г. Ессентуки |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А63-13321/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сулейманова З.М., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2023 по делу N А63-13321/2023, принятое по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае", г. Ставрополь (ОГРН 1052600297595, ИНН 2636045473) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (ОГРН 1022601989508, ИНН 2634003887), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике", г. Ставрополь (ОГРН 1022601954088, ИНН 2634013109) о признании недействительным решения антимонопольного органа, при участии в судебном заседании представителя федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике" Поповой Г.А. (доверенность от 18.12.2023), представителя федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" Галкиной М.А. (доверенность от 25.12.2023), представителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А. (доверенность от 29.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС по СК, управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 11.05.2023 по делу N 026/06/106-965/2023 о нарушении законодательства о закупках.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике" (далее - ФБУ "Северо-Кавказский ЦСМ", третье лицо).
Решением суда от 10.11.2023 в удовлетворении требований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение управления соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" подана апелляционная жалоба и дополнение к ней, в которых просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Указывает, что оснований для включения в конкурсную документацию требований о предоставлении выписки из реестра аккредитованных не имелось, поскольку в аукционной документации отражена необходимость предоставления аттестата аккредитации. Также считает необоснованным требовать от участников электронного аукциона в дополнение к выписке из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) область аккредитации со ссылкой на Приказ Росаккредитации от 24.09.2019 N 186 "Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего работы и (или) оказывающего услуги по обеспечению единства измерений".
От УФАС по СК поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Настаивает на позиции о наличии в действиях учреждения нарушения требований Закона N 44-ФЗ. Просит обратить внимание, что в конкурсной документации отсутствовала действующая выписка из реестра аккредитованных в соответствии с пунктами 2, 9 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Также в конкурсной документации отсутствовала область аккредитации на право поверки средств измерений, определяющей его техническую компетентность в отношении описания объекта закупки.
В судебном заседании представитель ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители УФАС по СК и ФБУ "Северо-Кавказский ЦСМ" полагали, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнений, заслушав представителей лиц, участвовавших в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2023 по делу N А63-13321/2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.04.2023 учреждением в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0321100006123000019 "Оказание услуг по поверке средств измерений для нужд заявителя".
В приложении 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" к извещению N 0321100006123000019 заказчиком установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено названным законом: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений в соответствии с действующей в 2023 году редакции Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
ФБУ "Северо-Кавказский ЦСМ", считая, что установление заказчиком требований о предоставлении потенциальными участниками в составе заявки аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений в соответствии с действующим в 2023 году редакциями Закона N 102-ФЗ неправомерно, обратилось в управление с жалобой, в которой просило выдать заказчику предписание о внесении изменений в названную закупку в части установления требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ согласно требованиям Закона N 102-ФЗ и Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ). Приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), номер извещения 0321100006123000019 до рассмотрения жалобы по существу.
По результатам рассмотрения поступившей от третьего лица жалобы управление приняло решение от 11.05.2023 по делу N 026/06/106-965/2023 о нарушении законодательства о закупках, которым признало жалобу обоснованной, установило в действиях заказчика нарушения требований статьей 33, 42 Закона N 44-ФЗ, одновременно указав, что поскольку данное нарушение не повлияло на результаты торгов, обязательное для исполнения предписание не выдается.
Считая названное решение управления от 11.05.2023 по делу N 026/06/106-965/2023 незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, учреждение обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 65, 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1, 4 и 5 статьи 15, пунктом 12 части 1 статьи 42, пунктом 3 части 2 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, частью 2 статьи 13, частью 1 статьи 19 Закона N 102-ФЗ, пунктами 2, 9 статьи 4, пунктами 1, 2 статьи 18, статьей 26 Закона N 412-ФЗ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение управления соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела предметом спорной закупки является оказание учреждению услуг по поверке средств измерений.
Техническое задание с указанием наименований, типов, модификаций, серийных номеров средств измерений, подлежащих поверке для нужд учреждения представлены в приложении N 1 "Описание объекта закупки (техническое задание) на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае".
В приложении 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" к извещению N 0321100006123000019 заказчиком установлено требование о наличие аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений в соответствии с действующими в 2023 году редакциями Закона N 102-ФЗ.
Аттестат аккредитации подтверждает компетенцию юридического лица или индивидуального предпринимателя в той или иной области аккредитации (сфере деятельности) на право проведения поверки. Область аккредитации является приложением к аттестату аккредитации
При этом, суд первой указал, что вопреки доводам заявителя, только наличие информации об аккредитации юридического лица в реестре аккредитованных лиц не дает полной объективной оценки о возможности выполнять таким лицом поверку тех или иных типов средств измерений, так как компетенция аккредитованного юридического лица на выполнение поверки конкретных типов средств измерений указана в области аккредитации.
Суд первой инстанции констатировал, что установив в документации к спорной закупке, требования о наличии аттестата аккредитации в области обеспечении единства измерений в соответствии с действующими в 2023 году редакциями Закона N 102-ФЗ, заявитель расширил круг участников до любых, имеющих какую-либо аккредитацию в области обеспечения единства измерений, установленную в статье 19 Закона N 102-ФЗ, подменив требования к аккредитованным на право поверки лицам, установленным пунктом 2 статьи 13 названного Федерального закона.
Поскольку область аккредитации является основным документом проведения процедуры аккредитации, при подтверждении которой формируется выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации), определяющим сферу деятельности, в которой аккредитованное лицо может осуществлять поверку средств измерений, суд первой инстанции заключил, что управление при вынесении обжалуемого решения обоснованно пришло к выводу о том, что установление заказчиком требований о предоставлении потенциальными участниками в составе заявки аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений в соответствии с действующими в 2023 году редакциями Закона N 102-ФЗ неправомерно.
Как верно отражено в обжалуемом судебном акте, исходя из предмета закупки и вышеизложенного, согласно действующим нормам и требованиям Закона N 102-ФЗ и Закона N 412-ФЗ, заказчик должен требовать у участников наличие действующей выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) и область аккредитации на право поверки средств измерений, определяющей его техническую компетентность в отношении описания объекта закупки.
Вместе с тем, заказчик нарушил требования статей 33, 42 Закона 44-ФЗ и неправомерно не установил к участникам закупки требования о наличии действующей выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) и области аккредитации на право поверки средств измерений, определяющего его техническую компетентность в отношении объекта закупки.
При указанных обстоятельствах, следует признать, что отсутствие требований заказчика к участникам закупки, предметом которой выступает поверка средств измерений, в составе заявки документов, подтверждающих наличие у него аккредитации на поверку всех средств измерений, указанных в техническом задании, не соответствуют положениям законодательства о закупках.
При этом, судом первой инстанции учтено, что поскольку на участие в аукционе подана одна заявка и одна допущена к участию в аукционе, комиссия управления пришла к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, не выдавала обязательное для исполнения предписание.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение управления соответствует действующему законодательству, ввиду чего в удовлетворении требований учреждения отказано правомерно.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2023 по делу N А63-13321/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2023 по делу N А63-13321/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае", г. Ставрополь (ОГРН 1052600297595, ИНН 2636045473) из средств федерального бюджета уплаченную государственную пошлину по поручению о перечислении на счет в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13321/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ, РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"