г. Саратов |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А57-10506/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Волковой Т.В., Луевой Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Беджанян Э.А.,
при участии представителя государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 6" - В.А. Шугайкина, действующего на основании доверенности от 04.06.2019,
представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области - Лузикаса А.Н., действующего на основании доверенности от 09.01.2019 N 10, Радченко Е.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 N 45,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 6" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2019 года по делу N А57-10506/2019
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области (ОГРН 1026403672591 ИНН 6455005067)
к государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 6" (ОГРН 1026402492632 ИНН 6451118221)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета
спора: Министерство здравоохранения Саратовской области
о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению в размере 479 405 руб. 85 коп., штрафа в размере 47 940 руб. 58 коп., пени в размере 2 105 руб. 39 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 6" (далее - ответчик, ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6") о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению в размере 479 405 руб. 85 коп., штрафа в размере 47 940 руб. 58 коп., пени в размере 2 105 руб. 39 коп..
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2019 года с ответчика в пользу истца взысканы денежные средства, использованные не по целевому назначению, в размере 479 405 руб. 85 коп., пени за период с 12.02.2019 по 28.02.2019 в размере 2 105 руб. 39 коп., штраф в размере 4 794 руб. 05 коп., а всего 486 305 руб. 29 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик, не согласившись с данным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объёме, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование поданной жалобы заявитель указывает, что расходы на оказание услуг по хранению, отпуску и уничтожению наркотических и психотропных препаратов входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Истцом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанное лицо возражает против удовлетворения жалобы, настаивает на законности и обоснованности решения суда первой инстанции, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика и истца в судебном заседании поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на неё, дали аналогичные пояснения.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела Министерство здравоохранения Саратовской области извещено надлежащим образом путем направления почтовых извещений в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебный акт в сети "Интернет" размещен 27.11.2019, что следует из отчета о публикации судебного акта.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей ответчика и истца, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на основании приказа ТФОМС Саратовской области от 28.12.2018 N 523 "О проведении проверки Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 6" Территориальным фондом обязательного медицинского страхования проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования и анализ отчетных форм, ознакомление с материалами проверок контролирующих органов в ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" (далее также - поликлиника) за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
Проверка проводилась с 10.01.2019 по 30.01.2019.
Результаты проверки оформлены актом N 5 от 29.01.2019 г.
В ходе проверки выявлено использование ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) не по целевому назначению в сумме 479 405 руб. 85 коп.
Проверкой расходования средств ОМС установлено, что ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" израсходованы средства ОМС на оплату услуг по хранению, отпуску и уничтожению лекарственных средств, полученных в рамках реализации подпрограммы 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" программы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11.10.2013 N 545-П.
В ходе проверки установлено, что поликлиникой заключены следующие безвозмездные договоры с ОГУ "Саратовский аптечный склад": от 30.12.2016 N 45 на оказание услуг по обеспечению амбулаторных онкологических больных наркотическими средствами с периодом действия с 01.01.2017 по 31.12.2017; от 29.12.2017 N 101 на оказание услуг по обеспечению наркотическими средствами амбулаторных онкологических больных с периодом действия с 01.01.2018 по 31.12.2018; от 31.07.2018 N 36 на оказание услуг по обеспечению амбулаторных больных психотропными лекарственными препаратами с периодом действия с 31.07.2018 по31.12.2018.
Вышеуказанные договоры заключены в рамках реализации подпрограммы 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" программы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11.10.2013 N 545-П.
Данная программа предусматривает обеспечение лекарственными препаратами и безбелковыми продуктами питания льготных категорий граждан за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление Правительства N 890). Источником финансового обеспечения государственной программы являются средства федерального и областного бюджетов (приложение N4 Постановления Правительства Саратовской области от 11.10.2013 N 545-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года").
Поликлиника осуществляет учет полученных лекарственных препаратов на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, приняты на ответственное хранение".
Непосредственный отпуск лекарственных препаратов осуществляется через ООО "Аптека N 262" (на основании приказа Министерства здравоохранения Саратовской области от 26.03.2015 N 390 "О закреплении медицинских организаций г. Саратова за аптечным учреждением ЗАО "Аптека N262" г. Саратова на отпуск населению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II"), уничтожение неиспользованных лекарственных препаратов в 2017-2018 годах осуществлялась ГАУ СО "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств", ОГУ "Саратовский аптечный склад".
Согласно разделу 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2016 N 742-П, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2017 N 692-П (далее - Территориальные программы государственных гарантий на 2017 и 2018 годы) обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Таким образом, в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в соответствии с которым медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, положений договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательного медицинского страхования ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" допущено использование средств обязательного медицинского страхования на цели, не соответствующие условиям их получения (осуществление расходов, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования) на общую сумму 479 405 руб. 85 коп., что является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Согласно пояснениям главного врача поликлиники Аленькиной М.А. расходы на услуги по хранению, отпуску и уничтожению наркотических и психотропных средств производились за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи прикрепленному населению поликлиники.
Выборочной проверкой обоснованности начисления и выплаты заработной платы в проверяемом периоде сотрудникам Поликлиники установлено, что за счет средств ОМС производилась оплата труда врачу-профпатологу кабинета врача-профпатолога отделения профилактики лечебно - профилактического отделения Л1" 1 ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6".
Согласно штатным расписаниям по состоянию на 01.01.2017, на 01.12.2017 в поликлинике предусмотрена должность врача-профпатолога кабинета врача-профпатолога отделения профилактики лечебно - профилактического отделения "1 ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" в количестве 1,5 ставки.
В проверяемом периоде данная должность была занята с 01.01.2017 по 31.01.2018 в количестве 0,25 ставки в рамках внутреннего совместительства Сорокиной Е.В. (трудовой договор от 09.01.2014 N б/н, приказ главного врача об увольнении от 31.01.2018 N 3-с). Оплата труда в проверяемом периоде
Сорокиной Е.В. по занимаемой должности врача-профпатолога за счет средств ОМС составила 35 325 руб. 75 коп. с учетом начислений на выплаты по оплате труда 45 994 руб. 13 коп., а именно: за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 - 31 987 руб. 34 коп. с учетом начислений на выплаты по оплате труда 41 647 руб. 52 коп.; за период с 01.01.2018 по 31.01.2018 - 3 338 руб. 41 коп. с учетом начислений на выплаты по оплате труда 4 346 руб. 61 коп.
Согласно пояснениям главного врача поликлиники Аленькиной М.А. должность медицинской сестры кабинета врача-профпатолога отделения профилактики лечебно - профилактического отделения N 1 ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" в количестве 1,5 ставок в проверяемом периоде была вакантной.
Согласно разделу 5 Территориальных программ государственных гарантий на 2017 и 2018 годы медицинская помощь в центрах профессиональной патологии и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (прогнозно), областного бюджета.
Таким образом, в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в соответствии с которым медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС, положений договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (осуществление расходов, не включенных в территориальную программу ОМС) на общую сумму 45 994 руб. 13 коп., что является нецелевым использованием средств ОМС.
На основании акта проверки N 5 от 29.01.2019 г. ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" необходимо было в течение 10 рабочих дней со дня получения акта, в соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ, возвратить денежные средства в размере 525 399 руб. 98 коп., использованные не по целевому назначению, в бюджет Территориального фонда из прочих источником финансирования, а также уплатить штраф в размере 47 940 руб. 58 коп.
Ответчиком были перечислены денежные средства истца в размере 45 994 руб. 13 коп., платежным поручением N 69 от 05.02.2019 г. в качестве возврата средств, использованных не по целевому назначению; 4 599 руб. 41 коп. платежными поручениями N 70 от 06.02.2019 г. и N 101 от 06.02.2019 г. в качества штрафа от суммы нецелевого использования.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия. Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
По смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации не целевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с положениями статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Федерального закон N 326-ФЗ, согласно которой, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Федерального закон N 326-ФЗ базовая программа ОМС - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Судом первой инстанции не целевыми расходами средств ОМС признаны расходы на оплату услуг по хранению, отпуску и уничтожению лекарственных средств, полученных в рамках реализации Подпрограммы 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" программы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11.10.2013 N 545-П.
Проверкой установлено, что поликлиникой заключены следующие безвозмездные договоры с ОГУ "Саратовский аптечный склад": от 30.12.2016 N 45 на оказание услуг по обеспечению амбулаторных онкологических больных наркотическими средствами с периодом действия с 01.01.2017 по 31.12.2017 (т. 1, л.д.58-62); от 29.12.2017 N 101 на оказание услуг по обеспечению наркотическими средствами амбулаторных онкологических больных с периодом действия с 01.01.2018 по 31.12.2018 (т. 1, л.д. 63-64); от 31.07.2018 N 36 на оказание услуг по обеспечению амбулаторных больных психотропными лекарственными препаратами с периодом действия с 31.07.2018 по 31.12.2018 (т. 1, л.д 55-57).
Вышеуказанные договоры заключены в рамках реализации подпрограммы 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" программы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11.10.2013 N 545-П.
Данная программа предусматривает обеспечение лекарственными препаратами и безбелковыми продуктами питания льготных категорий граждан за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства N 890.
Источником финансового обеспечения государственной программы являются средства федерального и областного бюджетов (приложение N 4 Постановления Правительства Саратовской области от 11.10.2013 N 545-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года").
Обеспечение лекарственными препаратами и безбелковыми продуктами питания льготных категорий граждан осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства N 890.
Вопреки утверждениям апеллянта, средства ОМС не являются источником финансирования Подпрограммы 7 и не подлежат оплате за счет ОМС.
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2016 N 742-П, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2017 N 692-П, в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденным приказом Министерства здравоохранения от 15.11.2012 N 915 н, поликлиникой пациентам предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь.
В соответствии с Порядком в оказание первичной медико-санитарной помощи не входит комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли, в том числе с применением наркотических средств и облегчение других тяжелых проявлений онкологических заболеваний.
Данный комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли, в том числе с применением наркотических средств и облегчение других тяжелых проявлений онкологических заболеваний (снятие болевого синдрома) оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию паллиативной медицинской помощи, в амбулаторных, стационарных условиях, - условиях дневного стационара (пункт 19 Порядка).
Паллиативная медицинская помощь в соответствии с действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности ГУЗ "Саратовская городская поликлиника N 6" не оказывается.
Согласно разделу 5 Территориальных программ государственных гарантий на 2017 и 2018 годы финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем групп - населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно (постановление Правительства N 890).
Материалами дела подтверждается, что ответчик в рамках реализации Подпрограммы 7 производил оплату по договорам на услуги по хранению, отпуску и уничтожению наркотических и психотропных средств за счет средств ОМС в размере 479 405,85 руб.
Доводы ответчика об отсутствии в рамках Подпрограммы 7 финансирования из областного бюджета на иные цели, в том числе на спорные, не изменяет установленный законом источник финансового обеспечения государственной программы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
Понесенные ответчиком расходы по хранению, отпуску и уничтожению наркотических и психотропных средств в рамках реализации Подпрограммы 7 не относятся к расходам, включенным в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Утверждение апеллянта об обратном основано на неправильном толковании норм материального права, является субъективным мнением заявителя, не основанным на относимых и допустимых доказательствах.
Таким образом, в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в соответствии с которым медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС, положений договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС ответчиком допущено использование средств ОМС на цели, не соответствующие условиям их получения (осуществление расходов, не включенных в территориальную программу ОМС) на общую сумму 479 405 руб. 85 коп., что является нецелевым использование средств ОМС.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно расчету представленному истцом, сумма пени за период с 12.02.2019 по 28.02.2019 составляет 2 105 руб. 39 коп., сумма штрафа - 47 940 руб. 58 коп.
Расчет пени и штрафа проверен судом и признан верным.
Руководствуясь положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что штраф является разновидностью неустойки, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон, компенсационную природу неустойки, суд первой инстанции снизил размер штраф до 1% от суммы нецелевого использования средств и определил ко взысканию 4 794,05 руб.
Апелляционная жалоба доводов о несогласии с решением суда в указанной части не содержит.
На основании изложенного, установив, что средства, выделенные ТФОМС, использованы ответчиком не по целевому назначению, требования истца правомерно признаны судом первой инстанции доказанными по праву и размеру и подлежащими удовлетворению в размере 479 405 руб. 85 коп., пени за период с 12.02.2019 г. по 28.02.2019 г. в размере 2 105 руб. 39 коп., штрафа в размере 4 794 руб. 05 коп.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2019 года по делу N А57-10506/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10506/2019
Истец: ТФОМС СО
Ответчик: ГУЗ Саратовская городская поликлиника 6
Третье лицо: Министерство здравоохранения Саратовской области