г. Челябинск |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А07-9635/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Корсаковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2024 по делу N А07-9635/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Ахмадиева И.Ф. (доверенность от 23.11.2023, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" - Андреев С.А. (доверенность от 11.01.2024, диплом).
В Арбитражный суд Республики Башкортостан поступило исковое заявление Волжско-Камского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Волжско-Камское межрегиональное управления Росприроднадзора, Управление) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" (далее - ответчик, ООО "Башнефть-Добыча") вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды в размере 250 267 рублей.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ООО "Башнефть-Добыча" провести рекультивацию 49 кв.м почвы с кадастровым номером 16:43:041701:15, загрязненной нефтесодержащей жидкостью, в соответствии с проектом рекультивации земельного участка, загрязненного в результате отказа оборудования скважины N 483 общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча", Туймазинское месторождение, утвержденным обществом с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" 03.04.2023. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить, вернуть дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что проект восстановительных работ подлежит оценке судом, в том числе, на предмет обоснованности и достаточности мероприятий для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, объективной возможности осуществления их ответчиком как собственными силами, так и с привлечением третьих лиц. Проведение одной лишь рекультивации является не способом возмещения экологического вреда, а лишь средством устранения препятствий к воссозданию экосистемы. Проведение обществом рекультивации в будущем не будет являться способом полного возмещения причиненного экологического вреда, при этом при выполнении причинителем вреда рекультивационных работ двойное возмещение вреда отсутствует, поскольку расходы на рекультивацию не относятся к расходам на возмещение экологического вреда, таким образом, исковые требования Управления должны быть удовлетворены в денежном выражении.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером: 16:43:041701:0015, общей площадью 3 600 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием для добычи нефти;
В Татарскую природоохранную межрайонную прокуратуру поступило обращение жителей о разливе нефтепродуктов на земельный участок возле д. Екатериновка Ютазинского муниципального района Республики Татарстан, что привело к загрязнению окружающей среды.
Прокуратурой установлено, что разлив нефтепродуктов произошел в результате разгерметизации трубопровода ООО "Башнефть-Добыча" (т.1, л.д. 32).
21.10.2022 в рамках исполнения требования Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры N 132-2022/20920057/Исорг45-22 (вх. N16772 от 19.10.2022) государственными инспекторами Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора проведено выездное обследование на территории нефтедобывающей скважины N 483 ООО "Башнефть-Добыча", кадастровый номер земельного участка 16:43:041701:15, категория земель - земли промышленности, вид разрешенного использования - для добычи нефти, выявлено загрязнение почвы нефтепродуктами на площади 49 кв.м, составлен акт выездного обследования (т.1, л.д. 29-31).
Специалистами лаборатории филиала "ЦЛАТИ по Республике Татарстан" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" произведен отбор проб почвы с загрязненного земельного участка (т.1, л.д. 33 оборот - 34).
По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний специалистами филиала "ЦЛАТИ по Республике Татарстан" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" подготовлено заключение N 129 от 02.11.2022, в соответствии с которым установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в почве загрязненного земельного участка в 45,9 раз (т.1, л.д. 36).
По выявленному факту нарушения земельного законодательства ответчик был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о чем вынесено постановление N 349 от 21.11.2022 (т.1, л.д. 24-26).
Ввиду причинения вреда окружающей среде Управление в адрес ответчика направлена претензия от 20.12.2022 N 02-14137 об уплате суммы вреда, причиненного почве, в размере 250 267 рублей (т.1, л.д. 17-21).
В ответ на претензию общество в письме от 19.01.2023 N ДУ-0030 указало Управлению, что обществом после инцидента на скважине N 483 Туймазинского месторождения возле д. Екатериновка Ютазинского района Республики Татарстан проведены неотложные действия по недопущению попадания нефтесодержащей жидкости за территорию промышленной площадки скважины, а также по ликвидации загрязнения территории путем локализации, сбора грунта и вывоза на полигон обезвреживания нефтесодержащих отходов. В соответствии с пунктами 8, 15, 26 в" Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800), общество приступило в установленный законодательством срок к разработке проекта рекультивации земельного участка промышленного назначения с кадастровым номером 16:43:041701:15 Ютазинского района Республики Башкортостан общей площадью 49 кв.метров, нарушенного в результате производственной деятельности. Общество проводит мероприятия по рекультивации в соответствии с проектом за счет средств предприятия, то есть восстанавливает нарушенное состояние почвы, что представляет собой один из способов возмещения вреда окружающей среде (т.1, л.д. 27-28).
Отсутствие выплаты обществом денежной суммы в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, явилось основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции счел возможным определить способ возмещения вреда, причиненного обществом почве, в натуре путем возложения на общество обязанности по рекультивации земель в соответствии с разработанным обществом проектом рекультивации от 03.04.2023 земельного участка, загрязненного в результате отказа оборудования скважины N 483 ООО "Башнефть-Добыча", Туймазинское месторождение, общая площадь земельного участка 49 кв.м, кадастровый номер 16:43:041701:0015, Ютазинский район Республики Татарстан.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 7 Постановления N 49, по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Из разъяснений пункта 12 Постановления N 49 вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ, статья 1064 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено два способа возмещения вреда окружающей среде - взыскание убытков в денежной форме и возмещение вреда в натуре путем проведения мероприятий в соответствии с проектом рекультивационных работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В силу части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и тому подобное; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и другое), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пункты 2, 3 статьи 1083 ГК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером: 16:43:041701:0015, общей площадью 3 600 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием для добычи нефти;
21.10.2022 в рамках исполнения требования Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры N 132-2022/20920057/Исорг45-22 (вх. N16772 от 19.10.2022) государственными инспекторами Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора проведено выездное обследование на территории нефтедобывающей скважины N 483 ООО "Башнефть-Добыча", кадастровый номер земельного участка 16:43:041701:15, категория земель - земли промышленности, вид разрешенного использования - для добычи нефти, выявлено загрязнение почвы нефтепродуктами на площади 49 кв.м, составлен акт выездного обследования (т.1, л.д. 29-31).
Специалистами лаборатории филиала "ЦЛАТИ по Республике Татарстан" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" произведен отбор проб почвы с загрязненного земельного участка (т.1, л.д. 33 оборот - 34).
Согласно протоколам результатов проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний пробы почвы N 0319/2022-П-ГК от 02.11.2022, N 0320/2022-П-ГК от 02.11.2022 филиалом "ЦЛАТИ по Республике Татарстан" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" установлено превышение концентраций загрязняющих веществ в почве, отобранной со спорного земельного участка 21.10.2022:
Наименование загрязняющих веществ |
Фоновое значении(мг/кг) |
Фактическое значении (мг/кг) |
Превышение |
Нефтепродукты |
222 |
10188 |
45,9 |
Обществом после инцидента на скважине N 483 Туймазинского месторождения возле д. Екатериновка Ютазинского района Республики Татарстан проведены неотложные действия по недопущению попадания нефтесодержащей жидкости за территорию промышленной площадки скважины, а также по ликвидации загрязнения территории путем локализации, сбора грунта и вывоза на полигон обезвреживания нефтесодержащих отходов.
ООО "Башнефть-Добыча" разработан проект рекультивации от 03.04.2023 земельного участка, загрязненного в результате отказа оборудования скважины N 483 ООО "Башнефть-Добыча", Туймазинское месторождение, общая площадь земельного участка 49 кв.м, кадастровый номер 16:43:041701:0015, Ютазинский район Республики Татарстан (материалы электронного дела от 28.04.2023) (далее - проект рекультивации).
Общество проводит мероприятия по рекультивации в соответствии с проектом рекультивации, то есть восстанавливает нарушенное состояние почвы.
Управлением на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среду, утвержденной Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика N 238), исчислен размер вреда, причиненный обществом почвам как объекту охраны окружающей среды (пункт 5):
УЩ загр = СЗ * S * Кг * К исп * Т х * К мпс * Кин, где:
УЩзагр - размер вреда (руб.);
СЗ - степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;
Соотношение (С) фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле
где:
Xi - фактическое содержание i-го загрязняющего вещества в почве (мг/кг);
Xн - норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).
При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Xн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
Степень загрязнения (СЗ) составила по нефтепродуктам 10188/222 = 45,9, при этом в интервале от 30 до 50 степень загрязнения принимается равным 5,0.
S - площадь загрязненного участка равна 49 кв. м, что отражено в протоколе отбора проб N 0068/2022-П-ГК от 21.10.2022.
Kr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики.
При глубине загрязнения почв до 5 см (Кг) принимается равным 1.
Kисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка.
1,0 (для земель остальных категорий и видов разрешенного использования, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена);
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).
В соответствии с Приказом Минприроды России от 18 августа 2014 г. N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации" Ютазинский район Республики Татарстан расположен в лесостепном районе в европейской части Российской Федерации, таким образом, Тх составляет 500 руб./м2.
Кдефл - 2,043 для 2022 года, коэффициент, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития.
Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики, в случае отсутствия плодородного слоя почвы (или недоказанности его наличия) коэффициент Кмпс принимается равным 1.
Таким образом, размер вреда, причиненного почвам ООО "Башнефть-Добыча", Управлением определен по формуле и составил:
УЩзагр = 5,0*49*1*1*500*2,043*1 = 250 267 рублей.
Ответчик указывает на отсутствие оснований для возложения на него гражданской ответственности по возмещению вреда в денежной форме, поскольку им разработан проект рекультивации загрязненного земельного участка, он выполняет работы по восстановлению участка почвы.
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021, изложена правовая позиция, согласно которой на лицо, причинившее вред почвам как объекту охраны окружающей среды, не может быть одновременно возложена и гражданская ответственность в виде возмещения вреда в денежной форме, и обязанность по устранению последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв в отношении того же земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, а также в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Закона об охране окружающей среды, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков). В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Из разъяснений пункта 13 Постановления N 49 следует, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
При этом в пункте 17 Постановления N 49 разъяснено, что при решении вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суд определяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным. Применительно к пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ суду следует исходить из того, осуществимо ли устранение наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ как его собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц.
В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Согласно пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
ООО "Башнефть-Добыча" разработан проект рекультивации от 03.04.2023 земельного участка, загрязненного в результате отказа оборудования скважины N 483 ООО "Башнефть-Добыча", Туймазинское месторождение, общая площадь земельного участка 49 кв.м, кадастровый номер 16:43:041701:0015, Ютазинский район Республики Татарстан (материалы электронного дела от 28.04.2023) (далее - проект рекультивации).
Таким образом, при решении судом вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре, суд оценивает содержание проекта рекультивации на предмет того, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным, осуществимо ли устранение наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ.
Из содержания проекта рекультивации следует, что им предусмотрено проведение рекультивации участка земель на территории площадки действующей нефтедобывающей скважины, загрязненных нефтесодержащей жидкостью, путем последовательного выполнения комплекса мероприятий в один этап: технический этап рекультивации, так как относятся к землям промышленности и находятся в использовании объекта нефтедобычи.
Следовательно, технический этап рекультивации загрязненных земель направлен на восстановление компонента окружающей среды - почвы и объективно возможен к выполнению.
Природоохранное направление рекультивации земель - приведение загрязненных земель в состояние, пригодное для использования в заданных целях, то есть для земель промышленного назначения.
Проектом рекультивации предусмотрена рекультивация загрязненного нефтесодержащей жидкостью земельного участка, целью которой является не только снижение остаточного содержания нефти, но и восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; работы по очистке земельного участка целесообразно проводить до такого уровня остаточного загрязнения, при котором в конкретных условиях процессы дальнейшего самоочищения смогут проходить без вмешательства человека, а сам рекультивированный объект не будет представлять собой угрозу как потенциальный источник вторичного углеводородного загрязнения.
Состав работ по рекультивации земель определяется на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химически и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий.
В технические мероприятия по рекультивации земельного участка, площадью 49 кв.м входят: внесение фосфогипса; вспашки почвы на глубину 25 см; дискование почвы в два следа.
После завершения работ по рекультивации выполняется контроль почвенного покрова. Проводится отбор проб на контрольных площадках размером не менее 5 х 5 и не более 10 х 10 метров в интервале глубин не мене 0 - 20 см и не более 0 - 30 см. Методом конверта отбирается не менее 5 проб, объединяемую в одну комплексную.
Качество проб оценивается на соответствие норматива ДОСН, которые утверждены приказами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Татарстан.
Таким образом, проектом рекультивации предусмотрены мероприятия, в результате проведения которых территория загрязненного нефтесодержащей жидкостью земельного участка площадью 49 кв.м должна быть восстановлена в состояние, пригодное для дальнейшего использования (земли промышленности).
В разделе 3 проекта рекультивации предусмотрено содержание, объемы и график работ по рекультивации загрязненного земельного участка, определена последовательность и состав проводимых работ.
Предусмотрено, что на этапе отбора проб после окончания технического этапа при условии несоответствия остаточного содержания нефтепродуктов и ионов хлора требованиям нормативных значений техническая рекультивация на участках проводится повторно. Рекультивация загрязненных участков (технический и/или биологический этапы) проводится до достижения остаточного содержания нефтепродуктов и ионов хлора требованиям нормативных значений. Срок всей рекультивации (технический и биологический этапы) сдвигается. Максимальный срок проведения рекультивации - 3 весенне-осенних периода.
Разделом 3.3. проекта рекультивации определены сроки проведения работ по рекультивации земель, в соответствии с которыми рекультивация проводится в течение 1 года. Технический этап рекультивации проводится с марта по апрель первого года выполнения работ. После проведения технической рекультивации в первый год отбираются пробы почвы для анализа качества проведенной рекультивации. При недостижении показателей качества рекультивации проводятся дополнительные работы по рекультивации во второй год и при необходимости и в третий год. Сроки проведения работ по рекультивации подлежат согласованию и могут корректироваться. Оценка эффективности проведенного этапа рекультивации должна производиться в июне и октябре проведения рекультивационных работ вегетационного периода.
По результатам натурного обследования спорного земельного участка выявлено загрязнение хлоридами и нефтепродуктами; порубочные остатки, твердые бытовые отходы и металлолом отсутствуют. После проведения локализации и ликвидации отказа на устьевой арматуре скважины N 483 на земельном участке проведена техническая рекультивация с вывозом замазученного грунта в объеме 0,105 т (105 кг) на НШУ "Альфа-Лаваль" ТЦППН УППНГ ООО "Башнефть-Добыча" (Туймазинский район Республика Башкортостан) с последующей утилизацией на установках обезвреживания (приложение к проекту - товарно-транспортная накладная от 21.10.2022 N 21-858).
Ответчиком представлены протоколы испытаний проб почвы N П.10-34 от 26.04.2023, N П.10-418 от 22.09.2023, N П.10.503 от 30.11.2023, отобранных с глубины от 0 до 20 см в соответствии с "ГОСТ 17.4.4.02-2017. Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа", исследования отобранных проб проведены аккредитованной лабораторией ООО "Башнефть-Петротест", из которых следует, что содержание нефтепродуктов в почве на загрязненном земельном участке снизилось с 10 188 мг/кг до 412 мг/кг, то есть в 24,72 раза, при этом согласно показателям объединенной фоновой пробы, отобранной за территорией обволовки скважины, содержание нефтепродуктов в ней составило 222 мг/кг.
Соответственно, проводимые ответчиком мероприятия в соответствии с проектом рекультивации являются эффективными и фактически устраняют наступившие негативные изменения компонента окружающей среды (почвы) на спорном участке, в период с 21.10.2022 по 30.11.2023 налицо имеется положительная динамика восстановления того состояния почвы, которое существовало до момента загрязнения нефтесодержащей жидкостью.
Суд также учитывает, что в данном случае обоснованно проведение только технического этапа рекультивации с учетом категорию нарушенных земель.
В настоящем случае ООО "Башнефть-Добыча", будучи причинителем вреда почве, действуя добросовестно, предприняло меры по разработке проекта рекультивации для восстановления наступивших негативных изменений окружающей среды, и выполняет работы в соответствии с проектом рекультивации, промежуточным результатом которых является положительная динамика по восстановлению загрязненных земель уже в первый год проведения рекультивации, составившая 24,72 раза по сравнению с 21.10.2022, при этом проект рекультивации включает в себя максимальный срок проведения работ в течение 3 весенне-осенних периодов.
Таким образом, судом установлено, что у ООО "Башнефть-Добыча" имеется объективная возможность восстановления состояния загрязненного участка почвы при выполнении работ, предусмотренных проектом рекультивации, которые следует признать достаточными для восстановления негативных изменений участка почвы с учетом положительной динамики в первый весенне-осенний период, из предусмотренных трех.
Соответственно, избранный истцом способ возмещения вреда в денежной форме, исходя из фактических обстоятельств дела, не достигает цели восстановления загрязненного компонента окружающей среды (почвы), в настоящем случае является обоснованным избранный судом первой инстанции способ возмещения вреда в виде восстановления нарушенного состояния окружающей среды путем возложения обязанности на ООО "Башнефть-Добыча" по рекультивации спорного земельного участка.
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022), неэффективность, недостаточность рекультивационных работ, на которые ссылалось управление при предъявлении иска о возмещении вреда в денежной форме, и наличие трудновосполнимых или невосполнимых экологических потерь могут быть оценены только после завершения рекультивации или, если такие работы не завершены, - по истечении установленного судом срока ее проведения. С учетом изложенного иск управления по взысканию вреда с ответчика в денежной форме заявлен преждевременно и не может быть удовлетворен. При этом, если впоследствии, по истечении срока рекультивации либо в случае ненадлежащего осуществления работ, управлением будет заявлен иск о возмещении вреда в денежной форме, то такой иск будет основан на иных правовых и фактических основаниях, что исключает тождественность исков.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил частично исковые требования Управления.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2024 по делу N А07-9635/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9635/2023
Истец: Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "БАШНЕФТЬ-ДОБЫЧА"