город Омск |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А46-13820/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15031/2019) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2019 по делу N А46-13820/2019 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черномор" (ИНН 5503171114, ОГРН 1175543001358) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании недействительным распоряжения от 21.06.2019 N 1037
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Молоков А.В. по доверенности от 01.03.2019 сроком действия на 10 лет;
от заинтересованного лица: Пятков А.В. по доверенности N ИСх-ДИО/12351 от 09.09.2019 сроком действия на 1 год;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Черномор" (далее - заявитель, ООО "Черномор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 21.06.2019 N 1037 и обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3112 для достройки объекта.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.10.2019 по делу N А46-13820/2019 требования заявителя были удовлетворены. Суд признал недействительным распоряжение Департамента от 21.06.2019 N 1037 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3112, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Берёзовая, 4 в САО г. Омска для достройки объекта незавершённого строительством: сооружения спортивно-оздоровительные, кадастровый номер 55:36:070106:5950, площадь 1 498 кв.м., степень готовности: 90%.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал заинтересованное лицо заключить с Обществом договор аренды, сроком на три года, земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3112, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Берёзовая, 4 в САО г. Омска для достройки объекта незавершённого строительством: сооружения спортивно-оздоровительные, кадастровый номер 55:36:070106:5950, площадь 1 498 кв.м., степень готовности: 90%.
Кроме того, суд взыскал с Департамента в пользу заявителя 3000 руб. государственной пошлины.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что на спорном земельном участке, предоставленном до 01.03.2015 арендатору земельного участка - ООО "Регионстрой" (договор аренды N Д-С-31-8804 от 14.10.2010) и субарендатору земельного участка - ООО "Черномор" (договор субаренды N Д-С-31-8804 от 31.01.2017), имеется объект незавершённого строительства, в связи с чем, заявителем выполнены все требования действующего законодательства и представлен пакет необходимых документов, что свидетельствует о его праве на однократное предоставления участка в аренду для завершения строительства.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом не было учтено, что в рамках дела N А46-2367/2018 в отношении имущественных интересов заявителя были приняты обеспечительные меры и заинтересованному лицу было запрещено проводить кадастровые работы, устанавливать сервитуты, иные обременения, ограничения, заключать договоры купли-продажи, аренды, мены, организовывать и проводить торги по продаже имущества, а также права на заключения договоров аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3112; Департаментом установлено наличие в ЕГРН сведений о наличии объекта незавершенного строительства, сведения о правообладателе которого отсутствуют; в границах спорного земельного участка располагаются городские леса.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции объявлялся перерыв с целью представления лицами, участвующими в деле, письменных доказательств, свидетельствующих о предоставлении Департаментом спорного земельного участка в аренду под строительство, получения разрешения на строительство.
После перерыва Департаментом в материалы дела представлены дополнения к апелляционной жалобе и дополнительные документы: договор аренды земельного участка от 09.07.2010 N Д-С-31-8804, акт приема-передачи земельного участка от 14.10.2010; протокол разногласий к договору от 30.08.2010; кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 55:36:070106:3112 от 06.04.2010; постановление от 02.07.2010 N 548-п о предоставлении земельного участка в аренду; соглашение от 26.04.2012 к договору аренды; акт приема-передачи права аренды от 23.01.2013; выписка из единого государственного реестра прав на земельный участок от 14.01.2015; решение единственного участника об учреждении общества с ограниченной ответственностью "Регионстрой" (ООО "Регионстрой") от 23.01.2013; соглашение к договору аренды от 22.11.2015; распоряжение от 07.02.2019 N 274 о прекращении начислений по договору аренды.
ООО "Черномор" после перерыва представлены в материалы дела распоряжение от 10.12.2012 N 1987р об утверждении градостроительного плана земельного участка; разрешение на строительство от 01.12.2016 N 55-ru55301000-449-2016; справка кадастрового инженера по данным обследования земельного участка по состоянию на 17.02.2017.
Все представленные документы приобщены к материалам дела в целью его полного и всестороннего рассмотрения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - просил отказать в их удовлетворении.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании заявления индивидуального предпринимателя Кицина Георгием Петровичем (ИП Кицин Г.П.) постановлением Администрации города Омска от 02.07.2010 N 548-п был предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 55:36:070106:3112, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 19 700 к.м. для строительства спортивно-оздоровительного комплекса местоположение которого установлено в 75 м севернее относительно здания, имеющего почтовый адрес: улица Березовая, дом 4, в Советском административном округе города.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, он образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3084 для строительства спортивно-оздоровительного комплекса.
Между департаментом (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Кициным Георгием Петровичем (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 14.10.2010 N Д-С-31-8804 (в редакции протокола согласования разногласий), сроком на 5 лет.
Согласно вышеуказанному договору, акту приема-передачи к нему арендатору в аренду передан земельный участок из состава земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:070106:3112, общей площадью 19 700 кв. м, местоположение которого установлено в 75 м севернее относительно здания, имеющего почтовый адрес: улица Березовая, дом 4, в Советском административном округе города Омска для строительства спортивно-оздоровительного комплекса.
В силу пункта 2.1 вышеуказанного договора (в редакции соглашения к договору, дата регистрации 14.05.2012) размер арендной платы составляет 14 227 руб. 69 коп. в месяц и определяется расчетным путем в соответствии с порядком расчета арендной платы, приведенным в приложении N 2 к настоящему договору.
Согласно подпунктам 3.2.1, 3.2.2 пункта 3.2 договора арендатор обязан: использовать участок в соответствии с целями и условиями его предоставления; своевременно уплачивать получателю арендную плату в соответствии с настоящим договором и в течение двух рабочих дней после осуществления платежа предоставлять арендодателю копии платежных документов.
Договор прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (пункт 7.1 договора).
Вышеуказанный договор аренды земельного участка зарегистрирован 14.10.2010 Управлением Росреестра по Омской области.
Распоряжением от 10.12.2012 N 1987р был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3112, согласно которому весь участок предназначен для допустимого размещения объекта. Среди основных видов разрешенного использования: физкультурно-оздоровительные сооружения крытого и открытого типа, детские и юношеские спортивные школы, автопарки, автодромы, мотодромы, аттракционы и т.д. Земельный участок предназначен под строительство спортивно-оздоровительного комплекса, предельная высота зданий, сооружений, количество этажей, максимальный процент застройки не установлены.
Решением N 1 от 23.01.2013 Кициным Г.П. было создано ООО "Регионстрой". Актом приема-передачи от 23.01.2013 учредитель Кицин Г.П. передал ООО "Регионстрой" право аренды земельного участка по договору от 14.10.2010 N Д-С-31-8804.
Соглашением от 22.11.2015 к договору аренды земельного участка N Д-С-31-8804, зарегистрированным в Управлении Росреестра по Омской области 18.01.2016, права и обязанности по договору перешли к ООО "Регионстрой".
Договором от 31.01.2017 ООО "Регоинстрой" (арендатор) предоставило ООО "Черномор" (субарендатор) спорный земельный участок в субаренду под строительство спортивно-оздоровительного комплекса сроком до 30.04.2017.
Дополнительным соглашением N 1 от 28.04.2017 договор субаренды был пролонгирован до 28.03.2018.
01.12.2016 Администрацией города Омска ООО "Черномор" было выдано разрешение на строительство N 55-ru55301000-449-2016 спортивно-оздоровительного комплекса общей площадью 1 498 кв.м., состоящего из: трибуны со складскими помещениями площадью 176 кв.м., поля для мини футбола площадью 795 кв.м., волейбольной площадки площадью 362 кв.м., учебно-дрессировочной площадки для собак площадью 165 кв.м. Срок действия разрешения - до 01.12.2017
Действие разрешения на строительство неоднократно продлевалось. Последняя дата продления - до 27.02.2019.
Сооружение спортивно-оздоровительное поставлено ООО "Черномор" на кадастровый учет 13.03.2018 с кадастровым номером 55:36:070106:5950 с одновременной регистрацией права собственности на объект незавершенного строительством, расположенного на спорном земельном участке.
Право собственности Общества на объект незавершенный строительством (сооружения спортивно-оздоровительные, кадастровый номер 55:36:070106:5950, площадь 1498 кв.м., степень готовности: 90%, адрес: РФ, Омская область, г. Омск, ул. Берёзовая, 6) зарегистрировано, в том числе, на основании разрешения на строительство от 01.12.2016 N 55-ш55301111-449-2016 и договора субаренды земельного участка N Д-С-31-8804 от 31.01.2017, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН.
Письмом от 31.01.2018 N Исх-ДИО/1325 Департамент уведомил ООО "Регионстрой" об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка N Д-С-31-8804, продленного на неопределенный сроке, и прекращении действия договора по истечении одного месяца с момента направления настоящего извещения, также указал на необходимость освобождения арендованного земельного участка, возврата его по акту приема-передачи.
Указанный отказ от договора был оспорен ООО "Регионстрой" в рамках дела N А46-2367/20918. Решением Арбитражного суда Омской области от 18.06.2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.2018 решение Арбитражного суда Омской области от 18.06.2018 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 были отменены. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Распоряжением от 07.02.2019 N 274 были прекращены начисления по договору аренды земельного участка от 14.10.2010 N Д-С-31-8804.
Меры, принятые в рамках дела N А46-2367/20918, в виде запрета Департаменту проводить кадастровые работы, устанавливать сервитут, иные обременения, ограничения, заключать договоры купли-продажи, аренды, мены, организовывать и проводить торги по его продаже, а также права на заключение договоров аренды в отношении земельного участка площадью 19 700 кв.м. с кадастровым номером 55:36:070106:3112, адрес: РФ, Омская область, г. Омск, ул. Берёзовая, 6, сняты определением суда от 24.10.2019.
24.05.2019 ООО "Черномор" обратилось в Департамент с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3112, сроком на три года, для достройки объекта незавершённого строительством.
Распоряжением от 21.06.2019 N 1037 заинтересованное лицо, ссылаясь на подпункты 4, 6 и 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, отказало Обществу в предоставлении земельного участка, указав следующее:
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070106:3112 расположен объект незавершённого строительства, право собственности на который у заявителя отсутствует, что указывает на наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок;
- земельный участок является ограниченным в обороте, в связи с тем, что частично расположен в границах городского леса в квартале 5 выдел 77 площадью 3023 кв.м. Советского окружного участкового лесничества Омского лесопарка и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о его предоставлении;
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Полагая, что распоряжение Департамента от 21.06.2019 N 1037 об отказе Обществу в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует последнему в реализации его прав, как собственника объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, на завершение строительства, ООО "Черномор" обратилось в Арбитражный суд Омской области с рассматриваемыми требованиями.
Решением суда первой инстанции заявленные требования были удовлетворены. Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что не имеется основания для удовлетворения апелляционной жалобы, а решение суда является законным и обоснованным исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства после 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации и переходными положениями, установленными Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а общие условия реализации права на заключение нового договора аренды без проведения торгов - пунктом 4 данной статьи.
В силу пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
По пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации реализация права на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов обусловлена наличием совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды подано арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды; 2) исключительным правом на приобретение такого участка в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды не был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 названного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом в отличие от большинства других оснований заключения договора аренды без проведения торгов, в приведенном случае участок может быть предоставлен только однократно, только в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства, и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи
Так, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Нормативные положения о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства, помимо вышеприведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, распространяющих свое действие на отношения, возникшие после 01.03.2015, закреплены также в пункте 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", применяющемся к отношениям, возникшим до 01.03.2015.
Так, в силу названной нормы права в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Следовательно, приведенными правовыми положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов (пункт 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), общие условия реализации права получения в аренду такого участка без проведения торгов (пункт 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), а также особенности заключения без торгов нового договора аренды земельного участка публичной собственности, если на нем расположены объекты незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 21 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
По убеждению суда апелляционной инстанции, общее правило предоставление земельных участков без торгов, предусмотренное частью 2 статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, распространяется на все отношения, возникшие после 01.03.2015, то есть после внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации.
Отношения же, возникшие ранее указанной даты, регламентированы Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" как переходные положения.
Как следует из материалов дела договор аренды между ООО "Регионстрой" (его правопредшественниками) и Департаментом был заключен 14.10.2010 и прекратил свое действие в связи с односторонним отказом заинтересованного лица от договора, направленным 31.01.2018, что установлено в рамках рассмотрения дела N А46-2367/2018.
В силу статьи 618 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды.
Таким образом, с 01.03.2018 ООО "Регионстрой" перестало быть арендатором земельного участка, а ООО "Черномор" - субарендатором земельного участка.
Поскольку на спорном земельном участке на основании разрешения на строительство возведен и зарегистрирован в установленном порядке объект незавершенного строительства ООО "Черномор", ООО "Регионстрой" как арендатор земельного участка, заключенного до 01.03.2015, не приобрел права на продление договора в порядке подпункта 21 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом, ООО "Черномор" согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в силу того, что на земельном участке расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства.
Суд апелляционной инстанции, проверив соблюдение условий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, считает их соблюденными, поскольку уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект (до 01.09.2018), в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов, а также ранее земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Не принимается судом апелляционной инстанции во внимание ссылка Департамента на наличие предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Как было выше сказано, оспариваемым Распоряжением от 21.06.2019 N 1037 заинтересованное лицо, отказывая в заключении договора аренды, ссылалось на подпункты 4, 6 и 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Действительно, в силу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
В оспариваемом распоряжении указано, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070106:3112 расположен объект незавершённого строительства, право собственности на который у заявителя отсутствует, что указывает на наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Однако, как следует из акта осмотра, осуществленного Департаментом и доводов апелляционной жалобы, на спорном земельном участке находится объект незавершенного строительства со степенью готовности объекта 15% площадью 1626 кв.м. с кадастровым номером 55:36:070106:4888, сведения о собственнике которого отсутствуют.
Однако, материалы дела не содержат каких-либо доказательств наличия на кадастровом учете объекта с кадастровым номером 55:36:070106:4888, имеющим указанные характеристики.
Согласно приложениям к акту осмотра, объект с кадастровым номером 55:36:070106:4888 представляет собой трибуны с подземными складскими помещениями.
Из технического плана сооружения, составленного кадастровым инженером, следует, что трибуна со складскими помещениями является одним из четырех контуров построенного объекта спортивно-оздоровительный комплекс, но учтена в кадастре еще и как самостоятельный объект с кадастровым номером 55:36:070106:4888, в связи с чем, кадастровый инженер ставит вопрос о необходимости снятия этого объекта с кадастрового учета.
Таким образом, надлежащих доказательств существования на спорном земельном участке иного объекта кроме построенного спортивно-оздоровительный комплекса, материалы дела не содержат.
Заинтересованным лицом также указывается, что земельный участок является ограниченным в обороте, в связи с тем, что частично расположен в границах городского леса в квартале 5 выдел 77 площадью 3023 кв.м. Советского окружного участкового лесничества Омского лесопарка и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о его предоставлении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Таким образом, договор не может быть заключен только на участки, изъятые из оборота.
Согласно подпункту 2 пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, из состава земель лесного фонда, на что указывает податель апелляционной жалобы.
На основании статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Заинтересованное лицо в доказательство расположения городских лесов на спорном земельном участке представляет таксационное описание Советского окружного участкового лесничества, согласно которому вдоль улицы Березовая в месте расположения спорного участка находится 77 выдел 5 лесного квартала площадью 0,3023 га.
Действительно, одним из установленных Лесным кодексом Российской Федерации лесов являются защитные леса. Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Среди них выделяются, в том числе, городские леса (пункт 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).
К городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов (статья 116 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом, содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ограничения в использовании лесов, использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 27 Лесного кодекса Российской Федерации допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Среди названных в части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации видов деятельности не предусмотрена эксплуатация спортивно-оздоровительных сооружений. Доказательств того, что завершение строительства объекта потребует осуществления рубок, материалы дела не содержат.
При этом, разрешение на строительство объекты было выдано в установленном законом порядке и неоднократно продлевалось.
Не усматривает суд апелляционной инстанции и наличия оснований, предусмотренных пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельные участки под строительство (завершение строительства) предоставляются исключительно на праве аренды, которое и испрашивает заявитель в конкретном случае.
В апелляционной жалобе Департамент также указал на то, что он не мог предоставить земельный участок в аренду ввиду наличия обеспечительных мер, принятых в рамках дела N А46-2367/2018.
Действительно, определением о принятии мер от 15.02.2018 заинтересованному лицу было запрещено проводить кадастровые работы, устанавливать сервитуты, иные обременения, ограничения, заключать договоры купли-продажи, аренды, мены, организовывать и проводить торги по продаже имущества, а также права на заключения договоров аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3112.
Однако, наличие данных мер в качестве основания для отказа в заключении договора аренды не указывалось.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, определением от 24.10.2019, вступившим в законную силу 25.11.2019, обеспечительные меры были отменены и не могут быть препятствием для исполнения решения суда по настоящему делу.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив в полном объеме заявленные требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат распределению, поскольку ее податель был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2019 по делу N А46-13820/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13820/2019
Истец: ООО "ЧЕРНОМОР"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска