г. Москва |
|
05 ноября 2019 г. |
Дело N А40-43391/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУРГАНА на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2019 г. по делу N А40-43391/19,
по иску АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУРГАНА (ИНН 4501005007, ОГРН 1024500521506)
к Российской Федерации в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
третье лицо: Финансовое управление Курганской области
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: Шиляев А.П. по доверенности от 10.03.2017 N 01-10-08/10.
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУРГАНА обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании убытков в сумме 919920 рублей, причиненных городскому бюджету муниципального образования города Кургана, в связи с предоставлением жилого помещения Анфиногеновой Софии Николаевне.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2019 г. по делу N А40-43391/19, в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, судом уведомлены о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителя ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
В обоснование требований по иску, истец ссылается на апелляционное определение Курганского областного суда от 17.04.2012 г., согласно которому, на Администрацию города Кургана возложена обязанность предоставить вне очереди Анфиногеновой Софии Николаевне по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Кургана, отвечающее санитарно- техническим требованиям, общей площадью не менее 15-м; на исполнение данного судебного акта, в результате, Администрацией города Анфиногеновой Софии Николаевне постановлением Администрации города Кургана от 01.03.2018 г. N 1336 предоставлена однокомнатная квартира N 43 по адресу: г. Курган, 11 микрорайон, дом 7, общей площадью 31,3 м, на состав семьи один человек, в связи с чем, с Анфиногеновой Софии Николаевной заключен договор социального найма на указанное жилое помещение; при этом, по заключению клинико-экспертной комиссии при ГУ "Курганская областная психоневрологическая больница" от 09.06.2010 г., Анфиногенова София Николаевна страдает хроническим заболеванием с тяжелыми болезненными проявлениями, при котором, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Администрация, ссылаясь на нормы ст. 28.2 и преамбулу Федерального закона от 24.111995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из которых, полномочия по обеспечению инвалидов жилыми помещениями по социальному найму на Администрацию не возложены, а также, не возложено финансирование таких мероприятий за счет местного бюджета, считая, что финансирование таких мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации, считая, что последняя в силу норм Закона N 181-ФЗ, а также, п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, не выполнила своих расходных обязательств, не предоставила Администрации финансирование на обеспечение инвалидов жильем, в результате чего, у Администрации возникли убытки, которые, в силу норм ст.ст. 15, 1069 ГК РФ, должны быть возмещены, в том числе, в связи с наличием в законодательстве пробела по разрешению данного вопроса.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего:
Судом первой инстанции установлено, что жилое помещение в виде однокомнатной квартиры Анфиногеновой С.Н. предоставлено по договору социального найма в соответствии с постановлением Администрации от 01.03 2018 г. N 1336, следовательно, право требования возмещения за предоставленное жилое помещение возникло у Администрации с указанной даты. Нахождение Анфиногеновой С.Н. в списке очередников с сентября 2011 года, как установлено судом общей юрисдикции, не предоставляет Администрации права требования возмещения расходов с момента постановки гражданина на жилищный учет, поскольку помещение в связи с таким фактом не выбыло из распоряжения Администрации; право требования возникло, только с момента предоставления жилого помещения.
Исходя из норм ст. 28.2 Закона N 181-ФЗ, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и по обеспечению жильем инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Из преамбулы Закона N 181-ФЗ (абзац второй) следует, что предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В абз.2 ст.28.2 Закона N 181-ФЗ, предусмотрено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 -2020 годов" (далее по тексту - Закон N 362-ФЗ), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства в составе ведомственной структуры расходов федерального бюджета (приложение 10 к Закону N 362-ФЗ) на 2018 год, предусмотрены ассигнования на субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11. 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Межбюджетные трансферты) в размере 1 217 045,6 тыс. рублей (то есть, 1,217 млрд, руб.) по коду КБК 069 10 03 051103 51760 500.; указанный объем средств федерального бюджета распределен по субъектам Российской Федерации в таблице 89 приложения 33 к Закону N 362-ФЗ, в том числе, Курганской области на 2018 год предусмотрены субвенции на реализацию переданных полномочий в рамках Закона N 181-ФЗ в размере 9 157,3 тыс. рублей (то есть, 9 157 300 рублей), а также, в той же таблице, Курганской области на указанные цели, предусмотрены субвенции на 2019 и 2020 годы в размере, 10 115,2 тыс. рублей и 10 122,7 тыс. рублей. В федеральном законе о федеральном бюджете на 2019 год (от 29.11.2018 г. N 459-ФЗ), в таблице 68 приложения 33 к Закону N 459-ФЗ, Курганской области предусмотрены субвенции на указанные цели в объеме 16 903,9 тыс. рублей.
Главным распорядителем средств федерального бюджета на указанные цели является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Правомерно определено судом, что под главным распорядителем средств соответствующего бюджета, понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также, наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право, распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета в соответствии с п. 2 ст. 21 БК РФ, определяется ведомственной структурой расходов федерального бюджета, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Кроме того, в силу п. 3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также, юридические лица и граждане.
Исходя из п. 3 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, выступает в суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также по иным искам к Российской Федерации, по которым, в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.
В силу п. 5.4.64 Положения о Министерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации (далее по тексту - Минстрой России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. N 1038 (далее по тексту - Положение N1038), Минстрой России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Исходя из п. 1 Положения N 1038, Минстрой России, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих, функции по выработке и реализации жилищной политики; Минстрой России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, самостоятельно принимает порядок составления и представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (п. 5.2.41 Положения N 1038).
В силу п.1 ст.133 БК РФ, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке; субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 133 БК РФ).
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п.2 ст. 140 БК РФ, указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти.
В исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части предоставления субъектам Российской Федерации субвенций на указанные цели, Правительство Российской Федерации постановлением от 15.10.2005 г. N 614 (в ред. постановления от 29.09.2018 г. N 1155), утвердило Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Правила N614), в п. 3 которых отражено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме, и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; при недостаточности субвенций, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, обращается не позднее 15 сентября текущего финансового года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с просьбой о предоставлении субвенции, не распределенной между субъектами Российской Федерации (при этом, представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации) (абз. 4 п.3 Правил N 614).
Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации субвенции, не распределенной между субъектами Российской Федерации, является решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимаемое в месячный срок со дня поступления обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (абз.6 п.3Правил
N 614).
В случае, если в рамках реализации переданных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими форму предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем, граждане обеспечиваются после 01.01.2015 г. жилыми помещениями из жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, без осуществления в текущем финансовом году расходов бюджета субъекта Российской Федерации, субвенции перечисляются на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости предоставленного жилого помещения на основании справки, составленной по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Из федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год, и норм бюджетного законодательства, и Правил N 614, Российская Федерация предусмотрела в бюджете Российской Федерации субвенции на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, при этом, полномочия по обеспечению инвалидов жилыми помещениями переданы субъектам Российской Федерации; полномочия по предоставлению субвенции регионам, предоставлены Минстрою России, который, как главный распорядитель средств федерального бюджета, принимает от субъектов Российской Федерации соответствующие заявки и на их основании передает субвенции в бюджеты субъектов Российской Федерации для дальнейшего их распределения между муниципалитетами.
Прямого предоставления субвенций из федерального бюджета, минуя бюджеты субъектов Российской Федерации, Правилами N 614 и бюджетным законодательством не установлено.
Исходя из п. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации, абз.4 ст. 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Суд первой инстанции, учитывая указанный порядок предоставления субвенций из федерального бюджета, а также, наличие средств в федеральном бюджете на указанные субвенции, пришел к выводу, что Администрация не воспользовалась установленным порядком межбюджетных отношений, не обратилась к компетентному органу субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением о предоставлении субвенции в целях компенсации понесенных расходов на предоставление жилья инвалиду; при этом, помимо субвенций на указанные цели, субъектам Российской Федерации предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в соответствии с ст. 138 БК РФ, которые, по сути, не имеют целевого назначения и предоставляются субъектам Российской Федерации на пополнение бюджетов регионов.
Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17.04.2012 по делу N 33- 705/2012, гражданка Анфиногенова С.А., которой Администрацией г. Кургана во исполнение судебного акта суда общей юрисдикции предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке, является не только лицом, имеющим тяжелое хроническое заболевание, но и инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что подтверждается заключением Главного бюро МСЭ по Курганской области 27.05.2011 г.; на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указанная гражданка, первично принята постановлением Администрации г. Кургана от 09.07.2010 г. N6574, по новому списку (внеочередному) - постановлением от 06.09.2011 г. N6518, очередность в списке - 29, то есть, указанная гражданка поставлена на учет после 01.01.2005 г..
Дата постановки на жилищный учет указывает на возникновение обязательства по финансированию предоставленного жилья за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а не за счет, бюджета Российской Федерации, с учетом вышеуказанных законоположений.
Учитывая вышеизложенное, суд правомерно определил, что истец обратился к не надлежащему ответчику.
Данная правовая позиция отражена в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2016г.N 1 (2016), в разделе "Судебная коллегия по экономическим спорам", а также, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2015 г. N 309-ЭС15-9501, в котором Верховный Суд отразил, что содержащееся в п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав, и не возлагает, какие-либо, дополнительные обязанности на органы местного самоуправления; ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов (N 181-ФЗ), являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу ч.3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, правомерно определено судом, что, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации, противоречит нормам ст. 84 БК РФ,.
Судом первой инстанции. правомерно отмечено, что администрация (города), не является не посредственным получателем средств из федерального бюджета.
Из иска, не следуют доводы, что Администрация обращалась к компетентному органу государственной власти Курганской области, и получило отказ в предоставлении указанной дотации или субвенции на указанные цели, что, в свою очередь, свидетельствует, что Администрация, не реализовала свое право на возмещение расходов в бюджетном порядке, обратившись, сразу в суд.
Исходя из норм ст. 15 ГК РФ, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г.N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности истцом совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков), а именно: противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинную связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков.
Для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность совокупности всех названных оснований; не доказанность одного из них, влечет отказ в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Правомерно установлено судом первой инстанции, что истцом не доказаны два из необходимых критериев гражданско-правовой ответственности, таких как, противоправность действий (бездействия), как властей субъекта Российской Федерации, так и властей Российской Федерации, предусмотревших в бюджетах субъекта Российской Федерации и федеральном бюджете соответствующие ассигнования на исполнение вышеуказанных расходных обязательств; наличие причинно-следственной связи между указанными действиями (бездействием) органов власти субъекта Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти и возникшими у Администрации убытками.
Также, правомерно определено судом. что убытки у Администрации возникли вследствие исполнения судебного акта, а не бездействия, по мнению Администрации, органов исполнительной власти Курганской области или Российской Федерации, к которым, Администрация не обращалась в установленном порядке.
Учитывая вышеизложенное, суд правомерно отказал истцу в иске, с чем согласился апелляционный суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, которым им была дана надлежащая оценка и с которой согласился апелляционный суд.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы, механизм передачи субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели предусмотрен Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, как того, требует п. 3 ст. 133 БК РФ.
Предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005, в силу указанного выше регулирования субъекты Российской Федерации, финансируют самостоятельно, за счет региональных бюджетов.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-0-0.
В п.п. 14, 50 Закона N 131-ФЗ, ст.ст. 14,19 ЖК РФ, предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлению таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Согласно нормам ст.ст. 135 - 138 БК РФ), п. 5 ч. 1 ст. 55, ст.ст.60, 61 Закона
N 131-ФЗ, в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Аналогичные дотации предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (ст. 131 БК РФ), которые субъектами Российской Федерации могут направляться на любые цели, то есть, такие средства направляются на пополнение бюджетов субъектов Российской Федерации, и могут распределяться субъектами Российской Федерации по своему усмотрению, в том числе, для передачи местным бюджетам.
Необходимые средства были предусмотрены в федеральном бюджете и бюджете Курганской области, как в 2018 году, так, и в 2019 году, в котором, Администрация обратилась в суд).
Согласно Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 -2020 годов", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства в составе ведомственной структуры расходов федерального бюджета (приложение 10 к Закону N 362-ФЗ) на 2018 год предусмотрены ассигнования на субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Межбюджетные трансферты) в сумме 1 217 045,6 тыс. рублей, то есть 1,217 млрд. руб., по коду КБК 069 10 03 051103 51760 500, который распределен по субъектам Российской Федерации в таблице 89 приложения 33 к Закону N 362-ФЗ, в том числе, Курганской области на 2018 год предусмотрены субвенции на реализацию переданных полномочий в рамках Закона N 181-ФЗ в размере 9 157,3 тыс. рублей (то есть 9 157 300 рублей); в той же, таблице Курганской области на указанные цели предусмотрены субвенции на 2019 и 2020 годы в размере, соответственно 10 115,2 тыс. рублей и 10 122,7 тыс. рублей.
В федеральном законе о федеральном бюджете на 2019 год (от 29.11.2018 N 459-ФЗ) в таблице 68 приложения 33 к Закону N 459-ФЗ Курганской области предусмотрены субвенции на указанные цели в объеме 16 903,9 тыс. рублей.
Главным распорядителем средств федерального бюджета на указанные цели является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в связи с чем, учитывая нормы, ст.6, п.2 ст.21, п.3 ст.158 БК РФ, п. 3 ст. 125 ГК РФ, п.п. 5.4.64, 5.2.41 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. N 1038, по данному виду субвенций Минстрой России, отвечает по обязательствам от имени Российской Федерации.
Учитывая Правила N 614, п. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации, абз.4 ст.23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Администрация не воспользовалась установленным порядком межбюджетных отношений, не обратилась к компетентному органу субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением о предоставлении субвенции в целях компенсации понесенных расходов на предоставление жилья инвалиду.
Доведение средств субвенций до Курганской области, подтверждено копией расходного расписания от 26.12.2018 N 069/53, о чем имеется соответствующая отметка УФК по Курганской области о принятии указанных средств на учет.
Кроме того, в соответствии с таблицей 84 приложения 33 к Федеральному закону N 459-ФЗ, Курганской области распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2019 год в сумме
12 347 109,3 тыс. рублей, то есть, более 12 млрд. рублей, которые, по сути, не имеют целевого назначения и предоставляются субъектам Российской Федерации на пополнение бюджетов регионов.
Вышеуказанное регулирование и необходимость его применения судами, также отражены в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2016 N 1 (2016), а также, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма, предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации, прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17.04.2012 г. по делу N 33-705/2012, гражданка Анфиногенова С.А., которой Администрацией г. Кургана во исполнение судебного акта суда общей юрисдикции предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке, является не только лицом, имеющим тяжелое хроническое заболевание, но и инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что подтверждается заключением Главного бюро МСЭ по Курганской области 27.05.2011.
На жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указанная гражданка первично принята постановлением Администрации г. Кургана от 09.10.2010 г. N 6574, по новому списку (внеочередному) -постановлением от 06.09.2011 г. N 6518, очередность в списке - 29, что свидетельствует, что в очередь на предоставление жилья, указанная гражданка поставлена после 01.01.2005 г..
Дата постановки на жилищный учет, указывает на возникновение обязательства по финансированию предоставленного жилья за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а не за счет бюджета Российской Федерации, с учетом вышеуказанных законоположений.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П, несостоятельна, поскольку в иске данный довод не заявлялся, а также, в связи с тем, что порядок предоставления жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний (включая туберкулез), в части регулирования с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, является схожим, следовательно, с учетом нахождения граждан- инвалидов, страдающих одновременно туберкулезом, в разных списках жилищного учета, при сохранении общей численности претендующих на предоставление жилого, помещения, не порождает юридических оснований для предоставления дополнительно бюджетных средств (субвенций, дотаций), объемы которых рассчитываются при бюджетном планировании с учетом общей численности нуждающихся граждан в конкретном регионе (п. 4 ст. 133 БК РФ).
Расчет объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов осуществляется аналогичным образом (п. 6 ст. 131 БК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 г. N 670).
Вышеуказанные обстоятельства, свидетельствуют о не желании Администрации г. Кургана придерживаться указанного порядка, и разрешить вопрос в рамках бюджетного законодательства.
Убытки у Администрации возникли вследствие исполнения судебного акта, а не бездействия, по мнению Администрации, органов исполнительной власти Курганской области или Российской Федерации, к которым, Администрация не обращалась в установленном порядке.
Данная позиция отражена в судебной практике. в том числе, в постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2016. по делу N А40-77315/2015.
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в результате чего признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и несостоятельными, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2019 г. по делу N А40-43391/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУРГАНА - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43391/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУРГАНА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ