город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2019 г. |
дело N А53-16177/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Донэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2019 по делу N А53-16177/2019
по иску товарищества собственников жиль "Наш Дом"
к акционерному обществу "Донэнерго"
о взыскании неосновательного обогащения,
принятое в составе судьи Золотаревой О.В.
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Наш Дом" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Донэнерго" (далее - общество) о взыскании 131 762,96 руб. неосновательного обогащения (требования уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы тем, что истец является исполнителем коммунальной услуги, за период с сентября по декабрь 2016 года, с января по декабрь 2017 года и с января по декабрь 2018 года ответчиком как теплоснабжающей компанией было необоснованно осуществлено начисление платы за ГВС по двухкомпонентному тарифу, в связи с чем сумма переплаты составила 131 762,96 руб., которая является неосновательным обогащением ответчика.
Решением суда от 04.09.2019 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 131 762,96 руб. неосновательного обогащения, а также 4 953 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Суд установил, что в управлении товарищества находятся 6 многоквартирных домов, в отношении которых между сторонами заключен договор теплоснабжения от 31.12.2013 N 198, в рамках указанного договора предметом поставки являлась тепловая энергия и теплоноситель, ответчику был установлен двухкомпонентный тариф. Суд установил, что ответчику выставлял истцу к оплате объем тепловой энергии по показаниям ОДПУ, а не определенный расчетным способом по формулам пунктов 23,24приложения N 2 Правил N 354. При верном расчете на стороне истца имеется переплата, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования.
С принятым судебным актом не согласился ответчик, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не учтено, что объем надлежит определять по оказаниям ОДПУ (ст. 157 ЖК РФ), при этом, ст. 19 Закона N 190-ФЗ допускает установление однокомпонентного тарифа для закрытой системы теплоснабжения.
В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (теплоснабжающей организацией) и ответчиком заключен договор теплоснабжения от 31.12.2013 N 198, в соответствии с условиями которого теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию и теплоноситель, а абонент обязался оплачивать потребленные энергоресурсы в установленные сроки; объекты абонента, на которые подается тепловая энергия, теплоноситель и горячая вода, и тепловые нагрузки на них, а также общая подключенная тепловая нагрузка указываются в приложении к договору.
В соответствии с пунктом 5.1 договора расчеты за потребленную тепловую энергию, теплоноситель производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
Окончательная дата перечисления всех денежных средств за фактически потребленные тепловую энергию, теплоноситель в расчетном периоде - до 20 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.5 договора).
За период с сентября по декабрь 2016 года, с января по декабрь 2017 года, с января по декабрь 2018 года истцом оплачены выставленные ответчиком счета на общую сумму 15 651 318,67 руб.
Полагая, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в результате неверного расчета платы, истец направил требование ответчику о возврате 170 983,19 руб. излишне уплаченных денежных средств.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qrn - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Как следует из части 9 статьи 32 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении", тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показании приборов учета горячей воды.
Вместе с тем, из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как видно, истцу установлены как двухкомпонентные тарифы (Постановление РСТ РО от 30.11.2015 N 72/21 - на 2016 - 2018 годы; Постановление РСТ РО от 18.12.2017 N 77/17 - о корректировке тарифов на 2018 год; Постановление РСТ РО от 19.12.2016 N 73/136 - о корректировке тарифов на 2017 год), так и одноставочные тарифы на случай отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (Постановление РСТ РО от 24.11.2015 N 68/4; Постановление РСТ РО от 19.12.2016 N 73/82 - о корректировке тарифов на 2017 год; Постановление РСТ РО от 14.12.2017 N 73/22 - о корректировке тарифов на 2018 год).
Таким образом, решение вопроса о применимом тарифе зависит от того, установлена ли законодательством дифференциации тарифов по схеме подключения.
Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, в соответствии с пунктом 87 которых органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Таким образом, законодателем императивно предписано использование двухставочного тарифа в том случае, когда система теплоснабжения (горячего водоснабжения) является открытой.
Поскольку материалы дела не содержали документов, подтверждающих вид использованной в каждом из домов системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), суд апелляционной инстанции определением от 14.11.2019 предложил сторонам представить соответствующие письменные пояснения, подкрепленные доказательствами, подтверждающие наличие в многоквартирных домах N N 2,7-6,7-в, 7-г,8-а,8-в в 3-м микрорайоне г. Донецка, обслуживаемых ТСЖ "Наш дом", открытой либо закрытой системы теплоснабжения.
Во исполнение указанного определения от истца поступили технические условия на разработку узла учета по спорным МКД, согласно которым система горячего водоснабжения является открытой. Ответчик также пояснил, что схема теплоснабжения котельной является открытой.
Таким образом, многоквартирные дома N 2,7-6,7-в, 7-г,8-а,8-в в 3-м микрорайоне г. Донецка, обслуживаемый ТСЖ "Наш дом", подключены к котельной 3-го микрорайона г. Донецка, ул. Стадионная, 99-а, с открытой системой теплоснабжения.
Следовательно, в такой ситуации правомерным является использование именно двухкомпонентного тарифа, а доводы ответчика о его праве использовать одноставочный тариф несостоятельны.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Нормативом расхода тепловой энергии на подогрев холодный воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению является то необходимое количество тепловой энергии (Гкал), необходимое для подогрева 1 куб. м холодной воды.
Норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен постановлением Мэра г. Донецка РО N 1573 от 21.11.2007 "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг по г. Донецку из расчета 0,184 Гкал/чел в месяц.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30.11.2012 N 48/90 согласованы производственные программы ОАО "Донэнерго" филиал "Тепловые сети", поставляющего горячую воду, в соответствии с которым в качестве одного из основных показателей согласованной производственной программы для Донецких районных тепловых сетей в частности утвержден удельный расход тепловой энергии, необходимый для приготовления 1 куб. м горячей воды в объеме 0,0599 Гкал/куб. м.
Данный норматив на сегодняшний день является действующим, доступным для потребителей горячей воды, отпускаемой ресурсоснабжаюшей организацией, применяемым на территории г. Донецка Ростовской области при расчете за коммунальную услугу - горячее водоснабжение с Управляющими компаниями и другими ТСЖ.
Истцом в расчете применен норматив, утвержденный постановлением Мэра г. Донецка РО N 1573 от 21.11.2007 в размере 0,184 Гкал на 3,24 куб. м, что составляет 0,05679 Гкал/куб. м. Истец правильно определил размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, на основании пункта 42 Правил N 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
С учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец верно определил размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, в спорном периоде на основании пункта 42 Правил N 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Изложенные выводы согласуются с правовой позицией, содержащейся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, А41-27683/2016, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 306- ЭС17-15822, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом ВС РФ 27.12.2017 (пункт 27).
Следовательно, ответчик неверно определял в спорном периоде объем и стоимость поставляемого ресурса на основании данных приборов учета, а не исходя из норматива, как то предписано законом.
По указанной причине доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п. Следовательно, при рассмотрении иска о взыскании неосновательного обогащения подлежат установлению факт уменьшения имущества истца и факт его неосновательного приобретения ответчиком (увеличение имущественной сферы ответчика за счет имущества истца без законных оснований).
Таким образом, истец, обращаясь с настоящим иском должен доказать, что ответчик приобрел имущество истца без установленных сделкой или законом оснований.
Истцом в полном объеме исполнено бремя доказывания по делу,поскольку ответчиком не оспорен факт получения денежных средств от истца за отпущенный в спорный период коммунальный ресурс, объем которого определен по показаниям прибора учета, постольку суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии переплаты со стороны истца.
Представленный истцом расчет, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
В отсутствие доказательств возврата предоплаты в полном объеме, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования, доводы жалобы правомерность выводов суда не опровергают.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2019 по делу N А53-16177/2019 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16177/2019
Истец: ТСЖ "НАШ ДОМ"
Ответчик: АО "ДОНЭНЕРГО"