г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А56-43203/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Орловой Н.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Москалец О.Е.,
при участии:
- от истца: Васильева М.В. по доверенности от 16.05.2023,
- от ответчика: Жамова А.Е. по доверенности от 27.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39787/2023) товарищества собственников жилья "Сестрорецкие дубки"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2023 по делу N А56-43203/2022,
принятое по иску товарищества собственников жилья "Сестрорецкие дубки" к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
об урегулировании разногласий при заключении договора
об обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Сестрорецкие Дубки" (далее - истец, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших по пункту 4.1 при заключении договора от 30.12.2021 N 1263910-2022/ТКО, а также об обязании произвести перерасчет платы по договору с 01.01.2022.
Определением от 31.08.2022 производство по делу приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы по делу N А56-39992/2022 либо до истечения срока на обжалование постановления апелляционного суда по указанному делу.
В судебном заседании 14.09.2023 производство по делу возобновлено.
Решением суда от 05.10.2023 урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора от 30.12.2021 N 1263910-2022/ТКО: пункт 4.1 изложен судом на условиях, предложенных ответчиком.
В удовлетворении требования об обязании ответчика произвести перерасчет платы с 01.01.2022 отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на то, что судом не дана надлежащая правовая оценка представленному в материалы дела договору о раздельном сборе твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "ПКФ "Петро-Васт" и действовавшему до 01.01.2022 на основании решения собрания членов Товарищества; плану для раздельного сбора ТКО на земельном участке, принадлежащем Товариществу.
Истец считает, что выводы суда о возможности осуществления коммерческого учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, только при раздельном накоплении ТКО, основаны на неверном толковании Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), которые не подлежали применению к отношениям сторон в целом.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 18.01.2024.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу.
Как полагает ответчик, доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права. Потребитель вправе производить коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет такое раздельное накопление, что согласуется с разъяснениями пункта 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023. В отсутствие доказательств раздельного накопления ТКО судом сделан верный вывод о необходимости коммерческого учета ТКО, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Присутствующий в заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика - против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.3 Соглашения, региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения, утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее, чем 01.01.2022.
Обществом после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора в газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 размещен текст оферты на оказание услуг по обращению с ТКО.
Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Сестрорецк, Дубковское шоссе, д. 40, лит. А.
Общество направило в адрес Товарищества проект договора оказания услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N 1263910-2022/ТКО (далее - Договор).
Товариществом в адрес Общества направлен протокол разногласий к Договору, полученный последним 28.03.2022.
Поскольку разногласия между сторонами по пункту 4.1 Договора не урегулированы, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об урегулировании разногласий, а также об обязании произвести перерасчет платы за услуги, оказанные с 01.01.2022.
Решением суда первой инстанции пункт 4.1 Договора урегулирован на условиях, предложенных ответчиком, в удовлетворении требования об обязании ответчика произвести перерасчет платы отказано.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и заслушав позиции сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В целях реализации задач, предусмотренных Законом об отходах, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации (далее - Правила N 1156).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Приложением N 1 к Правилам N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязанностью, которая вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в сфере обращения с ТКО.
Согласно статье 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Пункт 4.1 Договора устанавливает порядок коммерческого учета ТКО, подлежащий применению в целях определения размера платы за услуги, оказываемые региональным оператором по Договору.
Как следует из Протокола разногласий от 22.03.2022 (л.д.11), Общество предлагает установить в пункте 4.1 Договора условие о коммерческом учете ТКО расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО.
Товарищество полагает, что в пункте 4.1 Договора следует предусмотреть, что учет ТКО производится расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО либо исходя из массы ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В пункте 6 Правил N 505 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
В рассматриваемом случае стороны не могут включить в пункт 4.1 Договора условие об осуществлении коммерческого учета ТКО, исходя из массы ТКО, поскольку такое условие будет противоречить пункту 6 Правил N 505.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, как верно указал суд первой инстанции, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Данная правовая позиция подтверждена разъяснениями пункта 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, а также определениями Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2024 по делу N А56-66706/2022 и от 13.12.2023 по делу N А56-66771/2022.
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 N 361-р утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, согласно разделу 4 которой раздельное накопление ТКО осуществляется отходообразователями в соответствии с утвержденным Порядком накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
Порядок накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга утвержден распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р).
Согласно пункту 1.5 Порядка N 371-р, раздельное накопление ТКО - это складирование ТКО, разделенных по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов, в специально предназначенные контейнеры.
Как установлено пунктом 4.1 Порядка N 371-р, раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО отходообразователями по видам, группам однородных отходов и их складирование в местах накопления ТКО в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
При организации раздельного накопления ТКО может применяться пофракционная система раздельного накопления ТКО и двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО (пункт 4.3 Порядка N 371-р).
Разделом 5 Порядка N 371-р установлен ряд условий введения потребителем системы раздельного накопления ТКО:
- согласование с региональным оператором системы раздельного накопления ТКО (двухпоточная или пофракционная) путем направления соответствующего запроса (пункт 5.1.1);
- наличие у потребителя места накопления ТКО, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома;
- принятое решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ;
- приобретение и установка потребителем контейнеров для раздельного накопления ТКО в соответствии с согласованной системой.
В обоснование исковых требований истец указывает на обеспечение им условий раздельного накопления ТКО: на огороженной контейнерной площадке размещены четыре контейнера с цветовой индикацией, которая соответствует Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
Между тем, ответчиком в материалы дела представлены материалы фотофиксации контейнерной площадки по адресу: Сестрорецк, Дубковское шоссе, д. 40, корп. 1 (л.д. 70-83), из содержания которых не представляется возможным сделать вывод об обеспечении системы раздельного накопления ТКО.
Более того, истец не представил в материалы дела доказательств обращения к ответчику в целях согласования перехода к системе раздельного накопления ТКО, а также соблюдения иных условий, установленных разделом 5 Порядка N 371-р.
В этой связи, наличие у истца договора с обществом с ограниченной ответственностью "ПКФ "Петро-Васт", условия которого действовали до 01.01.2022, само по себе не имеет правового значения.
На основании изложенного, в силу пункта 148(30) Правил N 354 суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об утверждении пункта 4.1 Договора на условиях, предложенных ответчиком.
С 01.01.2022 начисление истцу платы за оказание услуг по обращению с ТКО осуществлялось расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, согласно пункту 4.1 Договора в редакции ответчика, на основании чего оснований для перерасчета платы за оказанные услуги не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2023 по делу N А56-43203/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43203/2022
Истец: ТСЖ "СЕСТРОРЕЦКИЕ ДУБКИ"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"