г. Челябинск |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А07-17096/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2019 по делу N А07-17096/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" - Гадельшин А.А. (доверенность N 27 от 11.12.2018, паспорт, диплом);
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Сабирова Г.Т. (доверенность N ОП-07/2572 от 27.02.2019, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" (далее - ООО "Николаевская", агрофирма, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство, заинтересованное лицо) с требованиями:
- о признании незаконными действия министерства по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:47:040601:47 площадью 185 362 кв.м, расположенного по адресу: РБ Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства;
- об указании, что решение является основанием произвести действия по восстановлению в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:47:040601:47, площадью 185 362 кв.м, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства;
- о признании незаконным выраженный в письме N ДС-19/5446 от 24.04.2019 отказ министерства в предоставлении обществу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 02:47:040601:47, площадью 185 362 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Дмитриевский;
- об обязании министерства в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав общества путем рассмотрения заявления о предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 02:47:040601:47, площадью 185 362 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Дмитриевский, а также совершить действия, предусмотренные ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ ФКП Росреестра, кадастровая палата, третье лицо).
Решением суда от 30.09.2019 (резолютивная часть объявлена 19.09.2019) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе министерство (далее также - податель жалобы. апеллянт) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение судом норм материального права. Так, апеллянт настаивает, что в момент обращения с просьбой о предоставлении земельного участка, он был аннулирован и сведения из кадастрового кадастра недвижимости исключены, в связи с чем, министерство не могло принять решение о предоставлении данного земельного участка в аренду.
Отзывом на жалобу министерства общество отклонило ее доводы.
Кадастровая палата отзыв на жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - представители третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом мнения представителей сторон, дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить, а представитель общества возражал против этого по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором уступки N 87 от 06.06.2011, договором уступки прав и обязанностей б/н от 18.10.2017, агрофирме переданы права и обязанности арендатора по договору аренды N 394-ДМ от 19.01.2007 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Арендодателем выступает министерство.
Срок аренды - по 18.12.2031.
Право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), запись N 02-04/101-04/201/052/2015-2440/1 от 17.09.2015.
Дополнительным соглашением N 3 от 22.10.2018 к договору аренды N 394-ДМ от 19.01.2007 уточнена площадь земельного участка - 102 172 042 кв.м (10 217 га).
Земельный участок находится собственности Республики Башкортостан, запись в ЕГРН N 02-04-01/009/2007-560 от 28.02.2007.
Сведения о земельном участке содержатся в выписке из ЕГРН N 99/2019/247333768 от 25.02.2019.
На основании п. 3.9. Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35, министерство принимает решения об образовании земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан.
Согласно п. 3.8 указанного положения министерство осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан, в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Башкортостан.
Письмом N 376 от 08.09.2016 общество обратился в министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого из земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 02:47:000000:265, в границах обособленного участка 02:47:040601:14, условный номер образуемого участка 02:47:000000:265:ЗУ1.
Схема расположения земельного участка на КПТ утверждена приказом Минземимущества N 1402 от 20.09.2016, приняты характеристики земельного участка 02:47:000000:265:ЗУ1, площадь: 185 362 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
На основании указанного приказа на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:040601:47 площадью 185 362 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Согласно кадастровому паспорту N 02/16/1-678168 от 23.09.2016 земельного участка с кадастровым номером 02:47:040601:47 земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 23.09.2016, образован из земельного участка 02:47:000000:265, сведения о земельном участке имеют статус временные, дата истечения временного характера сведений - 24.09.2021.
Письмом N 61 от 12.03.2019 (вх.N 6458 от 12.03.2019) заявитель обратился в министерство о предоставлении в аренду без проведения торгов находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 02:47:040601:47, указав в качестве основания для предоставления п.п.5 п.2 ст.39.6 и п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ.
Как следует из письма ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ N 02445 от 28.03.2019 сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:47:040601:47 переведены в статус "аннулированный" 20.03.2019 на основании заявления министерства от 15.03.2019.
Письмом N ИА-19/4840 от 12.04.2019 министерство сообщило заявителю о продлении срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с дополнительной проработкой.
Письмом N ДС-19/5446 от 24.04.2019 министерство сообщило заявителю, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:040601:47 аннулирован, в связи с чем, рассмотрение по существу заявления о предоставлении земельного участка в аренду не представляется возможным.
Не согласившись с письмом министерства, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями, полагая свои права и законные интересы нарушенными.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в подлежащей применению редакции) (далее - Закон о кадастре) установлено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
По правилам ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим Законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Частью 1 ст. 23 Закона о кадастре предусмотрено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно п. 1 ст. 16 АПК РФ судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
Названные нормы призваны обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов и, следовательно, восстановить нарушенные права лиц, обратившихся в суд за их защитой. Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, суд установил, что обществом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие его право на получение земельного участка в аренду, при этом публичный орган не обосновал необходимость аннулирования и исключения временных сведений из государственного кадастра.
Как верно указал суд первой инстанции, министерство, реализовав свое право, предусмотренное ч. 5 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости, нарушило исключительное право заявителя на приобретение спорного земельного участка в собственность.
Кроме того, заявитель обратился 12.03.2019 с заявлением в уполномоченный орган, то есть до аннулирования земельного участка.
В силу вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия министерства, направленные на снятие с кадастрового учета земельного участка, являются незаконными, совершенные со злоупотреблением правом со стороны публичного органа.
Требования заявителя о признании незаконным отказа министерства в предоставлении в аренду без проведения торгов спорного земельного участка, являются законными и в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя, суд обязал министерство рассмотреть заявления о предоставлении в собственность земельных участков с совершением действий, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя, суд указал, что данное решение является основанием для восстановления в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:47:040601:47, площадью 185 362 кв.м, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, Уфимский район, с/с Дмитриевский, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Доводы апелляционной жалобы во внимание приняты быть не могут, поскольку основаны на неверной оценке имеющих место фактических правоотношений и ошибочном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2019 по делу N А07-17096/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17096/2019
Истец: ООО АГРОФИРМА "НИКОЛАЕВСКАЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"