г. Чита |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А78-18558/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.О. Никифорюк, В.Л. Каминского, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Силикатный завод" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 мая 2019 года по делу N А78-18558/2018 по заявлению акционерного общества "Силикатный завод" (ОГРН 1027501156275, ИНН 7534000698) к Управлению регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" (ОГРН 1097536005643, ИНН 7536104043) о признании недействительным Раздела N3 "Решения об определении единой теплоснабжающей организации" Постановления Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" N17 от 07.05.2018 "О внесении изменений в постановление от 13.07.2016 N13 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "Город Чита" в части признания АО "Силикатный завод" единой теплоснабжающей организацией,
при участии в судебном заседании (до перерыва в судебном заседании):
от заявителя: Сапожниковой О.И., представителя по доверенности от 25.12.2018;
от заинтересованного лица: Барановой Д.А., представителя по доверенности от 15.01.2019
после перерыва в судебное заседание стороны не явились
установил:
Заявитель, Акционерное общество "Силикатный завод", обратился в арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" о признании недействительным Раздела N 3 "Решения об определении единой теплоснабжающей организации" Постановления Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" N 17 от 07.05.2018 "О внесении изменений в постановление от 13.07.2016 N 13 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "Город Чита" в части признания АО "Силикатный завод" единой теплоснабжающей организацией.
Решением суда первой инстанции от 13.05.2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Принятое Управлением постановление 07.05.2018 N 17 в оспариваемой части соответствует Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N808, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив следующее.
Из апелляционной жалобы следует, что общество считает, что у Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" отсутствуют полномочия на принятие Постановления N 17 от 07.05.2018.
Суд не дал оценки доводам общества, что присвоение ему статуса единой теплоснабжающей организации незаконно и противоречит действующему законодательству, поскольку утверждена с нарушением срока, порядка.
АО "Силикатный завод" согласовало в июне 2016 вывод сетей теплоснабжения с Руководителем (главой) Администрации городского округа город Чита с 01.06.2019 в соответствии с постановлением правительства N 889 от 06.09.2012.
Суд ошибочно руководствовался п. 11 Правил организации теплоснабжения Постановления N 808.
Суд не принял мощность котельной общества.
Суд не принял во внимание, что в нарушение п. 20, 22 Требований N 154 не были проведены публичные слушания, сбор замечаний, составления протокола по Постановлению N 17.
В постановлении N 17 отсутствует графическая часть схемы в нарушение пп. б п. 31 требований N 154 ч. 3.
Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 21.06.2019.
Информация об отложении, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 02.10.2019.
Информация о перерыве, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 17.12.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Четвертого арбитражного апелляционного суда произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Никифорюк Е.О., судьи Сидоренко В.А. на судью Каминского В.Л.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
07.05.2018 Управлением регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", ст. 38 Устава городского округа "Город Чита" в целях актуализации схемы теплоснабжения городского округа "Город Чита" принято Постановление N 17 "О внесении изменений в постановление управления регулирования цен и тарифов городского округа "город Чита" от 13.07.2016 N 13 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "город Чита".
Разделом 3 Постановления утверждено "Решения об определении единой теплоснабжающей организации".
Данным разделом ОАО "Силикатный завод", ЦТП, производственная котельная, ул. Агинский тракт, 27, эксплуатационная зона действия, и в частности п. Антипиха, ул. Боровая, (от ТК-1 до ул. Боровой по ул. Казачья, мкр. Силикатный, как теплоснабжающей организации присвоен статус Единой теплоснабжающей организации Приложение 10 (т. 1, л. 9, 37).
Статьей 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации (ч.4.).
Указанное, по мнению общества, возлагает на него дополнительные обязанности, что не соответствует профилю его деятельности.
Общество посчитав, что в указанной части Постановление N 17 от 07.05.2018 нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о полномочиях Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" по разработке и утверждению схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) городского округа, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе:
6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (ч.1).
Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения тверженными Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" установлено следующее.
Схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается, в том числе а) главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек (п.3).
Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая актуализации схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения, в установленном порядке, в том числе: а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения (п.38).
Пунктом 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации утверждённых Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением: главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
Во-первых, из указанного следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, утверждение схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, а также присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
Во вторых, из указанного следует, что схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается, главой местной администрации городского округа - в отношении городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
В третьих статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
По данным открытых источников размещенных в системе интернет численность населения городского округа город Чита на 01.01.2018 составляет 349 005 человек. Иных сведений в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Устава городского округа "Город Чита", принятого решением Думы городского округа от 25.05.2017 N 53, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют Дума городского округа, глава городского округа, администрация городского округа, Контрольно-счетная палата городского округа, Управление регулирования цен и тарифов городского округа, наделенные настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 41 Устава городского округа город Чита, установлено, следующее.
Управление регулирования цен и тарифов городского округа является постоянно действующим органом местного самоуправления, образованным в соответствии с настоящим Уставом, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п.1).
Полномочия начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа определяются в соответствии с полномочиями данного органа местного самоуправления и заключаются в его руководстве деятельностью Управления. Начальник Управления самостоятельно разрабатывает структуру и штатную численность Управления в пределах установленных бюджетных ассигнований на содержание Управления регулирования цен и тарифов городского округа, принимает и освобождает от должности работников Управления. Работники Управления являются муниципальными служащими, кроме лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности Управления и не замещающих должности муниципальной службы (п.4).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 6 ст. 41 Устава, Управление регулирования цен и тарифов городского округа осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения, и в частности утверждает схему теплоснабжения городского округа, принимает решения о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе внесения в нее изменений.
Полномочия Управления регулирования цен и тарифов городского округа определены также в Положении об органе местного самоуправления городского округа "Город Чита" "Управление регулирования цен и тарифов городского округа", принятом решением Думы городского округа "Город Чита" от 14.05.2009 N 62.
Статья 3 Положения, определяющей полномочия Управления, определяет, что в сфере теплоснабжения городского округа Управление утверждает схему теплоснабжения городского округа, принимает решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений (пп. 2 ч. 3).
Оценив указанное, суд апелляционной инстанции считает, что Уставом города Читы, полномочия главы администрации городского округа по утверждению схемы теплоснабжения городского округа "город Чита", а также по присвоению статуса единой теплоснабжающей организации делегированы представительным органом местного самоуправления постоянно действующему органу местного самоуправления Управлению регулирования цен и тарифов, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений в том, что оспариваемое постановление, утвердившее актуализированную схему теплоснабжения городского округа "город Чита" принято решением руководителя постоянно действующего органа местного самоуправления Управления регулирования цен и тарифов городского округа "город Чита".
Оценивая довод апелляционной жалобы о том, что при утверждении Постановления N 17 от 07.05.2018 "О внесении изменений в постановление от 13.07.2016 N 13 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "Город Чита", в том числе и в части раздела N 3 "Решения об определении единой теплоснабжающей организации" Управлением регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" не соблюдены принципы, порядок разработки и утверждения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения), что нарушило права и законные интересы общества, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используются в том числе, следующие основные понятия: 20) схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" утверждены Требования к схемам теплоснабжения и Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Пунктом 4 Требований к схемам теплоснабжения установлено, что в схему теплоснабжения включаются, в том числе, раздел 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)" (пп. к).
Пунктом 17 Требований к схемам теплоснабжения установлено, что Раздел 10 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)" содержит:
а) решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций);
б) реестр зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций);
в) основания, в том числе критерии, в соответствии с которыми теплоснабжающая организация определена единой теплоснабжающей организацией;
г) информацию о поданных теплоснабжающими организациями заявках на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;
д) реестр систем теплоснабжения, содержащий перечень теплоснабжающих организаций, действующих в каждой системе теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" дано понятие, что единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.28).
Пунктом 3 Раздела II Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 установлено, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" устанавливают в частности следующее.
Настоящий документ определяет требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, включая требования к порядку их актуализации (п.1).
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее - ответственные лица) по решению ответственных лиц (п.2).
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается и оформляется на бумажном носителе и в электронной форме. Форма проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), а также требования к форматам материалов, представляемых в электронном виде, включая требования к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для оформления и направления проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в электронной форме, устанавливаются уполномоченным федеральным органом (п.4).
Проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения (далее - генеральный план), за исключением случая, указанного в пункте 8 настоящего документа (п.7).
В случае если на дату принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения срок действия генерального плана составляет менее 5 лет либо отсутствует утвержденный в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генеральный план, то проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 10 лет (п.8).
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается с соблюдением следующих принципов:
а) обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов;
б) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
в) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности;
г) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;
д) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе;
е) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (п.9).
Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения (п.10).
В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) и с учетом положений пункта 37 настоящего документа орган местного самоуправления или орган исполнительной власти города федерального значения, принявший такое решение, размещает на официальном сайте соответственно поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органа исполнительной власти города федерального значения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты):
а) уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения);
б) указание на страницу официального сайта, на которой размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии) (п.15).
Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения (п.37).
В рассматриваемом случае, решение о разработке проекта актуализированной схемы теплоснабжения принял орган местного самоуправления, что не оспаривается сторонами.
Как установил суд апелляционной инстанции Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения городского округа "Город Чита" на 2018 год размещено 17.01.2018 на сайте Управления http://www.urt-chita.ru/novosti/novaya-novost.
Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещено на официальной сайте Управления (т.2 л.д.24) и направлено в адрес теплоснабжающих и теплосетевых организаций городского округа "Город Чита", в том числе АО "Силикатный завод" (т.2 л.д.25-27), доказательства доставки указанного электронного письма также представлены в материалы дела (т.2 л.д.28-30).
Как следует из материалов дела и доводов Управления, уведомление о "корректировке" схемы теплоснабжения для свободного и общего доступа было размещено на официальном сайте Управления (http://urt-chita.ru/) в разделе все объявления (дополнительные пояснения Управления от 22.10.2019 N 953), что не оспаривается обществом.
Согласно данному пояснению уведомление о корректировке схемы теплоснабжения от 17.01.2018 N 31, в котором указывалось, что до 1 марта 2018 года необходимо представить в Управление предложения по актуализации схемы теплоснабжения было направлено в адрес АО "Силикатный завод" посредством электронной почты (silz@mail.ru) 17.01.2018, повторно 05.03.2018. Доказательства отправки уведомлений приложены к данным пояснениям.
Сведений, в соответствии с пп. б) п. 15 Требований к порядку, об указании на страницу официального сайта, на которой размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии) не указано, в то время как такая схема была утверждена Постановлением Управления N 13 от 13.07.2016.
Итоговый документ (протокол) публичных слушаний, который в соответствии с п. 24 Требований к порядку, подготавливается, оформляется и размещается органом местного самоуправления, на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний, также не размещался в установленном порядке.
Как было указано ранее, Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения (п. 36), что относится, в том числе к Разделу 10 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)".
Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, в установленном порядке, в том числе а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения (п.38).
Из указанного следует, что уведомление о начале актуализации схемы теплоснабжения, в силу закона должно размещаться не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Таким образом, для актуализации схемы теплоснабжения на 2018, год названное уведомление должно было размещено не позднее 15.01.2017, в то время как оно размещено 17.01.2018.
Как следует из уведомления N 31 от 17.01.2018 года о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения городского округа "город Чита" (т.2, л.25) руководителям теплоснабжающих и теплосетевых организаций городского округа "город Чита" предложения следует представить до 01.03.2018 года в отношении предложенных данных.
Вместе с тем с учетом того, что данное уведомление было опубликовано и разослано теплоснабжающим и теплосетевым организациям городского округа 17.01.2018, то исходя из положений пункта 37 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, речь может идти только об актуализации схемы теплоснабжения года, следующему за годом в котором такое уведомление было опубликовано, т.е. на 2019 год.
Следовательно, АО "Силикатный завод" не могло быть наделено статусом единой теплоснабжающей организации и о чем не могло быть указано в актуализированной схеме теплоснабжения утвержденной на 2018 год.
Поскольку уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещено в 2018 году, то статус единой теплоснабжающей организации для общества будет актуален лишь для актуализированной схемы теплоснабжения на 2019 год.
Более того, стороны по делу не оспаривают, что при утверждении актуализированной схемы теплоснабжения по уведомлению о такой актуализации от 17.01.2018 года, Управлением не соблюдены требования п. 19, 20, 22, 23, 24, 26 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выше обстоятельства имеют существенное значение для деятельности общества, поскольку с приобретением статуса единой теплоснабжающей организации, общество, в силу с ч. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" приобретает статус хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение.
В связи с приобретением статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в сфере теплоснабжения, общество в силу ч. 7 ст. 4.2 названного закона, обязано:
1) обеспечивать регулярное представление в антимонопольный орган информации о своей деятельности в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;
2) предоставлять должностным лицам антимонопольного органа беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.
Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено также, что единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:
заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;
заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;
заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (п.12).
Более того общество приобретает права и ограничения в деятельности в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и т.п.
Суд апелляционной инстанции считает, что наделение общества статусом единой теплоснабжающей организации, означает наделение его вышеуказанными обязанностями при существенном нарушении установленного порядка и предусмотренных сроков присвоения такого статуса, является недопустимым, нарушающим права и законные интересы общества.
Более того, отсутствие у общества статуса единой теплоснабжающей организации на время проведения надлежащей процедуры присвоения такого статуса не свидетельствует о том, что общество утратит статус теплоснабжающей организации.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает понятия:
11) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
28) единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ).
Следовательно, до присвоения обществу статуса единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения, общество остается теплоснабжающей организаций, обязанной в силу закона исполнять возложенные на нее соответствующие обязанности теплоснабжающей организаций, не позволяющие прекратить обществу поставку теплоносителя потребителем.
Как пояснил в судебных заседаниях 30.09.2019 и 28.10.2019, что следует из аудиозаписи протоколов судебных заседаний, руководитель Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" присвоение обществу статуса единой теплоснабжающей организации обусловлено лишь тем, что в 2017 к АО "Силикатный завод" перешли тепловые сети от управляющей организации ООО ЖЭУ "Уют" которое ранее было включено в схему теплоснабжения как единая теплоснабжающая организация в отношении зоны эксплуатационной ответственности перешедшей к АО "Силикатный завод".
Оценив данный довод, суд апелляционной инстанции, считает, что указанное обстоятельство не дает права Управлению регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" актуализировать схему теплоснабжения в нарушение порядка установленного Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".
Пунктом 35 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения установлено, что статус единой теплоснабжающей организации (организаций) присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Таким образом, если Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 утверждены требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, то Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808 утверждены в частности, критерии, порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации и требования к ее деятельности.
В тоже время, даже если исходить из того, что АО "Силикатный завод" обладает всеми критериями единой теплоснабжающей организации, указанное на освобождает Управление регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" при актуализации схемы теплоснабжения и наделении общества статусом единой теплоснабжающей организации, от соблюдения положений пунктом 19, 20, 22, 23, 24, 37, 38 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Поскольку оспариваемое Постановление Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" N 17 от 07.05.2018 "О внесении изменений в постановление от 13.07.2016 N 13 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "Город Чита" в части признания АО "Силикатный завод" единой энергоснабжающей организацией, не содержит отдельных положений о вступлении в силу оспариваемой части постановления, то суд апелляционной инстанции считает, что наделение общества статусам единой теплоснабжающей организации не с года следующим за годом принятия решения об актуализации схемы теплоснабжения внесении изменений в схему теплоснабжения, а с даты принятия оспариваемого постановления нарушает права и законные интересы общества.
Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие публичных слушаний по данному вопросу, не является основанием для удовлетворения требований, поскольку напрямую не влияет на права и обязанности АО "Силикатный завод", поскольку возражения, заявляемые в ходе таких слушаний, носят лишь рекомендательный характер, при том, что само общество не лишено было возможности, т.к. было извещено о начале процедуры, представлять сведения, пояснения и дополнения к ранее действующей схеме теплоснабжения, знакомиться материалами, имеющимися у Управления, а также предложить проект собственного варианта схемы в части касающейся общества, суд апелляционной инстанции в данном случае находит ошибочным, сделанным без учета того, что Управление из всей установленной процедуры соблюло исключительно размещение уведомления о начале указанной процедуры, при том, что начиная такую процедуры в 2018 году, общество могло быть наделено статусом лишь с 2019 года. Наделение же общества статусом единой теплоснабжающей организации с 2018 года, как было указано выше, досрочно возложило на общество обязанности и ограничения присущие организациям, занимающим доминирующее положение.
Более того, то обстоятельство, что итоги общественных слушаний носят рекомендательный характер, само по себе не освобождает орган местного самоуправления от проведения законом установленной процедуры проведения общественных слушаний, поскольку в отличие от итогов слушаний, проведение общественных слушаний носит обязательный характер.
Учитывая вышеизложенное суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права.
Требования общества подлежат удовлетворению.
Поскольку требования общества удовлетворены, а при принятии заявления АО "Силикатный завод" к производству последнему судом первой инстанции предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, а также при подаче апелляционной жалобы определением суда апелляционной инстанции от 20 июня 2029 года (т. 4 л.д. 1-2) обществу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 1 500 рублей до ее рассмотрения по существу, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" в доход федерального бюджета в сумме 4 500 рублей.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "13" мая 2019 года по делу N А78-18558/2018 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Постановление N 17 от 07.05.2018 Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" "О внесении изменений в постановление Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" от 13.07.2016 N13 "Об утверждении схем теплоснабжения городского округа "Город Чита" в части признания АО "Силикатный завод" единой теплоснабжающей организацией признать недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Управлению регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" устранить нарушение прав и законных интересов АО "Силикатный завод".
Взыскать с Управления регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-18558/2018
Истец: АО "Силикатный завод"
Ответчик: "Управление регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита"
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7899/18
13.05.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-18558/18
24.01.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7899/18
17.12.2018 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-18558/18