г. Красноярск |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А33-16717/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" декабря 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Радзиховской В.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика - АО "Красноярская региональная энергетическая компания" - Калугина А.С., представителя по доверенности от 15.07.2019 N 236, диплом серии ВСГ N 2483565, рег. N 1493 от 10.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" августа 2019 года по делу N А33-16717/2019,
установил:
администрация Кежемского района ИНН 2420004178, ОГРН 1022400828823 (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Красноярская региональная энергетическая компания" ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773 (далее - ответчик) о взыскании 1 049 233 рублей 30 копеек субсидии на компенсацию части платы граждан на оплату коммунальных услуг в 2018 году, как неподтвержденную в бюджет Муниципального образования Кежемского района Красноярского края в лице администрации Кежемского района.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "23" августа 2019 года иск удовлетворен.
Ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивируя тем, что в случае, если в соответствии с жилищным законодательством исполнителями коммунальных услуг выступают ресурсоснабжающие организации, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес. Таким образом, при превышении размера платы за коммунальные услуги производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги.
Представленные ответчиком документы свидетельствуют что в 2018 году потребность в субсидии составила 13 924 865 рублей 30 копеек, а значит основания для удовлетворения иска отсутствовали.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Истец представил письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем размещения информации на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Соглашением о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги от 19.03.2018 N 02/03-2018 заключенным между администрацией Кежемского района (уполномоченный орган) и АО "КрасЭко" (исполнитель коммунальных услуг), на основании постановления администрации Кежемского района от 19.03.2018 N 202-п 202-п "Об определении размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг АО "Красноярская региональная энергетическая компания" на январь - март 2018 года", уполномоченный орган обязался предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги за период январь-март 2018 года в размере 17 287 795 рублей, в свою очередь исполнитель коммунальных услуг обязался принять указанную субсидию.
Субсидия предоставляется исполнителю коммунальных услуг, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией на текущий календарный год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги (пункты 1.2 и 1.2.1 соглашения).
Уполномоченный орган обязуется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств районного бюджета Кежемского района на 2018 год в соответствии с бюджетной росписью районного бюджета перечислить исполнителю коммунальных услуг субсидию в размере, предусмотренном соглашением, в соответствии с графиком финансирования, являющимся приложением N 1 к соглашению.
При увеличении (уменьшении) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств местного бюджета за период январь-март 2018 года в соответствии со сводной бюджетной росписью местного бюджета, внести изменение в соглашение и график финансирования, являющийся приложением к соглашению и перечислять исполнителю коммунальных услуг субсидию в размере, указанном в пункте 1.1. соглашения.
В соответствии с пунктами 2.4.1 - 2.4.5 соглашения, исполнитель коммунальных услуг обязуется: соблюдать условия предоставления субсидии, установленные соглашением, Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", а также иными нормативно-правовыми актами, принятыми во исполнение данного Закона края; обеспечить возврат в доход районного бюджета неиспользованных субсидий в установленном порядке; представлять в Отдел экономики ежеквартально в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным кварталом сведения по разделу 2 информации о целевом использовании и потребности в средствах компенсации части платы граждан за коммунальные услуги; представлять по запросу Отдела экономики в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для осуществления контроля за исполнением условий предоставления субсидии. Выполнять иные обязательства, установленные соглашением, Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", а также иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение данного Закона Красноярского края.
Пунктом 5.1 соглашения предусмотрено, что настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.
В приложении N 1 к соглашению от 19.03.2018 N02/03-2018 сторонами согласован график финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги за период январь-март 2018 года.
Ответчик в спорный период получил субсидии в сумме 17 287 795 рублей, при этом отчет о целевом расходовании средств субсидии за период январь-март в 2018 года представлен истцу на сумму 12 875 632 рублей, то есть не израсходованная ответчиком сумма субсидии составила 4 412 163 рублей.
Письмами от 15.02.2019 N 0518, от 08.04.2019 N 1188 истец в адрес ответчика направил требование о возврате 4 412 163 рублей неиспользованной субсидии.
Письмом от 03.06.2019 N 013/6112 ответчик сообщил истцу о возврате неиспользованной субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги по г. Кодинск за 2018 в размере 3 362 929 рублей 70 копеек. В материалы дела представлено платежное поручение от 30.05.2019 N 12045 на сумму 3 362 929 рублей 70 копеек.
В нарушение условий соглашения, ответчик возврат неиспользованных средств субсидий произвел не в полном объеме, что послужило причиной обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018) в случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму как неосновательное обогащение и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном статьями 395 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из указанной статьи для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимы следующие условия: 1) наличие на стороне приобретателя обогащения (увеличение имущества приобретателя либо сбережение); 2) данное обогащение получено за счет другого лица; 3) отсутствие предусмотренных законом или сделкой оснований для такого обогащения.
Судом установлено, что ответчик являлся управляющей компанией в отношении жилищного фонда, расположенного в городе Кодинск.
Между истцом и ответчиком на основании соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги от 19.03.2018 N 02/03-2018 возникли отношения по представлению и целевому использованию субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги за период январь-март 2018 года.
Таким образом, апелляционный суд соглашается, что в спорный период возникшие отношения между истцом и ответчиком регулировались действующим бюджетным и иным специальным законодательством.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" предусмотрено предоставление исполнителям коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации) компенсации части платы граждан за коммунальные услуги. Данная компенсация предоставляется за счет средств краевого бюджета в форме субвенций.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных образований края, которые в силу Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" наделены отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению компенсации исполнителям коммунальных услуг.
Порядок расходования вышеуказанных субвенций утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2015 N 95-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края на осуществление органами местного самоуправления Красноярского края отдельных государственных полномочий Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
Взаимоотношения между уполномоченным органом местного самоуправления и исполнителем коммунальных по предоставлению субсидий, их целевому использованию и возвращению в доход при не освоении целевого использования услуг регламентированы постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги". Указанным постановлением утвержден Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее - Порядок, Порядок N 165-п).
Исполнители коммунальных услуг по итогам года предоставляют в уполномоченный орган местного самоуправления отчет о фактическом размере компенсации с представлением документов, подтверждающих объемы предоставленных коммунальных услуг за отчетный год по формам, утвержденным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в соответствии с формулами, указанными в пункте 2 Порядка расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Кроме того, согласно части 5 статьи 242 БК РФ, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Материалами дела подтверждается, что между истцом и ответчиком было заключено соглашение от 19.03.2018 N 02/03-2018 о предоставлении субсидии на компенсацию расходов граждан на оплату коммунальных услуг, а также ответчиком не оспаривается факт того что истцом ему перечислена субсидия в сумме 17 287 795 рублей.
Из представленного ответчиком отчета о расходовании средств субсидии за 2018 год, представленная субсидия освоена в период с января по март 2018 года в сумме 12 875 632 рублей, разница составила 4 412 163 рублей. Следовательно, верен вывод, что субсидия в сумме 4 412 163 рублей подлежала возврату истцу до 30 января 2019 года.
Ответчик возвратил истцу 3 362 929 рублей 70 копеек неиспользованной субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, в подтверждение чего представил платежное поручение от 30.05.2019 N 12045.
При этом ответчиком не представлено доказательств возврата истцу 1 049 233 рублей 30 копеек неиспользованной субсидии. Указанная сумма является неосновательным обогащением ответчика.
Возражая на заявленные истцом требования ответчик пояснил, что сумма субсидии в размере 1 049 233 рублей 30 копеек возврату истцу не подлежит, поскольку была освоена ответчиком в апреле-декабре 2018 года.
Суд обоснованно отклонил указанный довод ответчика как необоснованный и не относящийся к предмету спора (период с января по март 2018 года).
Ответчиком не представлено правовое обоснование возможности зачета представленной субсидии в спорный период в иные периоды.
Доказательств возврата денежных средств в сумме, предъявленной к взысканию в бюджет Кежемского района, ответчиком в материалы дела не представлено.
Содержание апелляционной жалобы ответчика сводится к несогласию с принятым решением, доводы основаны на мнении ответчика относительно предмета спора.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" августа 2019 года по делу N А33-16717/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16717/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КЕЖЕМСКОГО РАЙОНА
Ответчик: АО "КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"