора.
В отчете от 16.03.2017 в разделе "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности" содержится информация о заключении двух договоров на проведении оценки имущества должника с привлеченным специалистом ООО "РАО - Оценка Экспертиза" N б/н от 07.12.2016 и договора на оказание юридических услуг с ООО "Альтер эго" N 05/17/ЮУ от 10.03.2017. Однако к отчетам конкурсного управляющего МУП ЖКХ г. Краснознаменска от 16.03.2017, 28.09.2017, 20.10.2017, 10.05.2018, 09.11.2018,15.02.2019 не приложены копии указанных договоров.
В отчете от 08.08.2016 в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника" содержится информация о заключении договора купли-продажи нежилого здания N 2-НИ-КП от 09.06.2016, договора купли-продажи дебиторской задолженности ООО "Управляющая компания "Наш дом" N3-Д-КП от 09.06.2019.
Однако к отчетам конкурсного управляющего МУП ЖКХ г.Краснознаменска от 08.08.2016, 16.03.2017, 28.09.2017, 20.10.2017, 10.05.2018, 09.11.2018,15.02.2019 не приложены копии указанных договоров.
В отчете от 10.05.2018 в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника" содержится информация о заключении договора купли-продажи ДЗ-42Г на базе трактора ДТ-75-М N 13/КП-2017 от 03.04.2017, договора купли-продажи экскаватора-погрузчика ЭП-Ф-П-Беларус N 14/КП-2017 от 03.04.2017, договора купли-продажи ГАЗ 6611 ММ 3903 N 15/КП-2017 от 03.04.2017, договора купли-продажи экскаватора N 16/КП-2017 от 03.04.2017, договора купли-продажи сварочного агрегата N 17/КП-2017 от 22.05.2017.
Однако к отчетам конкурсного управляющего МУП ЖКХ г.Краснознаменска от 10.05.2018, 09.11.2018,15.02.2019 не приложены копии указанных договоров.
Кроме того, в отчетах от 28.09.2017, 20.10.2017 информация о реализации вышеуказанного имущества отсутствует.
В отчетах конкурсного управляющего МУП ЖКХ г. Краснознаменска от 08.08.2016, 16.03.2017, 28.09.2017, 20.10.2017, 10.05.2018, 09.11.2018,15.02.2019 в разделе "Сведения о работниках должника" указана информация об увольнении работников в период с 2013 по 2018 год включительно.
К отчетам конкурсного управляющего не приложены копии приказов об увольнении работников должника.
Действуя недобросовестно, конкурсный управляющий Бурмистров Б.В. в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства не отразил сведения о реализации имущества должника и не приложил копии документов, подтверждающих в них сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет.
Согласно п. 2 ст. 133 Закона о банкротстве на основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном ст. 134 названного Закона, то есть с соблюдением очередности.
Данные положения являются мерами контроля за движением денежных средств в ходе конкурсного производства, а также устанавливают порядок осуществления финансовых операций должника.
Из указанных положений закона следует, что все денежные операции (выплаты, предназначенные кредиторам, а также для зачисления всех поступлений должнику) в период конкурсного производства должны осуществляться только через расчетный счет должника, на проведение расчетов иным образом конкурсному управляющему установлен запрет.
Ведение расчетов через кассу предприятия допускается при ведении хозяйственной деятельности предприятия, однако при процедуре конкурсного производства Закон о банкротстве исключений не делает.
В рамках проводимого административного расследования установлено, что часть расчетов осуществлялись через кассу организации-должника, минуя расчётный счёт должника.
Так, согласно отчету конкурсного управляющего Бурмистрова Б.В. о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства в МУП ЖКХ г.Краснознаменска от 15.02.2019 в разделе "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений" и отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 15.02.2019 указано, что от реализации имущества поступили денежные средства:
-04.04.2017 от Говорова В.Н. поступили денежные средства в размере 25 000 рублей по договору N 13/КП-2017 от 03.04.2017;
-04.04.2017 от Воинова Е.Л. поступили денежные средства в размере 228 000 рублей по договору N 14/КП-2017 от 03.04.2017;
-04.04.2017 от Воинова Е.Л. поступили денежные средства в размере 30 000 рублей по договору N 15/КП-2017 от 03.04.2017;
-04.04.2017 от Авилова Е.В. поступили денежные средства в размере 50 000 рублей по договору N 16/КП-2017 от 03.04.2017;
-22.05.2017 от Дедик А. А. поступили денежные средства в размере 1 500 рублей по договору N 17/КП-2017 от 22.05.2017;
-24.10.2017 от Авилова Е.В. поступили денежные средства в размере 30 000 рублей по договору N 17/КП-2017 от 24.10.2017;
-24.10.2017 от Говорова А.В.. поступили денежные средства в размере 20 000 рублей по договору N 18/КП-2017 от 24.10.2017.
Согласно выписки по расчетному счету МУП ЖКХ г.Краснознаменска N 40702810820250100106 вышеуказанные денежные средства не поступали на расчетный счет должника. Документы, подтверждающие зачисление на расчетный счет должника указанных выше денежных средств арбитражным управляющим Бурмистровым Б.В. ни в Управление, ни в Арбитражный суд не представлены.
Действия конкурсного управляющего Бурмистрова Б.В. по использованию кассы должника, минуя расчетный счет, являются неправомерными и противоречат требованиям п. 1, 2 ст. 133 Закона о банкротстве.
Довод арбитражного управляющего о том, что в период исполнения им своих обязанностей кассы на предприятии не было, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку факт наличия кассы на предприятии установлен Арбитражным судом Калининградской области по делу А21-8758/2012 в определении от 07.02.2019. Конкурсным управляющим использовалась касса должника, минуя его основной расчетный счет. При этом денежные средства на расчетный счет МУП ЖКХ г.Краснознаменска не вносились, первичные документы об их расходовании в материалы дела не представлены.
Поскольку требование статьи 133 Закона о банкротстве является императивным и его неисполнение признается нарушением арбитражным управляющим соответствующих положений Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о банкротстве удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном указанным законом.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве).
В силу пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности (в редакции, применяемой к данным отношениям):
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
В силу пункта 5 статьи 134 Закона о банкротстве при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, и принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен осуществлять удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
В пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее - Обзор), указано, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Согласно выписки по расчетному счету МУП ЖКХ г.Краснознаменска N 40702810820250100106, открытому в КАЛИНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8626 ПАО СБЕРБАНК, с 20.12.2016 конкурсным управляющим Бурмистровым Б.В. на выплату заработной платы направлено 1 909 157,62 рублей.
Вместе с тем, конкурсный управляющий Бурмистров Б.В., осуществляя платежи по заработной плате, не производил выплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за предыдущие календарные месяцы.
Конкурсным управляющим Бурмистровым Б.В. в налоговый орган представлен 11.10.2017 расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2017, согласно которому начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование всего в сумме 386 533,19 рублей (строка 11 060 1), которая конкурсным управляющим не погашалась.
В данном случае конкурсным управляющим нарушена очередность погашения задолженности по текущим платежам внутри одной очереди. Так, одновременно с перечислением заработной платы за первый месяц конкурсный управляющий должен был уплатить в бюджет сумму по страховым взносам за этот период, после чего он вправе был производить расчеты по заработной плате за следующий месяц.
Данные обстоятельства свидетельствуют о допущении конкурсным управляющим нарушений пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве, выразившиеся в нарушении календарной очередности погашения текущих платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 133 Закона о банкротстве императивно устанавливает необходимость зачисления всех денежных поступлений в период конкурсного производства на единственный расчетный счет должника и возможность выплат кредиторам в период конкурсного производства только с использованием данного расчетного счета.
Пунктом 3 статьи 138 Закона о банкротстве установлено, что конкурсный управляющий открывает в кредитной организации отдельный счет должника, который предназначен только для удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, в соответствии с настоящей статьей (специальный банковский счет должника).
В сообщении о продаже имущества должника указывается, в том числе, размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток (пункт 10 статьи 110 Закона о банкротстве).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60) для обеспечения исполнения обязанности по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника, внешний или конкурсный управляющий по аналогии с пунктом 3 статьи 138 Закона о банкротстве открывает отдельный банковский счет должника.
В договоре такого банковского счета должника указывается, что денежные средства, находящиеся на этом счете, предназначены для погашения требований о возврате задатков, а также для перечисления суммы задатка на основной счет должника в случае заключения внесшим его лицом договора купли-продажи имущества должника или наличия иных оснований для оставления задатка за должником.
Таким образом, для зачисления задатков конкурсным управляющим должен быть открыт отдельный счет должника.
Организатором торгов конкурсным управляющим МУП ЖКХ г. Краснознаменска Бурмистровым Б.В. на сайте ЕФРСБ размещены объявления от 02.12.2016 за N 1458088 и от 07.04.2017 за N 1718349 о проведении торгов по продаже имущества должника.
В данных сообщениях указаны реквизиты для перечисления задатка: получатель Бурмистров Борис Владимирович р/с 40817810233060011317 открытый в ВТБ24. т.е. для перечисления задатка указан расчетный счет арбитражного управляющего, в то время как законодательство указывает, что для обеспечения исполнения обязанности должника по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника, конкурсный управляющий по аналогии с пунктом 3 статьи 138 Закона о банкротстве открывает отдельный банковский счет должника. Внесение задатков на расчетный счет конкурсного управляющего противоречит п. 40.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 и нарушает права кредиторов, поскольку лишает кредиторов возможности контролировать ход проведения торгов, а именно количество и сумму внесенных задатков.
Таким образом, действуя недобросовестно и неразумно, конкурсный управляющий должника Бурмистров Б.В. нарушил требования п. 40.2 Постановления Пленума ВАС.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве).
Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном п. 3 - 19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет имущества должника.
В соответствии с абзацем 17 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
Организатором торгов конкурсным управляющим МУП ЖКХ г.Краснознаменска Бурмистровым Б.В. на сайте ЕФРСБ размещены объявления от 02.12.2016 за N 1458088 и от 07.04.2017 за N 1718349 о проведении торгов по продаже имущества должника.
Вместе с тем, проект договора купли-продажи и договор о задатке, подписанный электронной подписью, не размещен арбитражным управляющим Бурмистровым Б.В. в указанных сообщениях, что подтверждается ответом из ЕФРСБ от 23.05.2019 N 1Б9168.
Таким образом, действуя недобросовестно, арбитражный управляющий Бурмистров Б.В. не включил проект договора купли-продажи и договор о задатке в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
В соответствии с п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан, в том числе:
- принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
- включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;
В соответствии с п.2 ст.3 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (п. 7 ст.3 ГК РФ).
Система законодательства о банкротстве включает нормы ГК РФ, Закон о банкротстве и подзаконные нормативные акты, подлежащие обязательному исполнению арбитражным управляющим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 N 15802/06)
Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 года N 49 утверждены методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания).
Данные методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформление ее результатов (п. 1.1).
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (пункт 2.5 Методических указаний).
Арбитражным управляющим Бурмистровым Б.В. проведена инвентаризация основных средств и дебиторской задолженности МУП ЖКХ г. Краснознаменска, 20.06.2017 составлены инвентаризационные описи основных средств - зданий, сооружений, оборудования, автотранспорта (корректировка), акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, следовательно, сведения о результатах инвентаризации Бурмистров Б.В. обязан был включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее 23.06.2017.
Вместе с тем, конкурсным управляющим Бурмистровым Б.В. сообщение о результатах инвентаризации имущества должника включено в ЕФРСБ только 03.07.2017, что подтверждается ответом из ЕФРСБ от 23.05.2019 N 1Б9168.
Таким образом, действуя не добросовестно и не разумно, конкурсный управляющий Бурмистров Б.В., несвоевременно включил в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации МУП ЖКХ г. Краснознаменска.
Согласно п.1 ст. 61.22 Закона о банкротстве сведения о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, которые поданы с 1 июля 2017 года, производится по правилам ст. 61 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) ".
Пунктом 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178, установлено, что в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
15.02.2019 конкурсный управляющий МУП ЖКХ г. Краснознаменска Бурмистров Б.В. обратился в суд с заявлением о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности
Таким образом, сообщение о подаче заявления о привлечении к ответственности должны были быть включены арбитражным управляющим Бурмистровым Б.В. ЕФРСБ не позднее трех рабочих дней, т.е. не позднее 20.02.2019.
Вместе с тем, конкурсным управляющим Бурмистровым Б.В. сообщение о подаче вышеуказанного заявления в ЕФРСБ не включено, что подтверждается ответом из ЕФРСБ от 23.05.2019 N 1Б9168
Таким образом, действуя недобросовестно, конкурсный управляющий Бурмистров Б.В. при проведении процедуры банкротства в МУП ЖКХ г. Краснознаменска не выполнил обязанность по включению в ЕФРСБ сведений о подаче заявления о привлечении к ответственности.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2017 по делу N А21-8944/2017 арбитражный управляющий Бурмистров Б.В. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения.
Следовательно, вышеуказанные нарушения законодательства о банкротстве, которые нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, совершенные Бурмистров Б.В. являются повторными в силу ст. 4.6 КоАП РФ.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ
Суду не представлено доказательств принятия управляющим исчерпывающих мер, направленных на недопущение правонарушений, что свидетельствует о его вине (ст. 2.1 КоАП РФ).
Порядок производства и срок давности привлечения к административной ответственности управлением соблюдены.
В рассматриваемом случае назначенное арбитражному управляющему административное наказание виде административного штрафа в размере 25 000 руб. и дисквалификации сроком на 6 месяцев отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Обстоятельств, являющихся основанием для освобождения арбитражного управляющего от ответственности, в том числе по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, апелляционным судом не установлено.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.09.2019 по делу N А21-7476/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7476/2019
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по К/о
Ответчик: А/у Бурмистров Борис Владимирович, к/у Бурмистров Борис Владимирович