город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2019 г. |
дело N А53-28145/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ильиной М.В., рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2019 по делу N А53-28145/2019
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (ОГРН 1046164019440, ИНН 6164224201)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (в настоящее время АО "Почта России") (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - административный орган, Управление Роскомнадзора по Ростовской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2019 федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в нарушение Методики, утвержденной Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 N 75, вменяемое нарушение выявлено не государственными инспекторами Роскомнадзора, а представителями ФГУП "ГРЧЦ". Вывод суда о том, что функции по государственному контролю в области оказания услуг почтовой связи ФГУП "ГРЧЦ" не передавались, не может быть признан обоснованным, поскольку все мероприятия по контролю, в том числе систематическое наблюдение, мониторинг, в силу требований вышеуказанных нормативных актов могут проводиться только государственными инспекторами Управления Роскомнадзора по Ростовской области. В данном случае мероприятия по контролю за соблюдением требований в области почтовой связи проведены работниками ФГУП "ГРЧЦ". Итоговые документы составлены также работниками ФГУП "ГРЧЦ". Должностными лицами управления составлен протокол об административном правонарушении по результатам изучения представленных ФГУП "ГРЧЦ" материалов. Работники ФГУП "ГРЧЦ" не являются уполномоченными лицами на проведение проверки выполнения операторами почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи. Все документы, в том числе акт мониторинга от 10.07.2018 N 61-001-ОПС, полученные административным органом с нарушением требований нормативных правовых актов, не могут использоваться в качестве доказательств по делу об административном правонарушении в отношении АО "Почта России" и не могут подтверждать вину общества во вменяемое правонарушении.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 28.06.2019 N 84-нд руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области "О проведении планового систематического наблюдения в отношении ФГУП "Почта России", Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434, письма Роскомнадзора от 27.06.2019 N 07ПА-57089 "О направлении временных методических рекомендаций для использования при проведении Мониторинга/СН в опытных зонах" в июле 2019 года представителями филиала ФГУП "Главный радиочастотный центр" в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах осуществлялся мониторинг соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи и рассылка 160 контрольных писем межобластного потока через почтовые ящики, установленные на территории г. Ростов-на-Дону.
В результате проведения систематического наблюдения выявлены нарушения пункта 5 лицензионных требований по лицензии N 162571 на оказание услуг почтовой связи, раздела XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87; п. 46 "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, зарегистрированных в Минюсте России 26.12.2014 N 35442, п. п. "а" п. 2 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 (далее - нормативы), выразившиеся в некачественном предоставлении услуг почтовой связи в части несоблюдения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков от 1 до 8 дней, размещенных на территории г. Ростов-на-Дону, Автобазой УФПС Ростовской области - филиал ФГУП "Почта России.
В результате анализа предоставленных акта мониторинга, рабочей ведомости РЧЦ в ЮФО И СКФО, фотоматериалов и возвращенных контрольных писем Управлением Роскомнадзора по Ростовской области было установлено несоблюдение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, установленных на внутригородской территории центра субъекта Российской Федерации - г. Ростов-на-Дону от 1 дня до 8 дней, чем нарушены требования п. 46 "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, в части несоблюдения п.п. "а" п. 2 Нормативов, выразившиеся в необеспечении качественного предоставления услуг почтовой связи Автобазой УФПС Ростовской области - филиалом ФГУП "Почта России".
Из разосланных 160 контрольных писем через почтовые ящики г. Ростов-на-Дону в период с 4 июля 2019 по 9 июля 2019 года возвращено в течение июля 2019 года в адрес Управления Роскомнадзора по Ростовской области 160 контрольных писем, из них 35 контрольных писем были замедлены при выемке из 9 почтовых ящиков от 1 до 8 дней, расположенных по адресам г. Ростов-на-Дону: N 1, ул. Большая Садовая, д. 48, (нарушены нормативы частоты сбора на 2 дня, письма опущены 05.07.2019, выемка произведена 08.07.2019); N 9, пр. Ворошиловский, 60 (Сбербанк); (нарушены нормативы частоты сбора на 1 день, письма опушены 08.07.2019, выемка произведена 10.07.2019); N 212, пр. 40 лет Победы, д. 178; (нарушены нормативы частоты сбора на 1 день, письма опушены 08.07.2019, выемка произведена 10.07.2019); N 176, пр. 40 лет Победы, д. 1; (нарушены нормативы частоты сбора на 8 дней, письма опущены 09.07.2019, выемка произведена 18.07.2019); N 292, пер. Гвардейский, д. 39; (нарушены нормативы частоты сбора на 1 день, письма опушены 09.07.2019, выемка произведена 11.07.2019); N 95, ул. Ларина, д. 24/1; (нарушены нормативы частоты сбора на 3,4 дня, письма опушены 05.07.2019, выемка произведена 09.07.2019,10.07.2019); N 128, ул. Самойловская, д. 52; (нарушены нормативы частоты сбора на 2 дня, письма опущены 05.07.2019, выемка произведена 08.07.2019); N 233, пер. Гвардейский, 92; (нарушены нормативы частоты сбора на 1 день, письма опушены 09.07.2019, выемка произведена 11.07.2019); N 132, пр. Сельмаш, 10; (нарушены нормативы частоты сбора на 1 день, письма опущены 04.07.2019, выемка произведена 06.07.2019).
01.08.2019 на основании выявленных нарушений главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Ростовской области в присутствии представителя ФГУП "Почта России" Конукаева А.Р., действующего на основании доверенности от 28.04.2018, составлен протокол N АП-61/4/3050 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
Согласно с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к лицензируемому виду деятельности относится вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ установлено, что под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание (часть 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, в указанный перечень включены услуги почтовой связи.
В соответствии с пунктом 5 раздела XX Перечня одним из условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи является оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обязанность оператора связи оказывать услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи установлено также абзацем 1 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Предприятие имеет лицензию от 11.04.2018 N 162571 на оказание услуг почтовой связи сроком действия до 11.04.2023, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (т.д. 1 л.д. 18-21).
В соответствии с пунктом 5 лицензионных условий, являющихся приложением к указанной лицензии, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с требованиями действующего законодательства и правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - ПОУПС), операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с п. п. "а" п. 2 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257, нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации составляют: ежедневно не менее 1 раза в день.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 01.08.2019 N АП-61/4/3050, актом мониторинга филиала ФГУП "ГРЧЦ" в ЮФО и СКФО от 10.07.2019 N 61-001-ОПС, рабочей ведомостью филиала ФГУП "ГРЧЦ" в ЮФО и СКФО от 10.07.2019 б/н, рабочей ведомостью Управления Роскомнадзора по Ростовской области за июль 2019 года б/н, фотоматериалами, контрольными письмами и регистрационными карточками подтверждается факт нарушения предприятием при осуществлении деятельности лицензионных требований в виде нарушения нормативов частоты сбора почтовой корреспонденции.
Таким образом, наличие в действиях ФГУП "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ФГУП "Почта России", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При должной степени заботливости и осмотрительности предприятие имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения предприятием требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Доводы жалобы о том, что работники ФГУП "ГРЧЦ" не являются уполномоченными лицами на проведение проверки выполнения операторами почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи, в том числе проверки правильности оформления почтовых ящиков на обслуживаемой АО "Почта России" территории Ростовской области, в связи с чем документы, в том числе акт мониторинга от 10.07.2018 N 61-001-ОПС, полученные административным органом с нарушением требований нормативных правовых актов, не могут использоваться в качестве доказательств по делу об административном правонарушении в отношении АО "Почта России" и не могут подтверждать вину общества во вменяемое правонарушении, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
Приказом Роскомнадзора от 28.05.2010 N 324 утверждено Положение об управлениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно п. 3.27 Положения об управлениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управление в соответствии с поставленными задачами осуществляет функции, в том числе взаимодействует с ФГУП "ГРЧЦ" по вопросам мониторинга и лингвистических исследований в сфере массовых коммуникаций.
Приказом Роскомнадзора от 28.06.2019 N 84-нд филиал ФГУП "ГРЧЦ" в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах привлечен к проведению систематического наблюдения в отношении ФГУП "Почта России".
В июле 2019 года представителями филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах осуществлялся мониторинг соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи (ФГУП "Почта России") деятельности в области оказания услуг почтовой связи на территории Ростовского-на-Дону почтамта УФПС Ростовской области филиал ФГУП "Почта России".
В результате анализа представленных актов мониторинга РЧЦ в ЮФО И СКФО и фотоматериалов Управлением Роскомнадзора по Ростовской области было установлено несоблюдение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, установленных на внутригородской территории центра субъекта Российской Федерации - г. Ростов-на-Дону от 1 дня до 8 дней, а именно: из разосланных 160 контрольных писем через почтовые ящики г. Ростов-на-Дону в период с 4 июля 2019 по 9 июля 2019 года, возвращено в течение июля 2019 года в адрес Управления Роскомнадзора по Ростовской области 160 контрольных писем, из них 35 контрольных писем были замедлены при выемке из 9 почтовых ящиков от 1 до 8 дней.
Таким образом, функции по государственному контролю в области оказания услуг почтовой связи ФГУП "ГРЧЦ" не передавались, нарушения выявлены уполномоченными лицами Роскомнадзора на основании актов мониторинга. Доказательств того, что при осуществлении мониторинга допущены какие-либо нарушения, представлено не было.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС").
Основания для применения положений ст. ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ отсутствуют.
Административное наказание назначено с учетом требований ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2019 по делу N А53-28145/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28145/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО УФПС Ростовской области филиал "Почта России", ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"