город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2019 г. |
дело N А32-37517/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу потребительского жилищно-строительного кооператива "Учитель"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 по делу N А32-37517/2019
по заявлению потребительского жилищно-строительного кооператива "Учитель"
к заинтересованному лицу Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
потребительский жилищно-строительный кооператив "Учитель" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) от 04.07.2019 N 429/2019 о назначении административного наказания.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая, что кооператив не является объектом государственного строительного надзора и не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент возражает по доводам апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва департамента, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, потребительский жилищно-строительный кооператив "Учитель" зарегистрирован в качестве юридического лица. Основным видом деятельности, согласно выписке из ЕГРЮЛ на 29.07.2019, является строительство жилых и нежилых зданий.
На основании приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 04.03.2019 N 41-вдп/2019 Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПЖСК "Учитель" по вопросу соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность жилищно-строительных кооперативов, за период с 16.05.2007 по 03.03.2019, по объекту строительства "Жилой дом по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Бамбуковая", расположенному на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203005:112.
В силу пункта 3.2 части 2 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации и частей 4, 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в адрес ПЖСК "Учитель" заказным письмом направлен мотивированный запрос от 07.03.2019 N 69-04-2600/19 о представлении документов в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки.
Вместе с тем, запрошенные документы в установленный срок ПЖСК "Учитель" не представлены, в связи с чем, Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края 19.04.2019 в отношении кооператива составлен протокол об административном правонарушении N 429/2019 и вынесено постановление от 04.07.2019 N 429/2019 о назначении кооперативу административного наказания по части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением контролирующего органа, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанного регионального государственного контроля (надзора) и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 3.2 части 2 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации контролирующий орган при осуществлении контроля вправе получать от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок документы и информацию, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 4, 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В ходе проверки установлено, что правообладателем земельного участка общей площадью 9 425 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Бамбуковая с кадастровым номером 3:49:0203005:112, с видом разрешенного использования - комплексная застройка многоквартирными жилыми домами с объектами общественного назначения, является муниципальное образование город-курорт Сочи.
Между муниципальным образованием город-курорт Сочи и ПЖСК "Учитель" заключен договор о предоставлении указанного земельного участка в пользование на условиях договора аренды от 26.12.2014 N 4900009702 (государственная регистрация от 26.02.2015 N 23-23/050-23/050/003/2015-339/2).
На основании договора о передаче прав и обязанностей от 08.06.2018 по договору аренды от 26.12.2014 N 4900009702, заключенного между ПЖСК "Учитель" и ООО "Югтехинвест", указанный земельный участок принадлежит на праве аренды ООО "Югтехинвест" (государственная регистрация от 20.06.2018 N 23649:0203005:112-23/050/2018-4).
В адрес кооператива административным органом направлен запрос от 07.03.2019 N 69-04-2600/19 о представлении в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки следующих документов:
- документов, удостоверяющих служебное положение законного представителя юридического лица. В отношении должностных лиц, также документы, подтверждающие статус такого лица в качестве должностного лица;
- сведений в отношении законного представителя, должностного лица, необходимых для осуществления производства по делам об административных правонарушениях, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства, серии и номера документа, удостоверяющего личность, органа его выдавшего и даты выдачи такого документа, а также сведений о номерах телефона, факса, адресах электронной почты, на которые необходимо направлять процессуальные вызовы, уведомления;
- документов, подтверждающих права жилищно-строительного кооператива на земельный участок;
- заключения экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом;
- договоров об участии в кооперативе, а также соглашений к ним, заключение которых и (или) привлечение денежных средств по которым связано с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, либо по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объекта;
- копий судебных актов по делам, затрагивающим права и законные интересы членов кооператива, в которых проверяемое юридическое лицо является стороной, участвующей в деле;
- первичных учетных документов, в том числе платежных поручений, выписок банка, подтверждающих привлечение денежных средств, связанных с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, либо привлечение денежных средств для строительства объекта с 16.05.2007 по 03.03.2019;
- регистров бухгалтерского учета, связанных с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств членов кооператива для строительства (создания) объекта с 16.05.2007 по 03.03.2019: регистров бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами), ведомостей оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета юридического лица в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета; кассовых книг; регистров аналитического и синтетического бухгалтерского учета по кредиту и дебету счетов бухгалтерского учета юридического лица, применяемых в соответствии с планом счетов, предусмотренным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"; определения в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно-строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью; размера вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно-строительного кооператива.
Согласно почтовому идентификатору N 35099131750201, запрос о предоставлении документов от 07.03.2019N 69-04-2600/19 и прилагаемый к указанному запросу приказ о проведении документарной проверки от 04.03.2019 N 41-вдп/2019 получен ПЖСК "Учитель" 19.03.2019.
Вместе с тем, документы в соответствии с указанным запросом кооперативом в течение 10 рабочих дней не представлены.
В обоснование своей правовой позиции ПЖСК "Учитель" указывает, что предоставить испрашиваемые бухгалтерские документы, договоры об участии в кооперативе, проектную документацию не представляется возможным ввиду ее отсутствия.
Однако доводы заявителя об отсутствии производственной деятельности кооператива, каких-либо бухгалтерских документов документально не подтверждены.
Кроме того, из письма ПЖСК "Учитель" от 08.04.2019 следует, что бывший председатель правления кооператива Куяев А.Г. заключал договоры индивидуального паевого взноса с целью строительства многоквартирного дома, привлекал денежные средства.
Указанные обстоятельства позволили суду сделать вывод о наличии в действиях кооператива состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований ПЖСК "Учитель" также указывает, что кооператив не является объектом государственного строительного надзора, в связи с чем у Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края отсутствовали основания для проведения проверки, и, следовательно, кооператив не может быть привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные доводы заявителя также отклонены судом ввиду следующего.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 21.10.2015 N 3255-КЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края", постановлениями главы администрации от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", от 21.12.2015 N 1245 "О департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края" с 01.01.2016 признано утратившим силу Постановление главы администрации Краснодарского края от 28.07.2014 N 769, управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края присоединено к управлению государственного строительного надзора Краснодарского края, которое, в свою очередь, переименовано в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
С 01.01.2016 департамент является правопреемником управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, то есть органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края.
Частью 18 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что контролирующий орган осуществляет контроль (надзор) за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, с учетом положений настоящего Федерального закона о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом. По окончании строительства многоквартирного дома и получения разрешения на его ввод в эксплуатацию в отношении жилищно-строительных кооперативов осуществляется государственный жилищный надзор в порядке, предусмотренном статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основаниями для проведения внеплановой проверки, в соответствии с частью 6 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации являются:
- истечение срока исполнения жилищно-строительным кооперативом выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса;
- поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также из единой информационной системы жилищного строительства о фактах нарушения требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса;
- требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В рассматриваемом деле, проверка ПЖСК "Учитель" проводилась с целью рассмотрения доводов, изложенных в обращениях граждан Салтановой Н.В., Ван Дайк В.В., Лебедева В.А., Орлова М.С., Орловой К.С., Алябьева А.Б., Азаровой Л.П., что подтверждается приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 04.03.2019 N 41-вдп/2019.
Таким образом, департамент обоснованно и правомерно проводил проверку в отношении ПЖСК "Учитель" в соответствии с приказом департамента от 25.02.2019 N 12 "Об утверждении Административного регламента исполнения департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, на территории Краснодарского края".
Изучив материалы дела, суд установил, что процедура привлечения кооператива к административной ответственности контролирующим органом соблюдена, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности контролирующим органом не пропущен.
Санкция применена в минимальном размере, предусмотренном частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях заявителя малозначительности рассматриваемого правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 по делу N А32-37517/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37517/2019
Истец: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "УЧИТЕЛЬ", ПсжК "Учитель"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КК, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края