г. Пермь |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А60-38940/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Грибиниченко О.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Товарищества собственников жилья "Юго-Западное"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 октября 2019 года по делу N А60-38940/2019
по заявлению Товарищества собственников жилья "Юго-Западное" (ИНН 6671184283, ОГРН 1069671004590)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства,
установил:
Товарищество собственников жилья "Юго-Западное" (далее заявитель, ТСЖ "Юго-Западное") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области (далее заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 30.04.2019 N 29-05-17-181
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСЖ ""Юго-Западное" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает, что спорный членский взнос "Привлечение снегоуборочной техники" определен в Смете затрат, утвержденной общим собранием 11.04.2018, как дополнительный, начисляемый исходя из фактических расходов; отмечает, что на копии решения суда первой инстанции, направленной в адрес заявителя, отсутствует подпись судьи.
Заинтересованное лицо Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с его уставом.
В соответствии с п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1, п. 4, п. 8.1 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится, в частности, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с п. 33 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290. В п. 24 Минимального перечня предусмотрены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением обращения гражданина от 20.03.2019 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 25.03.2019 N 29-05-15-181 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме N 48 по ул. Академика Бардина в г. Екатеринбурге в части включения в платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг дополнительного сбора "Членский взнос - уборка снега спецтехникой".
По результатам проверки составлен акт проверки N 29-05-16-181 от 30.04.2019 и в адрес ТСЖ "Юго-Западное" выдано предписание N 29-05-17-181 от 30.04.2019 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, в соответствии с которым выявлено нарушение - начисление в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг (квитанциях), выставляемых собственникам помещений в многоквартирном доме N 48А по ул. Академика Бардина в г.Екатеринбурге дополнительного сбора "Членский взнос-уборка снега спецтехникой" в размере 13,02 руб./кв.м, размер которого не определен в смете доходов и расходов ТСЖ "Юго-Западное"; в нарушение структуры платы за содержание жилого помещения отдельной строкой. ТСЖ "Юго-Западное" предписано в срок до 03.07.2019 исключить взимание отдельной строкой платы за "Членский взнос-уборка снега спецтехникой" в размере 13,02 руб./кв.м с собственников помещений в многоквартирном доме N 48А по ул.Академика Бардина в г. Екатеринбурге в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг с проведением перерасчета платы за данную работу.
ТСЖ "Юго-Западное", полагая, что указанное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства уд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как указано выше, в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставляемых ТСЖ "Юго-Западное" собственникам помещений в многоквартирном доме N 48А по ул. Академика Бардина в г. Екатеринбурге, начислен отдельной строкой дополнительный сбор "Членский взнос-уборка снега спецтехникой" в размере 13,02 руб./кв.м.
Из содержания представленного в материалы дела протокола от 11.04.2018 N 16 годового общего собрания ТСЖ "Юго-Западное" следует, что утверждена Смета затрат на управление многоквартирным домом и содержание мест общего пользования многоквартирного дома и членские взносы на услуги обслуживающей организации в размере 26,50 руб./м2; на прочие затраты ТСЖ в размере 7,30 руб./м.2 и фонд капитального ремонта многоквартирного дома в размере 9,00 руб./м2 общей площади помещения (квартиры) за месяц эксплуатационный период с марта 2018 года (Приложение N 5.1, 5.2).
При этом в п. 2 Сметы затрат на эксплуатационный период с марта 2018 года (приложение N 5.1), утвержденной решением общего собрания членов ТСЖ "Юго-Западное" протокол от 11.04.2018 N 16, предусмотрены прочие затраты и услуги сторонних организаций - привлечение снегоуборочной и транспортной техники в зимний период (погрузчик, самосвал, ГСМ для механизированной уборки снега), и указано "будет начисляться через дополнительный членский взнос "уборка снега", исходя из фактических расходов на кв.м".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в данных документах не указан и не утвержден конкретный размер дополнительного членского взноса "уборка снега" с привлечением снегоуборочной и транспортной техники в зимний период (погрузчик, самосвал, ГСМ для механизированной уборки снега). То есть, при проведении общего собрания и при утверждении вышеуказанной Сметы размер дополнительного сбора "Членский взнос-уборка снега спецтехникой" в сумме 13,02 руб./кв.м не утвержден.
Таким образом, учитывая, что решения об утверждении конкретного размера платы "Членский взнос-уборка снега спецтехникой" - 13,02 руб./кв.м собственниками принято не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности включения в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельной строкой платы за "Членский взнос-уборка снега спецтехникой".
Ссылки ТСЖ "Юго-Западное" на то, что спорный членский взнос "Привлечение снегоуборочной техники" в Смете затрат, утвержденной общим собранием 11.04.2018, определен как дополнительный, начисляемый исходя из фактических расходов, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указание на то, что привлечение снегоуборочной и транспортной техники в зимний период (погрузчик, самосвал, ГСМ для механизированной уборки снега) будет начисляться через дополнительный членский взнос "уборка снега", исходя из фактических расходов на кв.м, не свидетельствует об утверждении общим собранием размера дополнительного сбора "Членский взнос-уборка снега спецтехникой" - 13,02 руб./кв.м, тогда как в соответствии со ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Ссылки заявителя на отсутствие подписи судьи на полученной копии решения суда первой инстанции не свидетельствует о том, что само решение не подписано судьей (имеющийся в материалах дела обжалуемый судебный акт содержит подпись судьи). Порядок изготовления копии принятого по делу судебного акта, направляемой в адрес лиц, участвующих в деле, положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрен. При этом согласно п. 10.1 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100, копия судебного акта может быть изготовлена, в том числе путем выведения на печать текста судебного акта из информационной системы "Картотека арбитражных дел", что не предполагает наличие в копии подписи судьи, рассмотревшего дело.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
ТСЖ "Юго-Западное" в суд апелляционной инстанции представлено платежное поручение от 25.10.2019 N 779, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов, о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, незаконными государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем заявителю апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2019 года по делу N А60-38940/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Юго-Западное" - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Юго-Западное" (ИНН 6671184283, ОГРН 1069671004590) из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 25.10.2019 N 779.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-38940/2019
Истец: ТСЖ "ЮГО-ЗАПАДНОЕ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ