город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2024 г. |
дело N А32-3664/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Емельянова Д.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представитель Гафиев А.Я. по доверенности от 13.12.2022;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Туапсинский" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 по делу N А32-3664/2022 по иску муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго"
(ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947) к жилищно-строительному кооперативу "Туапсинский" (ИНН 2320147528,ОГРН 1072320000830) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец, МУП "СТЭ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к жилищно-строительному кооперативу "Туапсинский" (далее - ответчик, ЖСК "Туапсинский", кооператив) о взыскании задолженности за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 01.05.2020 по 31.07.2021 в размере 153 212,51 руб., пени за период с 16.01.2021 по 25.08.2023 в размере 72 820,07 руб., пени за период с 26.08.2023 по день фактической оплаты задолженности (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 с ЖСК "Туапсинский" в пользу МУП "СТЭ" взыскана задолженность в размере 73 372,66 руб., пени в размере 33 533,42 руб., пени, начисленные на сумму задолженности в размере 73 372,66 руб., исходя из размера, установленного п. 9.3 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении", за период с 10.10.2023 по день фактической оплаты задолженности, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ответчик указывает на отсутствие в решении суда оснований непринятия контррасчета ответчика. В МКД отсутствует техническая возможность потребления горячей воды в целях СОИ. Взыскание пени необоснованно в связи с отсутствием задолженности.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик, извещенный надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "СТЭ" является ресурсоснабжающей организацией, которая поставляет тепловую энергию потребителям города Сочи, в том числе в многоквартирный жилой дом, расположенный в г. Сочи, находящийся в управлении кооператива по следующему адресу: ул. Туапсинская, д. 9/2.
Истцом сопроводительным письмом в адрес ЖСК "Туапсинский" был направлен для подписания договор теплоснабжения от 15.12.2020 N 6090 с приложением. Подписанный экземпляр в адрес истца возвращен не был.
В обоснование исковых требований истец указывает, что МУП "СТЭ" поставило ответчику горячую воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, за период с 01.05.2020 по 31.07.2021 на сумму 153 212,51 руб.
При этом ответчик надлежащим образом, принятые на себя обязательства в части оплаты потребленной тепловой энергии не исполняет, в результате чего, за ЖСК "Туапсинский" образовалась задолженность в размере стоимости отпущенного коммунального ресурса.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности по оплате принятой тепловой энергии в указанном размере послужило истцу основанием для обращения в суд за защитой нарушенного права.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
В соответствии с пунктами 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Как указал в определении от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 Верховный Суд Российской Федерации, сам по себе факт отсутствия договорных отношений не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 9.1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в 4 многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Из материалов дела следует, что договор снабжения коммунальными ресурсами в целях содержания общего имущества МКД между сторонами не заключен.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в п. 21.1 правил N 214 предусмотрена ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договора ресурсонабжения с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичный вывод содержится в п. 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2023 в рамках дела N А32-35819/2021 удовлетворены исковые требования МУП "СТЭ" об обязании ЖСК "Туапсинский" заключить публичный договор теплоснабжения (на поставку тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) с МУП "СТЭ", решение вступило в законную силу. Договор подписан с обеих сторон.
Размер задолженности подтвержден в материалы дела согласно представленным актам приема-передачи тепловой энергии, счетами-фактурами, а также ведомостями начисления услуг тепловой энергии за указанный период.
В силу пп. "к (1)" п. 3 Правил N 354 собственники помещений сообщают поставщику ресурса сведения о таких показаниях. Показания индивидуальных приборов учета передаются ресурсоснабжающей организации в личном кабинете, по телефону, при сверке расчетов в абонентском отделе, в пунктах приема оплаты путем указания в квитанциях.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, произведенный истцом альтернативный расчет подлежащего оплате ответчиком объема услуг произведен с учетом требований действующего законодательства, с учетом перерасчета начислений СОИ, с учетом представленных ответчиком посуточных ведомостей учета тепловой энергии; в расчете учтены минусовые объемы прошлых периодов. Согласно альтернативному расчету истца задолженность ответчика за спорный период составляет 73 372,66 руб.
Требования о взыскании неустойки удовлетворены судом первой инстанции с учетом положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 9.3 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении", за период с 16.01.2021 по 09.10.2023 (с учетом действия моратория), в размере 33 533,42 руб., за период с 10.10.2023 по день фактической оплаты задолженности, в удовлетворении остальной части пени следует отказано..
Возражая против удовлетворения требований, ответчик ссылается на отсутствие точек водоразбора в местах общего пользования.
Указанные доводы отклоняются апелляционным судом, поскольку возможность взимания платы за потребленный коммунальный ресурс на содержание общего имущества в МКД поставлена в зависимость от конструктивных особенностей МКД, что прямо указано в ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, подпункте "Л" данных правил N 491.
В случае предоставления в МКД потребителям коммунальной услуги горячего водоснабжения по централизованной системе, такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемой в целях СОИ в МКД горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии) в составе платы за содержание жилого помещения в таком МКД.
Факт наличия или отсутствия водоразборных устройств в местах общего пользования не имеет правого значения в настоящем деле. Теплоноситель, составляющий разницу между теплоносителем, поступившим в МКД и теплоносителем возвращенным РСО (за вычетом теплоносителя правомерно отобранного для целей ГВС), предполагается потребленным на ОДН, следовательно, на исполнителя может быть возложена обязанность по его оплате (подпункт "а" пункта 21 Правил N 124).
В постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2022 по делу N А53-3187/2021, от 23.12.2022 по делу N А63-16138/2020 указано, что отсутствие в МОП водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования позволяющих осуществлять забор воды и слив сточных вод не может являться основанием для отказа в оплате коммунального ресурса для целей содержания общего имущества.
Согласно акту от 01.12.2022 проведено обследование системы теплоснабжения спорного МКД и установлено, что дом подключен (технологически соединен) к централизованной системе теплоснабжения, источник котельная N 7 МУП "СТЭ". Схема присоединения системы отопления - зависимая, горячего водоснабжения - открытая. Тепловой узел МКД оборудован общедомовыми приборами учета, допущенными к коммерческой эксплуатации. Акт подписан обеими сторонами без разногласий.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 по делу N А32-3664/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3664/2022
Истец: МУП "СТЭ", МУП ГОРОДА СОЧИ "СОЧИТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ЖСК "Туапсинский"