г. Владимир |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А43-21635/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Александровой О.Ю., Устиновой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2019 по делу N А43-21635/2019, принятое по исковому заявлению администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области (ИНН 5201003120, ОГРН 1025202209185) к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449), с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства лесного хозяйства, Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Государственный лесной реестр Нижегородской области", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, об обязании Департамента лесного хозяйства Нижегородской области исключить сведения из государственного лесного реестра,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации - Похмельновой В.Ю. по доверенности от 09.01.2019 N 01-01-25/168 сроком до 31.12.2019,
от Департамента - Золотаревой И.А. по доверенности от 25.01.2019 N 7 сроком на 3 года, представлен диплом N ВСБ 0801194 от 22.06.2004 ГОУ ВПО "Нижегородский коммерческий институт",
установил:
администрация Ардатовского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об обязании Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) исключить из государственного лесного реестра сведения о землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса на территории поселений Ардатовского муниципального района площадью 116 га.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Государственный лесной реестр Нижегородской области", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Решением от 13.09.2019 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявленного Администрацией требования отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что сведения в государственном лесном реестре не соответствуют фактическим обстоятельствам и внесение сведений в государственный лесной реестр о землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса площадью 116 га, является ошибочным.
Представитель Администрации в судебных заседаниях поддержал изложенную позицию, настаивал на отмене обжалуемого решения. Представитель Департамента в судебном заседании и в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, возразил против доводов заявителя, указал на несоблюдение Администрацией процедуры обращения за внесением изменений в государственный лесной реестр, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация обратилась к Департаменту с письмом от 29.01.2019 N 01-01-280 об исключении из государственного лесного реестра земельных участков площадью 116 га, числящихся как площадь, занятая городскими лесами Ардатовского муниципального района.
В обоснование данного обращения было указано, что на основании решений исполнительного комитета Ардатовского районного Совета народных депутатов N 67 от 04.04.1991, N 154 от 25.06.1991, N 93 от 23.04.1991 в границах населенных пунктов установлено:
1) в разделе "Лес" основную цифру зеленых насаждений составляют кустарники - 60, 25 га.
2) площадь рекреационных зон, находящихся в границах населенных пунктов городских и сельских поселений, составляет 55,75 га.
В письме Федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2018 N АВ-03-27/22003 обозначено 116 га городских лесов.
В связи с изложенным Администрация письмом от 29.01.2019 N 01-01-280 просила Департамент исключить из государственного лесного реестра 116 га городских лесов, приложив к обращению копии вышеназванных решений исполкома и план-график предоставления в Рослесхоз материалов по определению количества лесопарков и установлению их границ.
Письмом от 08.02.2019 N Исх-414-26562/19 Департамент ответил отказом в связи с отсутствием оснований, предусмотренных приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения".
Поскольку Департамент мер к внесению изменений в государсвтенный лесной реестр по указанному обращению не принял, Администрация обратилась в суд настоящим с заявлением, в обоснование которого также указало следующее.
Согласно утвержденных в 2016 году генеральных планов городских и сельских поселений Ардатовского муниципального района (городское поселение рабочий поселок Ардатов, городское поселение рабочий поселок Мухтолово, Кужендеевский сельсовет, Личадеевский сельсовет, михеевский сельсовет, Саконский сельсовет, Стексовский сельсовет, Хрипуновский сельсовет) на территориях населенных пунктов, площадей, занятых лесами, не имеется.
В соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки сельских поселений, в границах населенных пунктов района утверждены рекреационные зоны, территориальные зоны: Р-1 "Зона зеленых насаждений общего пользования", Р-2 "Зона природных территорий".
Администрация настаивает на том, что сведения в государственном лесном реестре не соответствуют фактическим обстоятельствам и внесение сведений в государственный лесной реестр о землях населенных пунктов, на которых расположены леса, площадью 116 га, является ошибочным.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации Спасского муниципального района Нижегородской области с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Департамента оснований для внесения предложенных обществом изменений в сведения государственного лесного реестра.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходил из следующего.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Как предусмотрено частью 2 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ).
К защитным лесам в соответствии со статьей 111 ЛК РФ относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Выделяются следующие категории защитных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;
4) ценные леса;
5) городские леса.
К городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (статья 116 ЛК РФ).
Как установлено статьей 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (пункт 26); отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (пункт 39).
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2).
В соответствии с частью 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, в порядке, утвержденном Приказом Минприроды России от 15.01.2019 N 10 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496" (далее - Приказ N 10).
Так, изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:
* выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;
* обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу (пункт 12 Приказа N 10).
Пунктом 13 Приказа N 10 установлено, что уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В силу части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как верно указано судом первой инстанции, на момент обращения Администрации с заявлением об исключении из государственного лесного реестра недостоверной информации об отнесении спорной площади земель населенных пунктов к городским лесам порядок внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр определялся Перечнем, формами и порядком подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (утв. Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496) (далее - Порядок N 496).
Так, согласно пункту 2.1 Порядка N 496 одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3). Основанием для оформления указанных актов и внесения в них документированной информации является различная первичная документация, перечень которой приведен в пункте 2.2 Порядка N 496.
Согласно пункту 4.3 Порядка N 496 Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.
В данном случае, Администрация при обращении в Департамент с заявлением об исключении сведений из государственного лесного реестра акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию не составляла, уполномоченный орган для натурного обследования и составления акта не вызывала, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, Администрацией до обращения с настоящим заявлением в суд процедура определения количества лесного фонда находящегося на территории Ардатовского муниципального района проведена не была, процедура внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, предусмотренная законодательством, не соблюдена.
По правилам распределения бремени доказывания, установленным частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Вместе с тем, согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, также должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, обращаясь в Департамент с заявлением об исключении из государственного лесного реестра недостоверных сведений о лесных участках, Администрация не представила надлежащих документов и сведений, свидетельствующих о наличии установленных законодательством оснований для исключения испрашиваемых лесных участков из категории городских лесов.
В связи с изложенным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления Администрации.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2019 по делу N А43-21635/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-21635/2019
Истец: Администрация Ардатовского муниципального района Нижегородской области
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Третье лицо: ГУ НО "Гослесреестр", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федеральное Агенство лесного хозяйства