г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А56-51470/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Орловой Н.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Москалец О.Е.,
при участии:
- от истца: Сметанина А.Л. по доверенности от 10.10.2023,
- от ответчика: Рябковой И.А. по доверенности от 27.12.2023,
- от 3-его лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39789/2023) жилищно-строительного кооператива N 334 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2023 по делу N А56-51470/2022,
принятое по иску жилищно-строительного кооператива N 334 к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
3-е лицо: администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга
об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 334 (далее - истец, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество, Региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с изложением пунктов 1.1-1.4, 2.1-2.2, 3.1, 3.3, 4.1, 5.1, 6.3, 9.1-9.6, Приложение N1 к договору на условиях, предложенных истцом.
Определением от 28.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Решением суда от 04.10.2023 между сторонами урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора: спорные пункты 1.1-1.4, 2.1-2.2, 3.1, 3.3, 4.1, 5.1, 6.3, 9.1-9.6, а также Приложение N 1 к договору утверждены в редакции, предложенной ответчиком.
Не согласившись с решением суда в части утверждения пункта 4.1 договора на условиях, предложенных ответчиком, истец обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не применимы к спорным правоотношениям, поскольку регулируют отношения между исполнителем коммунальных услуг и конечными потребителями.
Согласно позиции истца, в силу принципа диспозитивности субъекты спорных правоотношений вправе производить учет ТКО, как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с установленными нормативами. Истец, заявляя о разногласиях по пункту 4.1 договора и указывая на необходимость учета ТКО, исходя из объема и количества контейнеров, реализовал право на выбор одного из способов учета ТКО. В свою очередь, пункт 8 Правил N 505 не содержит исключений в отношении организационно-правовых форм собственников ТКО, имеющих право выбора порядка учета ТКО.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 18.01.2024.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Как полагает ответчик, доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права. Потребитель вправе производить коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет такое раздельное накопление, что согласуется с разъяснениями пункта 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023. В отсутствие доказательств раздельного накопления ТКО судом сделан верный вывод о необходимости коммерческого учета ТКО, исходя из установленных нормативов.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Присутствующий в заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика - против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо своего представителя для участия в заседании не направило.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.3 Соглашения, региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения, утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее, чем 01.01.2022.
Обществом после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора в газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 размещен текст оферты на оказание услуг по обращению с ТКО.
Кооператив осуществляет управление многоквартирным домом, находящимся по адресу: Санкт-Петербург, шоссе Революции, д. 33, корп. 1, лит. А (далее - МКД).
25.03.2022 от Общества в адрес Кооператива на основании заявки последнего, полученной региональным оператором 09.02.2022, поступил проект договора от 30.12.2021 N 1266191-2022/ТКО (далее - Договор) на оказание услуг по обращению с ТКО.
Кооператив не согласился с рядом условий, изложенных в Договоре, в связи с чем 08.04.2022 и 25.04.2022 направил в адрес Общества протокол разногласий к Договору.
26.05.2022 Общество направило Кооперативу протокол урегулирования разногласий, в котором отклонило ряд разногласий, заявленных Обществом, утвердив условия в первоначальной редакции.
Неурегулирование между сторонами разногласий по условиям пунктов 1.1-1.4, 2.1-2.2, 3.1, 3.3, 4.1, 5.1, 6.3, 9.1-9.6, а также Приложения N 1 к Договору послужило основанием для обращения Кооператива в суд с рассматриваемым иском.
Решением суда первой инстанции перечисленные спорные пункты Договора приняты на условиях, предложенных ответчиком.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и заслушав позиции сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В целях реализации задач, предусмотренных Законом об отходах, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации (далее - Правила N 1156).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Приложением N 1 к Правилам N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязанностью, которая вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в сфере обращения с ТКО.
Согласно статье 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Пунктом 4.1 Договора устанавливает порядок коммерческого учета ТКО, подлежащий применению в целях определения размера платы за услуги, оказываемые региональным оператором по Договору.
Порядок коммерческого учета ТКО в силу пункта 25 Правил N 1156 относится к числу существенных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из Протокола разногласий от 02.04.2022, Общество предлагает предусмотреть в пункте 4.1 Договора условие о коммерческом учете ТКО расчетным способом, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Кооператив, в свою очередь, полагая, что нормативы накопления ТКО следует применять при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги конечным потребителям, просит включить в пункт 4.1 Договора условие о коммерческом учете ТКО, исходя из объема и количества стандартных контейнеров для ТКО, принятых в конкретном расчетном периоде.
Условие о порядке учета ТКО также изложено в Приложении N 1 к Договору.
Суд первой инстанции, утверждая пункт 4.1 Договора и Приложение N 1 в редакции, предложенной Обществом, исходил из того, что коммерческий учет ТКО, исходя из объема и количества контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
При этом доказательств согласования с ответчиком применения истцом системы раздельного накопления ТКО материалы дела не содержат.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего нормативно-правового обоснования.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, как верно указал суд первой инстанции, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
В данном случае Кооператив, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, не заявлял о наличии раздельного накопления сортированных ТКО, настаивал на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем, исходя из количества вывезенных контейнеров без указания на раздельное накопление.
Более того, как указал суд первой инстанции, Кооператив с заявкой о согласовании раздельного учета ТКО к Обществу в установленном порядке не обращался.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов, исходя из площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения. Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно изложил пункт 4.1 Договора и Приложение N 1 к нему в редакции Регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2023 по делу N А56-51470/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51470/2022
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N334
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга