город Москва |
|
19 декабря 2019 г. |
дело N А40-101867/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.12.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Яковлева Л.Г., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Развитие"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2019
по делу N А40-101867/19, принятое судьей Е.А. Аксеновой
по заявлению ООО "Развитие" (ОГРН 1035006456650)
к Управлению Росреестра по г. Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве
третьи лица: 1. Правительство г. Москвы; 2. Департамент городского имущества г. Москвы; 3. ФГБУ "ФКП Росреестра"
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя - Гусев Д.В. по доверенности от 10.09.2019, Ксенофонтова А.А. по доверенности от 15.08.2019;
от заинтересованных лиц - не явились, извещены;
от третьих лиц - Моисеев А.И. по доверенности от 04.07.2019; Моисеев А.И. по доверенности от 26.12.2018; не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2019 в удовлетворении заявленных ООО "Развитие" требований о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по г. Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве от 15.01.2019 N 51-760/2019 об отказе в принятии документов на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, вынесенное по заявлению ООО "Развитие" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков за входящим N 194897/2018 от 28.12.2018 и о восстановлении нарушенного права ООО "Развитие" путем возложения на комиссию обязанности рассмотреть по существу заявление ООО "Развитие" от 28.12.2018 за входящим N 194897/2018 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в установленные законом порядке и сроки, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Правительство г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра".
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители, явившиеся в судебное заседание, поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 28.12.2018 ООО "Развитие" обратилось в Управление в порядке ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве с представлением соответствующих документов.
Уведомлением Управления Росреестра по г. Москве от 15.01.2019 N 51-760/2019 заявителю отказано в принятии документов, по мотиву нарушения требований к оформлению отчета об оценке рыночной стоимости в электронном виде, не представления оригиналов выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 77:07:0013002:4695, 77:07:0013002:4692, 77:07:0013002:4687, 77:07:0013002:4685, 77:07:0013002:4682.
Не согласившись с указанным уведомлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано обществом с нарушением порядка, установленного ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии с абз. 18 - 24 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции от 28.11.2018) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
В соответствии с п. 13 приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо).
В соответствии с указанным пунктом к заявлению кроме приложений, перечисленных в ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ, дополнительно прилагаются: кадастровый паспорт объекта недвижимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных приказом.
Из материалов дела следует, согласно реквизиту "отметка о приложении" к заявлению прилагались выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (подлинник) - на 55 листах в 1 экз. и оригинал, подписанный электронной цифровой подписью на компакт-диске; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и права на объект (подлинник) - в 1 экз. и оригинал, подписанный электронной цифровой
подписью на компакт-диске - 1 шт.; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N Р/Э-171218 от 24.12.2018 (подлинник) в 1 экз. (отчет в форме электронного документа на компакт-диске); копия доверенности на представителя на 1 листе в 1 экз.
Уведомлением Управления Росреестра по г. Москве от 15.01.2019 N 51-760/2019 указано, что к заявлению приложены выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости - на 55 листах в 1 экз.; выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - на 155 листах в 1 экз.; отчет об определении рыночной стоимости от 24.12.2019 N Р/Э-171218 - на 152 листах в 1 экз.; электронный носитель - в 2 экз.
С учетом того, что заявитель обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 55 земельных участков, наличие в уведомлении указания о представлении заявителем 55 листов выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости опровергает довод регистрирующего органа о том, что заявителем не представлены оригиналы выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0013002:4695, 77:07:0013002:4692, 77:07:0013002:4687, 77:07:0013002:4685, 77:07:0013002:4682.
Скриншот, представленный регистрирующим органом суду в подтверждение отсутствия отчета об оценке рыночной стоимости в формате электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью оценщика (л.д. 58, 61), не является надлежащим доказательством того, что на CD диске представлен отчет об оценке в формате PDF без электронной цифровой подписи оценщика.
Из данного скриншота следует, что регистрирующим органом рассматривался только один файл из представленных на электронном носителе, равно как то, что в программе Adobe Reader открыт файл под названием "РЭ-171218 том 2.pdf" и изображение титульного листа отчета N Р/Э-171218 об оценке земельных участков в количестве 55 единиц кадастрового учета, расположенных по адресу: Москва, между улица Лобачевского и платформой "Матвеевское". том 2. Документы, представленные заказчиком". Сведений об использовании ответчиком программы криптопровайдера, осуществляющей проверку использования электронной подписи и ее идентификации, скриншот, предоставленный регистрирующим органом не содержит.
Между тем на представленном CD диске содержались 4 файла, 2 из которых в формате "pdf" и 2 в формате "sig", а именно: файл под названием "РЭ-171218 OT4eT.pdf" (содержащий отчет об оценке на 152 листах), файл под названием "РЭ-171218 0T4eT.pdf.sig" (содержащий электронную подпись), файл под названием "РЭП 1218 том 2.pdf" (содержащий том второй с документами, представленными заказчиком, на 809 листах) и файл под названием "РЭП 1218 том 2.pdf.sig" (содержащий электронную подпись).
Сведения о том, какая информация находилась на втором электронном носителе, регистрирующим органом не обозначались, несмотря на то, что о получении двух электронных носителей зафиксировано непосредственно в оспариваемом уведомлении.
Уведомление со всеми документами возвращены представителю ООО "Развитие" 22.02.2019 (л.д. 56).
Заявитель, обратился к нотариусу за производством осмотра информации, записанной на 2 (двух) CD дисках, приложенных к отчету N Р/Э-171218 об оценке земельных участков в количестве 55 единиц кадастрового учета, расположенных по адресу: Москва, между улицей Лобачевского и платформой "Матвеевское".
Протоколом осмотра вещественного и письменного доказательств, составленного 07.03.2019 временным исполняющим обязанности нотариуса г. Москвы, при участии свидетелей зафиксировано, что на первом CD диске находились 59 файлов в формате "zip", содержащие выписки из Единого государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В частности, названный протокол осмотра подтверждает нахождение на носителе выданных в электронной форме выписок в отношении земельных участков 77:07:0013002:4695 (лист протокола 24); 77:07:0013002:4692 (лист протокола 19), 77:07:0013002:4687 (лист протокола 16), 77:07:0013002:4685 (лист протокола 13), 77:07:0013002:4682 (лист протокола 11). Все выписки содержат электронную подпись [BaranovGS@77.kadastr.ru], филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, проставленную 21.12.2018 (что также подтверждает наличие данных выписок у заявителя к моменту фактической подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в Управление Росреестра по г. Москве).
На заявлении имеется отметка Управления Росреестра по г. Москве о принятии документов от 28.12.2018 N 194897/2018 (л.д. 8).
В соответствии с п. 15 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477, первичная обработка поступивших документов включает проверку правильности доставки документов и наличия документов и приложений к ним, а также распределение документов на регистрируемые и не подлежащие регистрации.
Таким образом, представленные заявителем в качестве приложений документы прошли проверку их наличия (в том числе по составу комплектности, соответствия количества экземпляров) при приеме заявления.
Согласно п. 13 Порядка, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных настоящим Порядком.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в п. 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (п. п. 19, 20 Порядка); несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Кроме того, отказ Комиссии в принятии документов не позволяет заявителю обратиться с заявлением в Московский городской суд, поскольку для данной категории дел предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения споров в силу ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ.
Согласно абз. 3, 4 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и не рассмотрение ею заявления в установленный законом срок.
Если заявление не принято Комиссией к рассмотрению, то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что при таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
В резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя и в соответствии с приведенной процессуальной нормой судом апелляционной инстанции на Управление Росреестра по г. Москве возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Развитие" путем возложения на Комиссию обязанности рассмотреть по существу заявление ООО "Развитие" от 28.12.2018 за входящим N 194897/2018 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в установленные законом порядке и сроки.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2019 по делу N А40-101867/19 отменить.
Признать незаконным уведомление Управления Росреестра по г. Москве от 15.01.2019 N 51- 760/2019 об отказе в принятии документов на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, вынесенное по заявлению ООО "Развитие" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков за входящим N 194897/2018 от 28.12.2018.
Обязать Управление Росреестра по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Развитие" путем возложения на комиссию обязанности рассмотреть по существу заявление ООО "Развитие" от 28.12.2018 за входящим N 194897/2018 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в установленные законом порядке и сроки.
Взыскать с Управления Росреетсра по г. Москве в пользу ООО "Развитие" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3.000 руб. по заявлению и 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101867/2019
Истец: ООО "РАЗВИТИЕ"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадарстровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"