г. Санкт-Петербург |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А56-157085/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителя Зарубиной А.А., доверенность от 21.12.2018
от ответчика: представителя Петровой Н.С., доверенность от 28.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31163/2019) администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2019 по делу N А56-157085/2018, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство"
к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно- коммунальное хозяйство" (далее - истец, ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйства", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - ответчик, Администрация, собственник) 660 340 рублей 67 копеек долга по договору управления многоквартирным домом от 09.01.2013 N 1.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 55 503 рубля 26 копеек долга по договору управления многоквартирным домом от 09.01.2013 N 1.
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением от 30.08.2019 исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В обоснование жалобы ответчик указал, что действительно является до настоящего времени собственником квартиры N 22, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Светогорск, ул. Лесная, д.1, а также до 12.02.2016 являлся собственником квартиры N 26 в указанном доме.
При этом квартира N 22 с 01.07.2011 предоставлена по договору найма служебного жилого помещения N ЖС-6 Власовой Н.Н., продолжает использоваться по договору найма жилого помещения, что подтверждено актом фактического проживания граждан от 29.03.2019, а квартира N 26, предоставленная по договору найма служебного жилого помещения N ЖС-22 Кириенко Л.В., на основании акта приема-передачи имущества казны муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, утвержденного 12.02.2016, безвозмездно передана в государственную собственность Ленинградской области и исключена из реестра муниципального имущества ответчика.
Полагая, что у него в силу закона и договоров служебного найма не возникла обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, ответчик просит отменить решение и отказать в удовлетворении исковых требований.
25.11.2019 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от истца поступил в электронном виде отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором управляющая организация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
28.11.2019 в судебном заседании ответчик поддержал доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении. Истец против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считая решение законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, предметом первоначальных исковых требований являлось взыскание с Администрации как собственника десяти квартир в спорном МКД 660 340 рублей 67 копеек задолженности по договору управления многоквартирным домом от 09.01.2013 N 1.
После проведения сверки взаимных расчетов истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Администрации как собственника двух квартир (N N 22,26), расположенных в МКД, 55 503 рублей 26 копеек задолженности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик является собственником указанных квартир и в силу закона и договора обязан вносить плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции, ознакомившись с материалами дела и правовыми позициями сторон, изложенными в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения на основании следующего.
Согласно решению собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом N 2 от 16.07.2012 года общего собрания, истец является управляющей организацией указанного жилого многоквартирного дома. Указанным решением собственников помещений многоквартирных домов утвержден перечень работ, выполняемых управляющей компанией, стоимость (тариф) содержания и ремонта общего имущества.
Между администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области, как
представителем собственника помещений в данных домах, и ООО "СЖКХ" (управляющей организацией) заключен договор управления многоквартирным домом N 1 от 09.01.2013 года, согласно которым управляющая организация взяла на себя обязательства за плату в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы целях управления многоквартирными домами.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и для собственника жилого помещения.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
По смыслу частей 4, 6 и 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
Поэтому, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в государственной собственности, гражданам по договору найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма или по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункты 1, 2, 3 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Приведенная выше правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 4).
Заявленный истцом при уточнении иска период взыскания: с 01.10.2015 по 30.09.2018.
Спорные квартиры N N 22,26 были переданы и заселены нанимателями с 01.07.2011 и 30.05.2012 соответственно.
Так, квартира N 22 передана нанимателю с 01.07.2011 по договору найма служебного жилого помещения N ЖС-6.
Таким образом, правовых и фактических оснований для удовлетворения требования управляющей организации о взыскании задолженности за заявленный в иске период по квартире N 22 не имеется.
Требования, предъявленные истцу как собственнику квартиры N 26, также не подлежат удовлетворению, поскольку ответчик документально подтвердил, что указанная квартира выбыла из его собственности с 12.02.2016. До указанной даты квартира также была заселена.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене; в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2019 по делу N А56-157085/2018 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-157085/2018
Истец: ООО "СВЕТОГОРСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ